Успешная реализация стратегии во многом зависит от качества принятого управленческого решения. Не случайно в литературе используется определение процесса управления, в котором в качестве основного момента рассматривается управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих.
Начальный импульс процессу принятия решений задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое подается на управляемый объект. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, в центре цикла находятся три элемента процесса: проблема, ее решение, люди, участвующие в процессе на всех трех этапах.
Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному. Необходимость введения изменений, требующих для своей реализации ресурсов и времени, должна быть обоснована анализом факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации. Описание проблемной ситуации содержит две части: характеристику самой проблемы и ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы. Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде организации и начать поиск решения.
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели менеджмента.
|
Обычно в принятии любого управленческого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение, рациональность. Для стратегического и тактического управления любой подсистемой менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, оптимизации и обоснования. Безусловно, управленческое решение должно быть качественным, а для этого оно должно отвечать определенным требованиям. Главные требованиями считаются: обоснованность, своевременность, экономичность, эффективность.
Следует сказать, что в организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности. Их классификация позволяет выделить виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений (Таблица 10.1).
Таблица 10.1
Классификация решений, принимаемых в организации.
Критерии | Классы решений |
Степень структурированности Содержание Количество целей Длительность действия Лицо, приним. решение Уровень принятия решений Глубина воздействия Направление решения | Слабо структурированные (не программируемые) Высоко структурируемые (программируемые) Экономические, социальные, организационные, технические, научные Одноцелевые, многоцелевые Стратегические, тактические, оперативные Индивидуальные, групповые, организация в целом, структурные подразделения, функциональные службы, отдельные работники Одноуровневые, многоуровневые Внутри организации Во внешнюю среду |
|
Принятие решений в управлении представляет собой довольно сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и процедур.
Цель первого этапа – выявление и описание проблемы и проблемной ситуации;
второго- поиск возможных вариантов решений;
на третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения;
на последнем этапе целью работ являются организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.
Необходимым элементом процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах. На этапе постановки задачи принятия решений – это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы, на этапе решения - оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами, на этапе принятия решения – оценка ожидаемых последствий его реализации. Для этой цели используют критерии. В качестве них могут выступать: целевые установки, ресурсы для качественного сбора информации, критерии, которые помогают из множества альтернатив выбрать наилучший подход к решению проблемы. Одним из условий повышения качества и эффективности управленческого решения является обеспечение многовариантности решений, следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению целей.
Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:
|
· фактор времени;
· фактор качества объекта;
· фактор масштаба производства;
· уровень освоенности объекта в производстве;
· метод получения информации для принятия управленческого решения;
· условия применения объекта;
· фактор инфляции;
· фактор риска и неопределенности;
Кроме того, важно иметь в виду, что при разработке вариантов управленческого решения следует пользоваться одними и теми же подходами и методами получения информации и выполнения расчетов.
Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности, а не ее сложность. На практике этот процесс более сложен и допускает не только последовательность, но и параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений. Эффективность же этого процесса во многом зависит от методов, которыми оперируют менеджеры.
Методы, используемые на этапе постановки проблемы, обеспечивают ее достоверное и наиболее полное описание, выявление и анализ воздействия внутренних и внешних факторов, дают возможность оценить ситуацию. В их составе существенная роль принадлежит методам факторного анализа, сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования.
На этапе решения проблемы, когда целесообразно использовать коллективный интеллект, применяют метод номинальной групповой техники, метод Дельфы и метод мозговой атаки.
На этапе выбора решения необходимо прежде всего определить методы критериев выбора оптимального решения или методы оптимизации. Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то эти методы целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач любой системы менеджмента. Оперативные задачи должны решаться с помощью простых, эвристических методов. К методам оптимизации относятся:
· моделирование;
· прогнозирование;
Моделирование делится на следующие виды: логическое, экономико-математическое и физическое.
Примером логического моделирования может служить диаграмма Исикавы (Рисунок 10.1)
|
Экономико-математическое моделирование представляет собой процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Математическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи. Экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта.
Физические модели представляют собой пропорционально уменьшенные натуральные объекты. Они изготавливаются с целью экономии материалов для проверки аэродинамических, эстетических, компоновочных и других характеристик объекта.