Экспериментальная работа (опыты)
Опыт. Волшебный лучик.
Цель. Показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный.
Оборудование и материал. Не очень глубокая ванночка (например, ванночка для хранения продуктов в холодильнике или для фоторабот; можно использовать упаковочный материал - пластмассовую коробку из-под торта), плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.
Ход занятия
В солнечный день наполните ванночку водой и поставьте на стол около окна так, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя - окажется в воде под углом. При этом ваше зеркальце будет отражать солнечный свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь?
Сделайте вывод: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
Занятия по развитию речи.
1. "У солнышка в гостях". Прочитайте и обсудите с детьми словацкую сказку
Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.
- Куда это солнышко девалось? - говорят.- Нужно его поскорее на небо вернуть.
- Где же вы его найдете? - закудахта-ла наседка. - Разве вы знаете, где оно живет?
- Знать-то мы не знаем, а кого встретим - того спросим,- ответили цыплята.
|
Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке - зернышко, в сумочке - маковинка. Отправились цыплята. Шли-шли и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спинке - хатка стоит.
Остановились цыплята и спрашивают:
- Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живет?
- Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.
А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала:
- Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, идете, куда? Отвечают цыплята:
- Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать.
- И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!
- А ты знаешь, где солнышко живет?
- Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству за межой живет! - затрещала сорока.
Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.
- Заяц, заяц,- запищали цыплята, затараторила сорока, - не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем.
- Я-то не знаю, но вот моя соседка утка - та, наверно, знает: она около ручья в камышах живет.
Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит и челнок рядом привязан.
- Эй, соседка, ты дома или нет? - крикнул заяц.
- Дома, дома! - закрякала утка.- Все никак не могу просохнуть - солнца-то три дня не было.
- А мы как раз солнышко идем
искать! - закричали ей в ответ цыпля-та, сорока и заяц.- Не знаешь ли, где оно живет?
- Я-то не знаю, а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет - он знает.
Переправились они на челноке через ручей и пошли ежа искать. А еж сидел под буком и дремал.
- Ежик, ежик,- хором закричали цыпля-та, сорока, заяц и утка,- ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли?
|
Подумал еж и говорит:
- Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком - большая гора. На горе - большое облако. Над облаком - серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать!
Взял еж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать. Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает. Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче, и полетело облако прямехонько к месяцу в гости. А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.
- Месяц, месяц,- закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да еж,- покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.
Привел их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.
Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал:
- Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!
- Кто под окошком кричит? - спросило солнышко.- Кто мне спать мешает?
- Это мы - цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еж. Пришли тебя будить - утро настало.
- Ох, ох!..- застонало солнышко.- Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла, я теперь и заблестеть не смогу...
Услыхал про это заяц - схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка - давай солнце водой умывать.
А сорока - полотенцем вытирать.
А еж давай колючей щетинкой начищать.
А цыплята - те стали с солнышка соринки смахивать.
|
Выглянуло солнце на небо - чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.
Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.
А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, на солнышке греются.
Кто не верит, пусть посмотрит - бегают по двору цыплята или нет?
Обсуждение сказки. Попросите детей рассказать, для чего героям сказки так необходимо солнышко, почему они к нему хорошо относятся. Обратите внимание на слова "и всюду стало светло и тепло".
2. Прочитайте стихотворение и предложите детям объяснить, почему нельзя будить солнышко и что значит "весь день оно трудилось"?
Ю. Марцинкявичус Солнце отдыхает
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Обошло всю землю
И устало -
Отдыхать за лесом темным село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди,
У солнца сон - минуты,
Не шуми,
Весь день оно трудилось.
Музыкально тематическое развлечение
"В гостях у Солнышка"
Цель занятия: Доставить детям радость, создать “солнечное” настроение.
Задачи: Формировать музыкальные впечатления.
Развивать воображение, желание и способность высказываться о музыке.
Повторение нотной грамоты через музыкально-дидактическую игру.
Закрепление вокально-певческих навыков.
Воспитание патриотизма, добрых отношений друг к другу и к окружающим.
Оборудование: конверт с запиской, 7 ноток-солнышек, цветок, воздушные шары желтого цвета по количеству детей, записи песен.
Ход занятия (Дети заходят в зал).
Музыкальный руководитель:
Кто мне может дать ответ?
Весной греет, зимой – нет!
Весь мир обогревает,
И усталости не знает,
Улыбается в оконце,
А зовут его все?
Дети: Солнце!
Музыкальный руководитель:
Нас сегодня, всем на диво
В гости Солнце пригласило!
Не боитесь, дети?
Дети: Нет!
Музыкальный руководитель: Ну, тогда…Что ответим Солнцу?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: А приведет нас туда музыкальная дорожка.
(Дети берутся за руки и выполняют танцевальные движения под музыку).
Музыкальный руководитель: Вот мы к Солнышку пришли, и дорога позади.
(Дети садятся на стульчики).
Музыкальный руководитель: Солнышко проснулось, а это значит, что наступило утро. Ребята, вы знакомы с музыкальным произведением, которое называется “Утро”? (Эдвард Григ). Давайте послушаем отрывок из этого произведения.
Музыкальный руководитель: Даже цветы распустились от такой прекрасной музыки.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, я конверт нашла. Интересно, что там внутри. Посмотрим? (Внутри конверта 7 солнышек-ноток и записка).
Записка:
Я, Солнышко лучистое! Очень-очень чистое!
Люблю я умываться и в лужицах купаться.
Мои детки засмеялись, и куда-то разбежались.
Помогите их собрать.
Музыкальный руководитель:
А теперь, детвора!
Песни петь пришла пора!
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите название песни, которую мы сейчас слушали. (“Солнечная песенка” композитора Т. Бочковская).
Музыкальный руководитель: Девочки хотят подарить солнышку свою песню “Солнечные зайчики”.
Девочки поют песню А. Варламова “Солнечные зайчики”
Музыкальный руководитель:
Солнышко давно проснулось
Всех детей зовет гулять.
Вместе с Солнышком вставай
В хороводе запевай!
Песня-игра “Солнечные зайчики”, Е. Канашкиной
В конце игры Солнышко (на стене) “оживает”:
Радо я всегда гостям,
Добрым маленьким друзьям.
Вы играли, пели песни,
Мне приятно видеть вас!
Будет самый интересный
В нашей встрече миг сейчас!
Всем ребятам пожелаю
От души здоровья я
И подарок вручаю
Вам на память от меня! (Воздушные шары желтого цвета).
Музыкальный руководитель:
Становитесь, дети, в круг
Станет солнечно вокруг.
Станем все добрее,
Станет всем теплее!
Песня “Светит солнышко в окошко ”.
Музыкальный руководитель: Вот мы и побывали в гостях у Солнышка. Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей). Я желаю, чтобы солнечное настроение было у вас всегда, а для этого просто нужно стать добрее и улыбнуться друг другу.
Музыкальный руководитель: До свидания!
Дети: До свидания!