УДК711.7
ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНОГО УЗЛА НА БАЗЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА Г. КРАСНОЯРСКА
Кушнир И.В.
Научный руководитель ст. науч. сотр. Кафедры градостроительства Черноплечая А.Н.
Сибирский федеральный университет
Рост автомобилизации влечет за собой увеличение плотности улично-дорожной сети. Самым популярным и, на первый взгляд, очевидным решением транспортной проблемы является расширение проезжей части, но последнее не способно оптимизировать нагрузку на улично-дорожную сеть и лишь стимулирует людей приобретать собственные автомобили. Приоритетными становятся затраты на автодорожное строительство, уменьшение ширины тротуаров для передвижения пешеходов, а также озеленений вдоль улиц. Интенсивность движения автомобилей вдоль таких магистралей увеличивается, что приводит к ухудшению экологической обстановки, к снижению ликвидности жилья вдоль таких мест и снижению общественной жизни. Люди не хотят находиться на холоде, ожидая единственный маршрут общественного транспорта, хотят укрыться, минимизировать взаимодействия с некачественной городской средой, хотят большей мобильности, поэтому приобретают автомобили, чтобы хоть в малом пространстве автомобиля создать удобство и комфорт для взаимодействия с городом [1].
Выходом из этой ситуации является формирование сбалансированной транспортной сети, т.е. интермодальной системы, спроектированной и функционирующей таким образом, чтобы каждый вид транспорта исполнял ту роль, в которой он наиболее эффективен [2]. В сбалансированной транспортной сети приоритетным становится предоставление мобильности большей части населения города, создание удобных пунктов пересадки с одного маршрута на другой без длительного ожидания. Говоря, об общественном транспорте вышеупомянутых качеств можно добиться за счет изменения существующей модели движения (длинных маршрутов) на магистральные и подвозящие пути. Одним из ярких примеров внедрения такой сети является опыт города Куритиба в Бразилии, который имеет самую лучшую систему автобусного движения в мире [3].
В контексте современного города важным элементом обновления существующей транспортной системы является создание многофункциональных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). ТПУ - пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между различными видами транспорта и направлениями движения, они создаются на пересечениях маршрутов нескольких видах транспортных потоков[4]. Таким образом возникают важнейшие точки притяжения в городе, которые помимо транспортной функции образует место торговли и предоставления услуг. В Европейских странах уже давно торгово-развлекательные центры формируются из-за ТПУ, т.к. они концентрируют большой поток людей, т. е. потенциальных клиентов. Так развитость транспортной системы часто сильно влияет на другие отрасли экономики напрямую с ней несвязанные.
В России небольшой опыт создания ТПУ и их проектирование и строительство ведется в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, где транспортный проблемы стоят особенно остро. Реализованными проектами являются ТПУ «ВДНХ», ТПУ Планерная, ТПУ Сити. В преддверии олимпиады в Сочи 2014 года была создана сеть ТПУ в Адлере и Сочи. В Иркутске уже создано обоснование создание транспортно-пересадочного узла и его строительство намечено на 2022-2025 год.
В Красноярске, безусловно, существуют предпосылки реконструкции и преобразования крупных транспортных узлов в Многофункциональные ТПУ. В ближайшей перспективе представляется целесообразным строительство ТПУ в крупных следующих пунктах тяготения пассажиров: [Траснпортная схема генплана]
Красноярский железнодорожный вокзал является одной из важнейших точек тяготения пассажиров, так как собирает городские, пригородные, межгородские и даже зарубежные пассажиропотоки (остановка автобуса аэроэкспресса аэропорта Емельяново). В дальнейшем около площадки железно-дорожного вокзала предполагается создание станции метро, эстакады и пешеходного моста, связывающих жилой район Новониколаевский с городским центром, а также строительство микрорайона Новоостровский, на территории бывшего комбайнового завода, поэтому пассажиропоток в этом месте будет на порядок интенсивней.
Сейчас на ЖД вокзале присутствуют такие виды транспорта.
Автобус. Автобус является простым и маневренным видом городского транспорта. Без значительных затрат позволяет открывать новые линии. Отрицательным является загрязнение окружающей среды и высокая себестоимость поездки.
Троллейбус. Преимуществом троллейбусного транспорта, по сравнению с автобусным, является отсутствие загрязнения окружающей среды и меньшая себестоимость. С наличием контактной сети связаны основные недостатки троллейбусного транспорта с необходимостью сооружения подстанций и тяговой сети, конструктивные недостатки токосъема уменьшают скорость движения троллейбусов на спецучастках (пересечениях и стрелках).
Железная дорога. С бурным развитием городов железнодорожные вокзалы оказываются в центральных районах города. Протяженность железнодорожных линий внутри городской черты достигает 10—15 км и более. К достоинствам железной дороги следует отнести предоставление пригородным пассажирам беспересадочной связи с отдельными районами города.
В Красноярске внутригородское железнодорожное сообщение осуществляется по двум кольцевому маршруту только в будние дни утром и вечером. Часть пассажиров использует пригородные поезда для внутригородских поездок. При этом стоимость проезда на поезде примерно равна стоимости проезда на автобусе, а скорость сообщения значительно выше. Однако Красноярская железная дорога объявила о прекращении работы внутригородских электропоездов с 12 октября 2009 г. Это связано с недостаточным объемом спроса и отсутствием заказа со стороны правительства Красноярского края.
Пригородное сообщение охватывает часть Красноярской агломерации в западном направлении до села Зыково, в восточном направлении до поселка Зеледеево и города Дивногорск.
Перспективными направлениями развития пригородного сообщения является открытие пассажирского сообщения между Красноярском и городами спутниками Сосновоборском и Железногорском.
Предлагается
Список литературы
1) Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах удобных для жизни. с. 374
2) Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах удобных для жизни. с. 424
3) Самый траспортный город в мире — Куритиба https://www.railblog.ru/samyj-trasportnyj-gorod-v-mire-kuritiba/
4)
5)
6)