Химия в игре
Подготовили:
Никитин Никита Алексеевич
Шакшина Виктория
Захаров Валерий Александрович,
Обучающиеся 10-А класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №6»
429336, ЧР, г. Канаш, Восточный мкрн., 23
ЧР г.Канаш, Восточный мкрн., 25
Контактный телефон:89520274035
E-mail: val_zaxarov@mail.ru
Руководитель:
Васильева Наталия Ивановна, учитель муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Канаш 429336, ЧР, г. Канаш, Восточный мкрн., 23 E-mail: um-kaa@mail.ru
Канаш - 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………,…...3
1 Подготовка заданий ………………………….…………………………….4
2. Сценарий мероприятия …………………………………………………..6
2.1 Проведение мероприятия..……………………...………………………..15
2.2 Организация видеосъёмки. …………………………………...………...16
Заключение………….........…………………………………………....….....17
Список литературы…………………………………..………..…….…........19
Введение
Когда мы учились в восьмом классе, химия быстро заинтересовал нас. Своей сложностью, увлекательностью и красотой химических реакций и превращений. К сожалению, в последнее время можно заметить спад интереса учеников к предмету.
Мы решили собрать более полную информацию о причинах этого явления, и попытаться изменить это в лучшую сторону. Так как химия, по большей части прикладная наука. Она играет очень важную роль в современном мире. Химическая промышленность производит десятки тысяч наименований продуктов, многие из которых по технологическим и экономическим характеристикам успешно конкурируют с традиционными материалами, а часть — являются уникальными по своим параметрам. Эта наука усовершенствует уже существующие препараты, предназначены для лечения. С химией связано множество интереснейших и востребованных профессий. Цель нашей работы: исследовать причины снижения устойчивого интереса к химии, повысить интерес к её изучению, с помощью практических соревновательных мероприятий.
|
Для реализации поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
– изучить необходимую литературу и интернет-источники;
– собрать необходимый материал;
– провести опрос;
– обобщить данные;
– создать презентацию;
– снять видео во время мероприятий;
Используемые методы исследования: чтение литературных источников; опрос; анализ полученных результатов; фотографирование, видеосъёмка.
1.Подготовка заданий
Так как нашей целью является популяризация химия среди учеников, задания теоретического характера мы старались сделать более занимательными, чем стандартные задачи из учебников по химии.
Для того, чтобы успешно решить предложенные задания участникам нужно было лишь знать и уметь применять только основы химии, не углубляясь в свойства веществ и в сложных процессы и обладать определённым кругозором и эрудицией. Нужно было определить о каком химическом элементе идёт речь или объяснить какое-либо химическое превращение, то есть для выполнения заданий в нашей игре абсолютно хватает знаний и умений, полученных ребятами на уроках химии.
При составлении заданий для практического тура мероприятии, мы руководствовались имеющимися в школьной лаборатории реактивами и оборудованием, а также внешней красотой реакций и превращений. Реактивы и продукты их реакций являлись безвредными и не представляли угрозы здоровью участников. Перед началом выполнения опытов ребят прослушали инструктаж по технике безопасности от учителя химии. Прежде чем позволить участникам начинать эксперименты мы попросили их описать план работы, составить уравнения реакций.
|
После проверки членами жюри уравнений реакций и плана выполнения опытов, ребята преступили к экспериментам. Не у всех реакции получались сразу, в этом не всегда виноваты участники, ведь на результат реакции влияет большое количество факторов: чистота реагирующих веществ, правильное соотношений, температура и так далее. Если вещества подобраны правильно, то члены жюри оценивали работу в максимальный балл.
2. Сценарий мероприятия
После двух недель обсуждений заданий и организационных моментов между собой и учителем химии, был составлен сценарий игры. На его содержание мы опирались при проведении мероприятия. В нём отражены все пять туров игры с вопросами и ответами, а также материал для инструктажа участников по технике безопасности. Ребята получали отдельно распечатанные задания, а жюри ответы на них и критерии оценивания. По завершении игры жюри заполнили сводную ведомость результатов. На основе заполненной таблицы и была определена команда-победитель. Победители получили главный приз, занявшие второе и трете место также получили призы.
I. Организационный момент.
Беседа по технике безопасность в работе с химическими веществами.
|
Правила. В турнире эрудитов принимают участие команды 9 классов. Участвуют 3 команды.
Оборудование: карточки-задания,
химические стаканы, стеклянные палочки, пробирки, фарфоровый тигель, стеклянная палочка, спиртовка, асбестовая сетка, спички, вата.
Реактивы: раствор сульфата железа(II), карбонат кальция, соляная кислота, растворы гидроксида натрия, хлорида лития и хлорида бария, раствор сульфата меди(II), карбонат кальция, соляная кислота, растворы нитрата калия, гидроксида натрия, хлорида бария, раствор хлорида кальция, оксид железа(III), растворы гидроксида калия.
Ответы участников проверяются жюри, состоящим из учеников 10 класса естественнонаучного профиля.
Техника безопасности
1. Категорически запрещается работать одному в лаборатории, так как в экстренном случае будет некому оказать пострадавшему первую помощь и ликвидировать последствия неудавшегося эксперимента. Работать следует только в отведенное время под контролем преподавателя или других сотрудников.
2. Необходимо соблюдать тишину, чистоту и порядок. Поспешность и неряшливость в работе часто приводят к несчастным случаям. Нельзя отвлекать от работы и отвлекать своих товарищей. Запрещается держать на лабораторном столе посторонние предметы (сумки, учебники и т.д.).
3. Категорически запрещается принимать и хранить пищу.
4. Каждый должен знать, где находятся средства индивидуальной защиты, аптечка, средства для тушения пожара. Кроме очков, в лаборатории должны быть защитные маски, респираторы и противогазы. Во всех лабораториях в легко доступных местах находятся средства для пожаротушения (ящики с песком и совком, огнетушители, противопожарные одеяла), а также аптечки, которые снабжены всеми медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи (растворы борной кислоты, гидрокарбоната натрия, перманганата калия, танина, нашатырного спирта, а также вата, бинт, йодная настойка, активированный уголь, мазь от ожогов, склянка для промывания глаз).
5. В лаборатории необходимо находиться в застегнутом хлопчатобумажном халате. Это обеспечивает некоторую индивидуальную защиту и позволяет избежать загрязнения одежды.
6. Приступать к работе можно после усвоения всей техники ее выполнения. Если вы испытываете какие-либо сомнения в методике проведения эксперимента или в технике безопасности, прежде чем продолжить работу, проконсультируйтесь с преподавателем.
7. Нельзя проводить опыты в загрязненной посуде. Посуду следует мыть сразу после окончания эксперимента.
8. Категорически запрещается пробовать химические вещества на вкус. Нюхать вещества следует осторожно, не поднося сосуд близко к лицу, а лишь направляя к себе пары или газы легким движением руки, при этом не следует делать полный вдох. Жидкие органические вещества и их растворы запрещается набирать в пипетки ртом, для этого необходимо использовать резиновые груши и другие приспособления.
9. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу, так как многие из них вызывают раздражение и ожоги кожи и слизистых оболочек.
10. Все банки, в которых хранятся вещества, должны быть снабжены этикетками с соответствующими названиями.
11. Запрещается нагревать, смешивать и взбалтывать реактивы вблизи лица. При нагревании нельзя держать пробирку или колбу отверстием к себе или в направлении работающего товарища.
12. Необходимо пользоваться защитными очками в следующих случаях:
а) при работе с едкими веществами (с концентрированными растворами кислот и щелочей, при дроблении твердой щелочи и т.д.);
б) при перегонке жидкостей при пониженном давлении и работе с ваккум-приборами;
в) при работе со щелочными металлами;
г) при определении температуры плавления вещества в приборе с концентрированной серной кислотой;
д) при работе с ампулами и изготовлении стеклянных капилляров.
13. Запрещено выливать в раковину остатки кислот и щелочей, огнеопасных и взрывоопасных, а также сильно пахнущих веществ. Для слива этих веществ в вытяжном шкафу должны находиться специальные сосуды с плотно притертыми крышками и соответствующими этикетками («СЛИВ КИСЛОТ», «СЛИВ ЩЕЛОЧЕЙ», «СЛИВ ОРГАНИКИ»).
14. Не разрешается бросать в раковину стекла от разбитой посуды, бумагу и вату.
15. После завершения работы необходимо отключить газ, воду, вытяжные шкафы и электроэнергию.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ И ЩЕЛОЧАМИ
1. Хранить концентрированные кислоты и щелочи следует в вытяжном шкафу в прочной посуде на поддоне.
2. Все работы с кислотами и щелочами нужно проводить в защитных очках.
3. Концентрированную соляную и азотную кислоты можно переливать только в вытяжном шкафу. Разбавление кислот следует проводить в жаростойкой посуде, при этом кислоту необходимо приливать к воде небольшими порциями, при перемешивании (нельзя приливать воду к концентрированной кислоте, так как в этом случае выделяется большое количество теплоты, воды, как менее плотное вещество, вскипает на поверхности кислоты, и жидкость может быть выброшена из сосуда).
II. Конкурсная программа
Тур 1 - «Случайность»
На партах лежат пронумерованные листы с вопросами, участники случайным образом выбирают вопросы. В случае выпадения у двух команд одинаковых вопросов, вопрос выбирается снова.
Вопросы:
1) Какие два металла наиболее распространены в земной коре? (2 балла)
2) Тяжёлый металл в жидком состоянии. (2 балла)
3) Каким химическим элементом богата морская капуста, а недостаток его в организме человека приводит к заболеванию щитовидной железы? (2 балла)
4) Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (2 балла)
5) Какая кислота содержится в желудочном соке животных? Какова её роль? (2 балла)
Тур 2 –«Уравнения реакций»
Каждой команде выдаются по одной карточке с неполными уравнениями реакций, которые нужно завершить.
9-А
H2O+Na→ NaOH+H2↑
HCl+NaOH→ NaCl + H2O
9-Б
Mg+O2→MgO
CuO+Al→Al2O3+Cu
9-В
NO2→NO+O2
Fe3O4+Al→Al2O3+Fe
Тур 3 - «Блиц»
Вопросы задаются отдельным учащимся от каждой команды.
Вопросы: (даётся по 10 секунд на обдумывание каждго вопроса)
1. Заряд ядра водорода. +1
2. Латинское название химического элемента мышьяка. Арсеникум
3. Формула воды. Н2О
4. Самый активный металл. Цезий
5. Агрегатное состояние брома при н.у. Жидкость
6. Цвет лакмуса в щелочи. синий
7. Мельчайшая частица вещества. Молекула
8. Название реакции между кислотой и щелочью. Нейтрализация
9. Чугун - это сплав, каких элементов. Железа с углеродом
10. Соли угольной кислоты. Карбонаты
Тур 4 - «Знатоки химического оборудования»
«Знатоки химического оборудования»
Команда _____________________________
За каждый правильный ответ – 1 балл
Максимальное количество - 5 баллов
№ п/п | Название химической посуды и лабораторного оборудования | Назначение химической посуды и лабораторного оборудования |
Количество баллов | ||
Итого |
РЕШЕНИЕ:
№ п/п | Название химической посуды и лабораторного оборудования | Назначение химической посуды и лабораторного оборудования |
Пробирка | Проведение химических опытов (реакций) | |
Коническая колба | Проведение химических опытов (реакций), смешивание веществ | |
Мерный цилиндр | Отмерять необходимый объем жидкости | |
Тигель | Нагревание, плавление или сжигание твёрдых химических веществ | |
Химический стакан | Проведение химических опытов (реакций), смешивание веществ |
Тур 5. « Эксперимент»
Экспериментальный тур состоял из двух частей. В первой ребятам выдавалось вещество и несколько реактивов, но только с двумя из них исходное вещество вступало в химическую реакцию. Во второй части участники осуществляли цепочку превращений. Свойства всех предложенных веществ были изучены учащимися раньше на уроках химии.
1) Первая часть практической части игры.
Команда №1
Дан раствор сульфата железа(II), а также набор следующих реактивов: карбонат кальция, соляная кислота, растворы гидроксида натрия, хлорида лития и хлорида бария.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата железа(II), и укажите признаки их протекания.
Команда №2
Дан раствор сульфата меди(II), а также набор следующих реактивов: карбонат кальция, соляная кислота, растворы нитрата калия, гидроксида натрия, хлорида бария.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата меди(II), и укажите признаки их протекания.
Команда №3
Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк; соляная кислота; растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания.
2) Вторая часть практической части игры.
Команда №1
MgCO3 ⟶ MgCl2 ⟶ Mg(OH)2 ⟶ MgSO4
Команда №2
CuSO4 ⟶ Cu(OH)2 ⟶ CuO ⟶ Cu
Команда №3
ZnCl2 ⟶ Zn(OH)2 ⟶ ZnCl2
Zn(OH)2 ⟶ Na2[Zn(OH)4]
2.1 Проведение мероприятия
Так как в сценарии игры множество заданий различной направленности, нам потребовалось большое количество времени на подготовку всего необходимого. Нужно было распечатать задания для участников и ответы с критериями оценивания работ для членов жюри. Больше всего времени заняла подготовка реактивов, ведь нужно было отобрать их в нужном массовом соотношении, а также проверить их реакционную способность. Следующим этапом нам нужно было пригласить восемнадцать участников из трёх разных классов, сделать это оказалось нетрудно, так ребята знали о том, что их ждут практические опыты и исследования. Намного труднее было выбрать время, в которое всем, принимающий участие в мероприятии будет удобно собраться на сорок минут. Изучив расписание уроков девятиклассников, днём проведения мероприятия была выбрана пятница и время 13:30. В назначенное время все участники прибыли в кабинет химии, и после разъяснения правил игры мы начали игру. С теоретическими заданиями ребята справились за 15 минут, лучший результат на данном этапе демонстрировала команда 9-Б класса. Оставшееся время ребята выполняли эксперименты, для них это было волнительное мероприятие, так как раньше они не выполняли экспериментальные задания подобной сложности. Члены жюри объективно оценивали не только правильность выбора реагирующих веществ и химические превращения, но и на соблюдение техники безопасности и аккуратность при работе с реактивами. После этого были подведены итого, победителем стала команда 9-А класса, второе место занял 9-Б класс и третье место 9-В. Всем были вручены призы. В общей сложности подготовка к проведению мероприятия и его проведение продлились ещё три недели.
2.2 Организация видеосъёмки
Чтобы успешно представить наш проект на защите в конце учебного года, мы решили вести видеосъёмку во время игры. Для этого нам нужны были видеозаписывающие устройства, а также люди, которые займутся операторской работой. Заранее мы позаботились об освещении в кабинете и выбрали наиболее удачные ракурсы для съёмки. Всего во время игры работали три оператора, так как нам нужны были и общий план, и крупный план экспериментов и отдельных команд, их действием руководил режиссёр видео.
Всего было отснято 38 минут видео материала у каждого оператора, который мы полностью отсмотрели и выделили то, что мы хотим видеть в итоговом видео, так как время на защите проектов ограничено. Вместе мы продумали сценарий монтажа видео, и через 5 дней после съёмок приступили к монтажу видео.
В сумме монтаж виде занял около 50 часов чистовой работы и ещё столько же черновой. Уже через две недели мы подготовили ролик и опубликовали трейлер к нему в социальной сети вконтакте. На момент защиты он набрал боле 300 просмотров.