Актуальность проблемы.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
"Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками" (Джон Локк)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь ручным трудом из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Работа с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке зверька или птичку, захочет перенести в свою повседневную жизнь.
Детям с нарушенным слухом необходимо заниматься ручным трудом так как практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка
Практическая актуальность для образовательной работы в дошкольном учреждении.
Методическая разработка может быть рекомедована для педагогов дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями, их родителей.
3.Цель:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха через ручной труд (с природным материалом).
Задачи:
- Создание развивающей среды для развития у детей творческих способностей в работе с природным материалом.
- Разработать серию занятий по ручному труду с природным материалом.
3. Привлечь педагогов к работе по ручному труду с природным материалом.
- Привлекать родителей к участию в конкурсах по ручному труду, сбору природного материала.
Содержание работы.
Для решения 1 задачи необходимо следующее:
- Реализовать план по самообразованию воспитателя Петровой М.К. по теме: «Развитие творческих способностей в процессе ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста» на 2015-17 учебный год
Содержание работы | Сроки исполнения | Результат, форма отчетности |
Изучение научной и учебно-методической литературы по данной теме | Сентябрь-декабрь | Аннотация методической литературы Составление библиографического списка |
Диагностика детей по изобразительной деятельности | октябрь | Карты наблюдения Анализ результативной деятельности детей |
Разработка плана совместной деятельности в режиме дня поразвитию творческих способностей в процессе ручного труда | Сентябрь-октябрь | Оформление плана совместной деятельности в режиме дня поРазвитию творческих способностей в процессе ручного труда. Внедрение в практику плана работы по ручному труду в совместной деятельности в режиме |
Подбор материала, фото, иллюстраций по ручному труду | Сентябрь-октябрь | Создание ознакомительной презентации по ручному труду |
Создание предметной среды Подбор и закупка художественного материала для труда | В течение года | Изготовление дидактических пособий и игр поручному труду |
Сбор детских работ по ручному труду, и подготовка к выставке. Участие детей в творческих конкурсах | Март-апрель | Выставка детских работ Пополнение портфолио детей |
Разработка рекомендаций для родителей | Март-апрель | Оформление наглядной папки |
Сравнительный анализ по ручному труду | май | Оформление результатов |
Подготовка отчета по реализации плана | май | Творческая презентация. Выступление на педсовете |
2. Разработать содержание сенсомоторного уголка в группе.
Требования к организации сенсомоторного уголка в группе
Организация образовательного процессапредполагает наличие сенсорно-
дидактических игр, игрушек и пособий разного вида:
- функционально-ориентированные игрушкии пособия: строительные конструкторы, пирамидки, «почтовые ящики», «лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины и др.
Для развития чувства осязания:
- Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
- Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички.
- Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.
- Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
- Выпуклые буквы, цифры.
- Разные по форме мелкие предметы.
Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Для развития слуха:
- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.
- Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.
3.Оформить уголок труда в соответствии с требованиями к содержанию.
Перечень материалов для занятий по ручному труду:
Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, веточки туи, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, ракушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, садовых цветов).
Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.)
Различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга.
Ткань, проволока, вата, целлофан, поролон и т. д.
Клей: клеящий карандаш, клей ПВА.
Набор разноцветного пластилина.
Комплект инструментов для работы на учебный год:
Ножницы, стека для пластилина, гладилка для бумаги (зубная щетка со срезанной щетиной или большая пуговица с тупым краем), плоская кисточка для клея (щетина) № 7 с деревянной ручкой и заостренным концом.
Вспомогательное оборудование:
Доска подкладная для работы с пластилином. Тряпочки для вытирания рук или бумажные салфетки. Коробочки для мусора. Баночки для клея.
Для решения второй задачи необходимо:
- Разработать серию занятий по ручному труду с природным материалом (см. в Приложении)
При проведении занятий необходимо учитывать структуру:
1. Показ и объяснение педагога.
2. Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога
3. Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.
Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого изделия к сложному изделию.
Продолжительность занятия с детьми:
Старший дошкольный возраст – 30 мин.
В организацию занятий включаются методы и приемы:
1. Пальчиковая гимнастика,
2. Беседы по ознакомлению со свойствами материалов
3. Внесение образца (сюрпризный момент) и его обследования
4. Физминутка.
5.Обьяснение и показ изготовления поделки
6.Действия детей
7. Выставка работ
8.Оценка детской деятельности
Для решения третьей задачи необходимо следующее:
- Привлечь педагогов к работе по ручному труду с природным материалом.
- Разработать методические рекомендации для воспиталей по проведению ручного труда с природным материалом. (смотреть в приложении)
- Подобрать художественную литературу.
Детская литература о природе, рассказы и стихотворения авторов:
Барто Агнии Львовны
Берестова Валентина Дмитриевича
Бианки Виталия Валентиновича
Маршака Самуила Яковлевича
Паустовкий Константи́н Гео́ргиевич
Пришвин Михаи́л Миха́йлович
Чуковский Корней Иванович
Подбор дидактических наборов:
· «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Птицы»
· Экскурсии по району «Богданка». Экскурсия в выставочный зал «Радуга». Экскурсии в Государственный Художественный музей
· Взаимодействие детского сада и социума микрорайона: школа, родители, детская библиотека и студенты-практиканты (дефектологи, психологи).
Для решения четвертой задачи по работе с родителями необходимо следующее:
1. Привлечь к участию родителей в сборе природного материала: «В гостях у природы»
2. Оформить наглядную агитацию для родителей по темам: «Влияние ручного труда на развитие речи ребенка», «Что можно сделать из природного материала», «Конструирование из природного материала».
3. Провести конкурсы для детей и родителей: «В гостях у осени» внутри садовый конкурс. Изготовление поделок из овощей, фруктов, ягод и листьев. Создание композиций из природного материала и сказочных персонажей.
4. Привлечь родителей к участию в Республиканском конкурсе «Елка». Создание елки из природного и бросового материала,
5. Организовать участие родителей в городском конкурсе: «Снежные постройки». Лепка снежных фигур с использованием природного и бросового материала
6. Провести конкурсы для детей и «Сказочные персонажи из природного материала» внутри группового конкурса. Изготовление сказочных игрушек из шишек, ракушек и семян.
7. Провести выставку работ по теме «Пасха» с участием родителей и детей (в группе). Создание игрушек из скорлупы, ниток, соломы, веток вербы и цветов. Дети - лепка из моделирующей массы с применением семян подсолнечника, цветного пшена, лепестков бессмертника, цветов мимозы.
8. Провести выставку работ по теме «Пасха» с участием родителей и детей (в группе). Во-первых, говорим о том, что необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить детей бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.
Дидактические средства, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ручному труду.
·.Презентации: «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Ракушки»
· Д/игра «Волшебный мешочек», «Подбери похожий лист»,
· Учебные пособия-таблицы «Деревья», «Птицы», «Растения»
6.Новизна разработки
Решение задач по развитию ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха осуществляется через совместную творческую коллективную деятельность педагогов, детей, родителей - через эффективную, нетрадиционную форму работы с родителями - «Сбор природного материала, выставки совместных творческих работ».