Введение
Когда я перешла в 5 класс у нас появился новый предмет технология. На технологии мы работаем на кухне, и в мастерской для пошива изделий. В течение двух четвертей мы работали над пошивом фартука, и мне стало интересно, для чего же ещё предназначен фартук, и какие ещё модели бывают.
Цель моего проекта: изготовление фартука.
Задачи:
1.Узнать историю фартука.
2.Узнать из каких материалов ещё изготавливаются фартуки.
3.Узнать какие бывают фасоны и модели.
4.Защитить проект.
I. Теоретический аспект
1.1 История фартука
Считается, что первые фартуки появились у мужчин Древнего Египта, которые состояли на службе, а также у фараонов, с целью подчеркнуть свой статус. Передник выглядел как драпировка из ткани, прикрепленная к кожаному поясу. Позже фартук изготавливался более широким, чтобы его можно было обернуть вокруг тела и закрепить спереди. Фасад этой ложной юбки мог быть трапециевидной, веерной или треугольной формы.
1.2 Фасоны фартуков
1.Передник (представляет собой наипростейшую конструкцию фартука. Это пояс, к которому крепится отрез ткани.)
2.Цельнокроеные с нагрудником (хорошо закрывает грудь и область живота и бёдер.)
3.Разрезные по линии талии (имеет больше эстетический, нежели защитный эффект.)
4.С карманами (самая практичная модель.)
5.Майки (представляет собой две половины передника одинакового кроя, сшитые на плечах, одевается через голову).
1.3 Ткани для изделия
Фартуки можно шить из различных тканей: из льна, из шёлка, из хлопчатобумажной ткани.
Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются.
|
Шёлковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.
Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.
II. Практический аспект
2.1 Обоснование выбора фасона
Для изготовления фартука были разработаны различные модели, изучены области применения, разработаны эскизы моделей (Приложение 1).
2.2 Эскиз
Из всех идей я выбрала модель №6. Потому что она более практична для работы на кухне. Этот фартук имеет вместительные карманы и нагрудник. Он будет сшит из хлопчатобумажной ткани, у него нет оборок и кружев. (Приложение 2.)
2.3 Обоснование выбора материала
Для фартука я выбрала хлопчатобумажную ткань – ситец. Эта ткань имеет хорошие гигиенические свойства (высокая гигроскопичность, средняя пылеемкость) обеспечивают человеку комфорт в такой одежде. Кроме того, ситец достаточно прочен и при стирке не требует никаких особых условий. А хорошие технологические свойства хлопчатобумажных тканей (средняя осыпаемость, малое скольжение, средняя усадка) позволяют даже начинающей швее сшить аккуратные и красивые вещи. Так же ткань имеет красивый внешний вид при малой себестоимости.
К недостаткам этой ткани относят сильную сминаемость, небольшую стойкость к истиранию, что приводит к тому, что ткани при носке теряют красивый внешний вид.
Расход ткани: при ширине ткани 80 см потребуется 60 см хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком. (Приложение 3.)
|
2.4 Конструирование
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения.
Снятие мерок – это измерение фигуры для построения выкроек.
Для того чтобы построить чертеж я сняла мерки (Приложение 4):
Линия плеча
Линия груди
Линия таллии
Линия бедер
Линия колен (Длина изделия)
Существуют правила снятия мерок.
- Талию обвязать пояском или шнурком.
- Мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин.
- Сантиметровую ленту не следует натягивать и ослаблять.
- Стоять прямо, без напряжения, руки опущены, ноги вместе.
- Мерки длины (Ди) измеряют полностью, записывают полностью.
- Мерки обхватов (Сб, Ст) и ширины измеряют полностью, записывают в половинном размере, т.к. чертёж строят на одну половину фигуры.
Мерки, необходимые для построения чертежа фартука
- Сб – полуобхват бедер
- Шн – ширина нагрудника
- Дн – длина нагрудника
- Днч – длина нижней части фартука
- Ст – полуобхват талии
2.5 Моделирование
Фартук из цветной хлопчатобумажной ткани, с отрезным нагрудником, Который имеет трапециевидную форму. Карманы накладные, квадратные. Нижняя часть фартука прямая. Пояс и бретели выполнены из ткани (Приложение 5)
2.6 Технологическая карта
№ п/п | Этап | Название операции | Описание операции | Рисунок | Инструменты и приспособления | ||
Подготовка ткани | Подобрать ткань для пошива фартука. | Подобрать ткань в соответствии с расчетом | Ножницы, утюг | ||||
Выполнить декатирование | Провести влажно-тепловую обработку ткани | Утюг | |||||
Раскрой ткани | Обмеловка деталей фартука | Разложить выкройки на ткани в соответствии с долевой нитью и сгибом и приколоть, обвести, добавить припуски на швы | Карандаш, булавки, линейка | ||||
Раскрой деталей фартука | Вырезать детали выкройки: нижняя часть фартука, нагрудник, бретели, карманы. | Ножницы | |||||
Обработка деталей фартука | Обработка нижней части фартука. | Подвернуть боковые срезы на изнаночную сторону и заутюжить. Застрочить на расстоянии 2 мм и застрочить от подогнутых краев фартука. | Швейная машина, ножницы, игла, булавки, утюг | ||||
Обработка карманов. | Обработать верхний срез кармана швом вподгибку на изнаночную сторону. Заметать боковые срезы отогнутой части кармана на 1 см. от среза. | Швейная машина, ножницы, игла, булавки, утюг | |||||
Соединение кармана с нижней частью фартука | Настрочить карманы на нижнюю часть фартука | Наложить карманы на нижнюю часть фартука по проложенным копировальным строчкам. Настрочить карманы на нижнюю часть фартука отделочной строчкой на расстоянии 2 мм от края, закрепляя верхние углы. | Швейная машина, ножницы, игла, булавки, утюг | ||||
Обработка брителей | Обработать бретели. | Швейная машина, ножницы, игла, булавки, утюг | |||||
Обработка срезов нагрудника Соединение бретелей с нагрудником и обработка верхнего среза нагрудника | Обработать нагрудник. | Сложить две детали нагрудника лицевыми сторонами внутрь. Уровнять срезы, сколоть булавками и наметать. Вложить между деталями нагрудника обработанные бретели, сколоть булавками детали нагрудника по верхнему срезу, захватывая бретели. Сметать и обтачать нагрудник по намеченным линиям. Срезать припуски на швы в уголках, оставляя 3 см. Вывернуть нагрудник с бретелями на лицевую сторону. Выметать шов обтачивания нагрудника прямыми стежками по трем сторонам. Проутюжить нагрудник со стороны нижней детали. Удалить нитки взметывания. |
| Швейная машина, ножницы, игла, булавки, утюг |
2.7 Риски
№ | Риски | Пути решения |
Не удалось выполнить моделирование нагрудника | Выполнить нагрудник без изменения (прямоугольный). | |
Не достаточно ткани для карманов | Выполнить один карман |
2.8 Экономическое обоснование
Чтобы убедится в экономической целесообразности изготовления фартука, необходимо произвести расчет требуемых материалов.
Расчет себестоимости фартука.
№ | Наименование | Ед.изм. | Цена за ед. Руб. | Кол-во | Сумма Руб. |
Ткань | метр | 80-00 | 0,6 | 48-00 | |
Нитки | катушка | 25-00 | 25-00 | ||
Итого | 73-00 |
III Вывод
При работе над проектом я обратилась к информационным источникам, узнала, как менялся фартук на протяжении многих лет. В данное время фартуки защищают одежду от различных загрязнений и бывают разные по назначению, по обработке и конструкции.
Фартук – первое изделие, которое я сшила самостоятельно. В этом мне помогли знания, которые я получила на уроках технологии, рекомендации и поддержка учителя технологии.
В процессе выполнения проектной работы я изучала:
- функции фартука;
- историю фартука;
- виды ткани для пошива фартука;
- процесс изготовления фартука;
- последовательность изготовления изделия;
- соблюдение техники безопасности при работе;
Я считаю, что шить очень интересно. В будущем, мне очень хочется сшить более сложную вещь, но для этого мне нужно будет получить необходимые навыки и знания, которые я приобрету в школе на уроках технологии.
Информационные источники
1. Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д., и др. Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013. 208 с.
2. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Синица Н.В. и др. Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012. 224 с.
3. Интернет-ресурсы
4. https://stranamasterov.ru/user/13834 (Сайт: «Страна Мастеров»)
Приложение 1
Модель №1
Фартук из хлопчатобумажной ткани
с печатным рисунком, со сборками от верхнего среза и карманами в фигурном подрезе по линии низа. Модель рекомендуется для работ по дому
Модель №2
Фартук из хлопчатобумажной гладкокрашеной ткани со сборками от верхнего среза и накладными карманами. Карманы и нагрудник отделаны тесьмой, которая подчеркивает их оригинальную форму.
Модель рекомендуется молодым хозяйкам
Модель №3
Фартук из льняной ткани с цельнокроеным нагрудником и карманами в рельефных швах. В качестве отделки на карманах и нагруднике предлагается аппликация.
Модель № 4
Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, с мягкими складками от верхнего среза, карманами-вставками из отделочной ткани. Верхний срез обработан притачным поясом, нижний – швомвподгибку с закрытым срезом.
Модель №5
Фартук из хлопчатобумажной гладкокрашеной ткани с накладными карманами и пристегивающимся нагрудником фигурной формы. В качестве отделки фартука предлагается оборка по карманам, бретелям и низу. Модель рекомендуется для кулинарных работ
Модель №6
Фартук из цветной хлопчатобумажной ткани, с отрезным нагрудником, Который имеет трапециевидную форму. Карманы накладные, квадратные. Нижняя часть фартука прямая. Пояс и бретели выполнены из ткани
Приложение 2
Модель фартука для пошива
Модель №6
Приложение 3
Ткань для фартука
Приложение 4
Приложение 5
Моделирование фартука
П П1 Б Б1
Б2 Б3
П2 П3