Метки: "Партизан" №11 | Old Heep
Сокращённые главы из ненаписанной книги «Жизнь под чёрным флагом, или как я стал индейцем»
Темы одиночества, смерти и пути воина неразрывно связаны между собой. Путь воина предполагает одинокое перемещение в пространстве и времени к финалу – смерти. Одиночество в принципе невыразимо и может рассматриваться только в контексте или «с точки зрения». Оно входит как само собой разумеющееся во многие основополагающие философские системы бытия. При этом либо определяя бытие, либо само бытиё определяет одиночество. Так вот, всё выше написанное относилось к одиночеству, определяющему бытиё, а не к бытию, определяющему одиночество. В первом случае ты к своему одиночеству выбираешь бытиё, во втором твоё бытиё определяет твоё одиночество. Объяснение необъяснимого…
«С кем бы я ни был,
Я всегда изначально
Один…»
Многие любят произносить, обычно в патетическом запале ссоры: «Оставьте меня одного! Я обойдусь без вас всех и буду один». Но часто ли мы понимаем смысл этого: буду один, возводя себя в ряд с Одином, который знал, что значит быть одному в единственном мире. Многомудрый «Груз Виселицы» действительно был один. «Одиночество – удел терпеливых», а терпеть ему пришлось многое. Он – отец войн, и любое оружие, созданное людьми, этими странными существами, ни с того ни сего заботящимися об уничтожении друг друга, – лишь его рука. И воины всех времён и народов – всего лишь отражения Одина и смерть их – за левым плечом их.
«Тому, кто вознамерился пройти путём воина,
надлежит всегда помнить о смерти – каждый день и каждую ночь.
Помни о смерти в первое утро Нового Года,
Помни о ней в канун последней ночи Года Старого»
– написано в кодексе самурая на первой странице. «Помни о смерти» – и всё тут, больше ничего, ни рекламы прелестей пути воина, ни устрашений постоянной службы у сюзерена, ничего. Кроме: «Помни о Смерти». Как бы предупреждая, что, кроме неё, у воина ничего и нет – один он. Волк Одина, способный в последний день сказать: «Это хороший день для смерти, всё со мной!»
Хотя говорят, что одинокий волк – мёртвый волк. Мёртвецы, и только они, видимо, одиноки навсегда, всё остальное – рисовка и поза. Т. е. слова, только слова. Парадокс, но именно тот, кто более всего утверждает, что он одинок, всегда находит, кому это сказать. Те же, кто действительно одни… а про них ничего не известно, ведь они одни, их никто не знает, никто их не видит. Значит, речь может идти только о выборе между уединением и принятием изначальной одиночности своего пребывания здесь и сейчас. При этом вовсе не обязательно умирать, хотя «Груз Виселицы»… Просто «…прими свою Смерть с серьёзностью…» и иди, смеясь на пути к месту казни, как берсерк. Улыбайся, как ацтек, танцующий на жертвенном камне под музыку каменных статуй, отбивающий атаки обсидиана руками и деревом. Смейся в отрешённости, достаточной для того, чтобы не принуждать себя к чему бы то ни было, равно как и для того, чтобы ни от чего не отказываться. Отрешённость на право быть одному всегда и всюду.
Уединение меня не интересует как таковое, если ты осознаёшь и принимаешь одиночество, то ты уже не ищешь его, оно само находит тебя. И можно уединится и в окружающей гуще жизни, оставаясь внимательным и осторожным, невидимым и терпеливым. Своего рода ниндзя в замке противника. Да, скорее всего, это – удачное сравнение: воины-тени, терпеливые как кошки, сидящие в засаде. Безмолвные, как змеи, следующие тропой охоты. Воины, нашедшие оптимальный способ действия. Они выживут, даже если им этого уже не захочется, вопреки своей собственной воле. Они не умрут, оставаясь одинокими, они не могут стать мёртвецами. Они никогда не услышат: «Воскресни! Встань и ходи!»
Христос, кстати, тоже познал одиночество смерти, да и жизни тоже. Этого не поняли в жизни, не поняли в смерти, не поняли в воскрешении, не поняли и после ухода. Не поняли его и в речах, и в молчании. Так, как часто бывает в детстве, помните: «Меня не понимают, значит, гонят, значит, я один». Некоторые страшатся и подстраиваются, чтоб не оставаться в одиночестве, другие принимают одиночество и живут с ним. Джес принял и жил с ним, и ушёл один. Всё остальное, наверное, только слова, написанные после него, а сам Христос и писать не умел, и писать не хотел. За всю жизнь он написал на песке лишь одну фразу или набор букв и тут же уничтожил его. Слово написанное – мертво, потому вечно останется. Слово высказанное – живо, потому требует повторения и осмысления. Слово – его говорить надо. Джес говорил, остальные писали. Убивая. Собственно, в этом и есть смысл смерти, распятия и воскрешения Христа. Он воскрес, чтобы говорить. А его вновь принялись записывать, ещё энергичнее, нежели прежде. Потому, видимо, и ушёл через три дня. И Иуда не в аду…
Скорее всего, дело не только в терминах, определяющих отношение к такому явлению, как один. Точнее, термины важны до тех пор, пока ты сам не встаёшь перед выбором: принимать своё изначальное одиночество или продолжать пребывать в счастливом неведении. Об одиночестве и его взаимоотношениях со смертью можно почерпнуть множество полезной, жизненно важной информации из книг Кастанеды. Принято считать, что его книги необходимо читать в строгом соответствии с их очерёдностью. Могу сказать, что это верно лишь, если читать его как художественную литературу, удивительно увлекательную, но художественную. А вот если читать, прорабатывать и действовать, то можно и как угодно, с любой из двенадцати книг, это я говорю, исходя из своего опыта. Некоторым из моих друзей стало достаточно для смещения точки всего одной книги, некоторым хватило и разрозненных кусочков. Говоря о точке, я говорю не только о точке зрения на мир, на реальность, но и о «точке сборки». Это кайфовый дон Хуановский термин, обозначающий важнейшее энергетическое пятно в коконе человеческой ауры.
Но, кроме Карлоса, об одиночестве можно найти теоретические и практические знания в любой другой эзотерической и не только литературе. Скандинавские саги – не эзотерическая литература, но всё, что мы знаем об одиночестве Одина, мы взяли оттуда. В отношении одиночества интересны поучения и сам жизненный путь Будды. Вам никогда не казалось несколько странным то, что после Сиддарты никто не остался в нирване? Такое впечатление, что «коллеги на алмазном пути», подойдя к просветлению, упираются в дверь. В закрытую дверь. За которой сидит Гаутама и улыбается, глядя на всех свысока. И им ничего не остаётся делать, как поворачивать обратно и становиться бодхисатвами.
Похоже на то, что Будда просто потерял ключ от двери и его никто, никогда не найдёт. И все, потому что путь его был единичен. И для всех остальных его путь неприемлем и ведёт к закрытой двери, за которой светится блуждающая улыбка светлейшего князя. И поиски в трёх корзинах на широкой, да и на узкой колеснице ключа не дадут. Этот путь только для одного. Для других – другие двери и иные ключи, и получить их, повторяя путь первопроходца, не дано: повторяя путь, получаешь закрытую дверь и Будду за ней. Я полагаю даже, что он и в гости никого не ждёт и не впускает, его нирвана и только его, то-то улыбка его столь хитра.
Наверное, все они, прошедшие свои пути, являются трикстерами, плутами, создателями отдельных реальностей для себя, но не для других. Одинокие пути привели их в свои нирваны, их поля вечной охоты, где они и находятся, осознав, что каждый из них остался один.
Одиночество или единочество богов, но «это дело Мастера Бо… но вот ты узнал, что ты и был Мастером Бо». Ты – один от рождения до смерти. И если ты говоришь, что тебе хорошо быть в одиночестве (любим мы повторять эту фразу, особенно на людях), то это ещё не значит того, что ты способен остаться один. Одиночество и один – это совершенно разные состояния. Точнее, «быть в одиночестве» – это состояние, а «остаться одному» – динамика. Из состояния можно выйти и вернуться в мир людей, по своему желанию продолжая общение и разделение радостей жизни с ними. Но выйти из динамики процесса ты уже никогда не сможешь. Быть одному – это полностью отдавать отчет в понимании фразы, вынесенной в эпиграф сего размышления. Быть одному – это осознать изначальное одиночество в жизни, причём не только свое, но и чужое. А поэтому – действовать со всей осторожностью и терпением, осуществляя свой жизненный путь. Как сказал бы дон Хуан Кастанеда: «Действовать со всей ответственностью и прикасаться к миру своими действиями со всей нежностью, на какую способен воин». Ведь этот, именно этот мир так же один, как и всякий населяющий его. От зачатия до смерти. Тоже, кстати, для каждого она единственная и своя. А не бывает чужой смерти. Смерть – она только своя и ничья другая.
И утверждение «умер не своей смертью» ложно и ведёт к неверному восприятию действительности. Как будто есть какая-то не своя смерть, которая приходит случайно, и вот от неё-то и погибают окончательно и бесповоротно. А вот есть еще где-то своя, в доску родная, которая приходит вовремя, и она не окончательна и не бесповоротна. После которой ещё есть жизнь, для этой жизни даже придуманы различные наименования: «Рай и Ад», «Жизнь после смерти», «Реинкарнация» и т. д. Но это в корне неверно, и уж если смерть пришла, то именно она и есть окончательная, бесповоротная, и нет после неё жизни. Возрадуйся – это и есть главное подтверждение одинокости. Так что в смерти ты один. В рождении, кстати, тоже. Ибо при рождении жить начинаешь ты, и больше никто другой. Только ты и твоя жизнь, в которой ты один.
|
|
|
Мы созданы для любви. Пока мы одни, жизнь бессмысленна, смысл рождается, когда есть другой. Тайну своей жизни не откроешь, размышляя в одиночестве. Смысл жизни - тайна, и открывается она в любви, через того, кого мы любим. Томас Мертон.
* Всего труднее нам помыслить живое существо, потому что, с одной стороны, оно неким образом наш ближайший родственник, а с другой стороны, все-таки отделено целой пропастью от нашего бытия. Мартин Хайдеггер.
* Связью с людьми мы обязаны лишь своим собственным усилиям: стоит перестать писать или говорить, стоит обособиться, и толпа людей вокруг вас растает; понимаем, что большая часть этих людей на самом деле готовы отвернуться от нас (не из злобы, а лишь из равнодушия), а остальные всегда оставляют за собой право переключить свое внимание на что-нибудь другое; в эти дни мы понимаем, сколько совпадений, сколько случайностей необходимы для рождения того, что называют любовью или дружбой, и тогда мир снова погружается во мрак, а мы – в тот лютый холод, от которого нас ненадолго укрыла человеческая нежность. Альбер Камю.
* Быть - значит соединяться с другими, и чем выше уровень бытия, тем теснее соединение. Джон Роберт Фаулз.
* Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя. Карл Густав Юнг.
* Можно иметь все в этом мире - и быть ужасно одиноким. Это самый горький вид одиночества. Успех сделал меня идолом, принес мне миллионы, но именно он и не дал мне единственного, в чем все мы нуждаемся - непрекращающейся любви. Фредди Меркьюри.
* Полная свобода возможна только как полное одиночество. Тадеуш Котарбиньский.
* Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи Напролет. Артур Шопенгауэр
* Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя... Поэтому для человека нет ничего полезнее человека. Бенедикт Спиноза.
* Не только талант требует одиночества, но и одиночество требует таланта. Ольга Муравьева.
* Человек вправе тревожиться о себе, когда чувствует себя потерянным и одиноким среди вещей. Пьер Тейяр де Шарден.
* Каждый умирает в одиночку. Ханс Фаллада.
* В одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким. Джордж Гордон Байрон.
* Человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное. Отшельники древности жили в общении с Богом, они пребывали в самом населенном мире, в мире духовном... Первая потребность человека, будь то прокаженный или каторжник, отверженный или недужный, — обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает все свои силы, все свое могущество, весь пыл своей души. Не будь этого всепожирающего желания, неужто сатана нашел бы себе сообщников? О. де Бальзак.
* Все мое детство я испытывал сильное чувство одиночества и тщетно надеялся встретить человека, с которым я мог бы поговорить. Природа, книги и позже математика спасли меня от этой глубокой подавленности....Я искал любви... ибо она спасает нас от этого страшного одиночества, которое заставляет наше сознание преклоняться, трепеща, перед неизмеримой ледяной бездной небытия... Одиночество человеческого сердца невыносимо... Бертран Рассел.
* Я заметила, что мужчины ищут дружбы тогда, когда не находят себя в женщине, в любви к женщине. Все эти мужские братства, компании сродни монашеским орденам. Человек может иметь семью, жену, детей и все равно быть одиноким, искать духовного родства. Но мужчина, нашедший в женщине свое отечество, часто не имеет друзей среди мужчин. Гофф Инна.
* Новое отношение к жизни можно выразить конкретнее в следующих принципах: развитие человека требует от него способности вырваться за пределы ограниченной замкнутости собственного Эго, алчности, своекорыстия, оторванности от близких, а значит, за пределы базисного одиночества. Такое превосходство является условием для того, чтобы открыться миру и соотнести себя с ним, стать уязвимым и вместе с тем испытывать идентичность и целостность; условием человеческой способности наслаждаться всем, что живо, изливать свои способности на окружающий его мир, быть "заинтересованным"; короче говоря, скорее "быть", чем "иметь и использовать" - вот следствие шага на пути к преодолению алчности и эгоизма. Эрих Фромм.
* Одиночество отталкивает. Оно овеяно грустью и не может вызывать в людях ни интереса, ни симпатии. Человек стыдится своего одиночества. Но в той или иной степени одиночество - удел каждого. Чарли Чаплин.
* По настоящему подходящее обращение между двумя людьми, вместо Сэр или Господин,... должно быть: мой товарищ по несчастью. Насколько странно бы это ни звучало, это согласуется с фактами и представляет другого человека в наиболее правильном свете, а также напоминает нам эту наиболее необходимую вещь - терпимость, терпение, снисходительность и любовь к ближнему, в которой каждый из нас нуждается от других и которую обязан давать другому. Артур Шопенгауэр.
* Только люди, пораженные одинаковым недугом, понимают друг друга. Франц Кафка.
* Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия. Мартин Бубер.
* В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле. Артур Шопенгауэр.
* В пустыне мысли могут быть только свои, вот почему и боятся пустыни, что боятся остаться наедине с собой. М. Пришвин.
* В той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство, сознавать свое авторство означает отказаться от веры, что есть другой, кто создает и охраняет тебя. Ирвин Ялом.
* Все мы одинокие корабли в темном море. Мы видим огни других кораблей - нам до них не добраться, но их присутствие и сходное с нашим положение дают нам большое утешение. Мы осознаем свое абсолютное одиночество и беспомощность. Но если нам удается вырваться из своей клетки без окон, мы начинаем осознавать других, встречающихся с тем же ужасом одиночества. Наше чувство изолированности открывает нам путь к сочувствию другим, и мы уже не так сильно боимся. Ирвин Ялом.
* Все наши беды проистекают от невозможности быть одинокими. Жан де де Лабрюйер.
* Именно встреча с одиночеством, в конечном счете, делает возможной для человека глубокую и осмысленную включенность в другого. Ирвин Ялом.
* Наш универсальный конфликт связан с тем, что мы стремимся быть индивидуальностью, но индивидуальное существование требует от нас признания пугающей изоляции. Ирвин Ялом.
* Наше существование начинается с одинокого крика в тревожном ожидании ответа. Ирвин Ялом.
* Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё. Эрих Мария Ремарк.
* Одиночество - прекрасная вещь; но ведь необходимо, чтобы кто-то вам сказал, что одиночество - прекрасная вещь. Оноре де Бальзак.
* Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, — самый ужасный вид нищеты. Мать Тереза.
* Процесс глубочайшего исследования… приводит нас к признанию того, что мы конечны, мы должны умереть, мы свободны и мы не можем уйти от своей свободы. Мы узнаем также, что индивидуум неумолимо одинок. Ирвин Ялом.
* Человек, который жалуется на одиночество, невольно грешит на словах против истины, ибо пользуется словом “одиночество” для того, чтобы поделиться ощущением неподтвержденности своего бытия. Если бы он постарался найти точное слово для обозначения причины своих тревог и депрессий, то это было бы вовсе не "одиночество", а оставленность, забытость, покинутость, незамеченность, невнимание,— иначе говоря, неподтвержденность. Но это – совсем другое дело. Ибо одиночество – наше естественное состояние. Хараш А.У.
* Что скрывается за чувством одиночества? Тот, кто от него страдает, бессознательно отгораживается от того, кого так хотел бы видеть рядом с собой. Он не раскрывает свою душу, чтобы принять в нее этих людей, – из страха, что не выдержит контакта с ними. Боится он и эмоций, которые могут возникнуть у него в ответ на их внимание. Подобное поведение не редкость и его легко заметить: человек явно препятствует собственному счастью. Как только отношения становятся более тесными, он ищет способ прекратить их. Лиз Бурбо.
* Я обнаружил, что для психотерапии имеют особое значение четыре данности: неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни. Ирвин Ялом.
* Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека. В.Г. Белинский.
* Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого? Эрих Мария Ремарк.