Дидактические средства, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ручному труду.




Актуальность проблемы.

 

Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

"Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками" (Джон Локк)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь ручным трудом из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Работа с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке зверька или птичку, захочет перенести в свою повседневную жизнь.

Детям с нарушенным слухом необходимо заниматься ручным трудом так как практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка

Практическая актуальность для образовательной работы в дошкольном учреждении.

Методическая разработка может быть рекомедована для педагогов дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями, их родителей.

 

3.Цель:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха через ручной труд (с природным материалом).

Задачи:

  1. Создание развивающей среды для развития у детей творческих способностей в работе с природным материалом.
  2. Разработать серию занятий по ручному труду с природным материалом.

3. Привлечь педагогов к работе по ручному труду с природным материалом.

  1. Привлекать родителей к участию в конкурсах по ручному труду, сбору природного материала.

Содержание работы.

 

Для решения 1 задачи необходимо следующее:

 

  1. Реализовать план по самообразованию воспитателя Петровой М.К. по теме: «Развитие творческих способностей в процессе ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста» на 2015-17 учебный год
Содержание работы Сроки исполнения Результат, форма отчетности
Изучение научной и учебно-методической литературы по данной теме Сентябрь-декабрь Аннотация методической литературы Составление библиографического списка
Диагностика детей по изобразительной деятельности октябрь Карты наблюдения Анализ результативной деятельности детей
Разработка плана совместной деятельности в режиме дня поразвитию творческих способностей в процессе ручного труда Сентябрь-октябрь     Оформление плана совместной деятельности в режиме дня поРазвитию творческих способностей в процессе ручного труда. Внедрение в практику плана работы по ручному труду в совместной деятельности в режиме
Подбор материала, фото, иллюстраций по ручному труду Сентябрь-октябрь Создание ознакомительной презентации по ручному труду
Создание предметной среды Подбор и закупка художественного материала для труда В течение года Изготовление дидактических пособий и игр поручному труду
Сбор детских работ по ручному труду, и подготовка к выставке. Участие детей в творческих конкурсах Март-апрель Выставка детских работ Пополнение портфолио детей
Разработка рекомендаций для родителей Март-апрель Оформление наглядной папки
Сравнительный анализ по ручному труду май Оформление результатов
Подготовка отчета по реализации плана май Творческая презентация. Выступление на педсовете

 

 

2. Разработать содержание сенсомоторного уголка в группе.

 

Требования к организации сенсомоторного уголка в группе

Организация образовательного процессапредполагает наличие сенсорно-

дидактических игр, игрушек и пособий разного вида:

- функционально-ориентированные игрушкии пособия: строительные конструкторы, пирамидки, «почтовые ящики», «лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины и др.

Для развития чувства осязания:

- Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).

- Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички.

- Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.

- Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).

- Выпуклые буквы, цифры.

- Разные по форме мелкие предметы.

Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Для развития слуха:

- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

- Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки природы, зву­ки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.

 

3.Оформить уголок труда в соответствии с требованиями к содержанию.

 

Перечень материалов для занятий по ручному труду:

 

Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, веточки туи, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, ракушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, садовых цветов).

Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.)

Различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга.

Ткань, проволока, вата, целлофан, поролон и т. д.

Клей: клеящий карандаш, клей ПВА.

Набор разноцветного пластилина.

Комплект инструментов для работы на учебный год:

Ножницы, стека для пластилина, гладилка для бумаги (зубная щетка со срезанной щетиной или большая пуговица с тупым краем), плоская кисточка для клея (щетина) № 7 с деревянной ручкой и заостренным концом.

Вспомогательное оборудование:

Доска подкладная для работы с пластилином. Тряпочки для вытирания рук или бумажные салфетки. Коробочки для мусора. Баночки для клея.

 

Для решения второй задачи необходимо:

  1. Разработать серию занятий по ручному труду с природным материалом (см. в Приложении)

При проведении занятий необходимо учитывать структуру:

1. Показ и объяснение педагога.

2. Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога

3. Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.

Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого изделия к сложному изделию.

Продолжительность занятия с детьми:

Старший дошкольный возраст – 30 мин.

В организацию занятий включаются методы и приемы:

1. Пальчиковая гимнастика,

2. Беседы по ознакомлению со свойствами материалов

3. Внесение образца (сюрпризный момент) и его обследования

4. Физминутка.

5.Обьяснение и показ изготовления поделки

6.Действия детей

7. Выставка работ

8.Оценка детской деятельности

 

Для решения третьей задачи необходимо следующее:

 

 

  1. Привлечь педагогов к работе по ручному труду с природным материалом.
  1. Разработать методические рекомендации для воспиталей по проведению ручного труда с природным материалом. (смотреть в приложении)

 

  1. Подобрать художественную литературу.

 

Детская литература о природе, рассказы и стихотворения авторов:

 

Барто Агнии Львовны

Берестова Валентина Дмитриевича

Бианки Виталия Валентиновича

Маршака Самуила Яковлевича

Паустовкий Константи́н Гео́ргиевич

Пришвин Михаи́л Миха́йлович

Чуковский Корней Иванович

 

Подбор дидактических наборов:

· «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Птицы»

· Экскурсии по району «Богданка». Экскурсия в выставочный зал «Радуга». Экскурсии в Государственный Художественный музей

· Взаимодействие детского сада и социума микрорайона: школа, родители, детская библиотека и студенты-практиканты (дефектологи, психологи).

 

 

Для решения четвертой задачи по работе с родителями необходимо следующее:

 

1. Привлечь к участию родителей в сборе природного материала: «В гостях у природы»

2. Оформить наглядную агитацию для родителей по темам: «Влияние ручного труда на развитие речи ребенка», «Что можно сделать из природного материала», «Конструирование из природного материала».

3. Провести конкурсы для детей и родителей: «В гостях у осени» внутри садовый конкурс. Изготовление поделок из овощей, фруктов, ягод и листьев. Создание композиций из природного материала и сказочных персонажей.

4. Привлечь родителей к участию в Республиканском конкурсе «Елка». Создание елки из природного и бросового материала,

5. Организовать участие родителей в городском конкурсе: «Снежные постройки». Лепка снежных фигур с использованием природного и бросового материала

6. Провести конкурсы для детей и «Сказочные персонажи из природного материала» внутри группового конкурса. Изготовление сказочных игрушек из шишек, ракушек и семян.

7. Провести выставку работ по теме «Пасха» с участием родителей и детей (в группе). Создание игрушек из скорлупы, ниток, соломы, веток вербы и цветов. Дети - лепка из моделирующей массы с применением семян подсолнечника, цветного пшена, лепестков бессмертника, цветов мимозы.

8. Провести выставку работ по теме «Пасха» с участием родителей и детей (в группе). Во-первых, говорим о том, что необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить детей бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.

Дидактические средства, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ручному труду.

·.Презентации: «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Ракушки»

 

· Д/игра «Волшебный мешочек», «Подбери похожий лист»,

 

· Учебные пособия-таблицы «Деревья», «Птицы», «Растения»

 

6.Новизна разработки

 

Решение задач по развитию ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха осуществляется через со­вместную творческую коллективную деятельность педагогов, детей, родителей - через эффективную, нетрадиционную форму работы с родителями - «Сбор природного материала, выставки совместных творческих работ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: