ПРИКРЕПЛЕНИЕ ФАЛЬШБОРТОВ




На фальшборты берется доска толщиной в 2 см, шириной в 21 см, чистая, мелкослойная, обязательно без трещин и по возможности без сучков. Сначала приготовляются боковые фальшборты. Доска берется длиннее коробки на 5 см, на

нижних концах выпиливаются квадратные уголки в 2, 5 см, которыми она ребром вставляется в коробку, концами прижатая к бортовой палубе. Середина ее будет отстоять от бортовой палубы на 10 см. Для того, чтобы ее притянуть к последней, берут брусок на 2 см длиннее расстояния между доской фальшборта и противоположной бортовой палубой, в которую его упирают одним концом, а вторым - в доску, и ударами обуха ставят его поперек коробки. Таким образом, фальшборт приблизился на 2 см к месту своего назначения. Тогда берут второй брусок еще на 2 см длиннее и повторяют эту операцию до тех пор, пока фальшборт не прижмется плотно к бортовой палубе (рис. 6). Остается гвоздями. приколотить его

 

Рис. 6. Прикрепление фальшбортов

 

Таким же способом пригоняется и второй боковой фальшборт. Концы фальшбортов стремятся разойтись и принимают несколько наклонное положение.

Чтобы это нежелательное явление устранить, берут отрезок доски и, точно измерив расстояние между концами фальшбортов, делают на ней в соответствующих местах вырезы, которыми ее надевают на концы фальшбортов и пригоняют вперед по фальшбортам, пока концы их не придут в нужное положение.

С остальными фальшбортиками работы немного. Начинают с носа. Берется доска и концом пригоняется к боковому фальшборту с внутренней стороны над тем местом, где врезан брусок, и отрезается на расстоянии 1, 5 см от угла, образуемого обоими брусками. Затем на конце доски, приходящемся к боковому фальшборту, делается вырез глубиной в 4 см. Длина выреза должна быть такой, чтобы в нем могла поместиться бимса, мешающая фальш-бортику опуститься на одну линию с бруском, к которому он должен быть приколочен. Когда фальшбортик приколочен к бруску, к нему приколачивается и боковой фальшборт. Второй носовой фальшборт должен одним концом

войти в самый угол, образуемый брусками, а вторым концом прижаться к боковому фальшборту. Оба соединения сколачиваются гвоздями. Оставшиеся концы боковых фальшбортов опиливаются и заглаживаются стамеской. Кормовые фальшбортики также пригоняются вдоль брусков, причем один конец плотно прижимается к боковому фальшборту, а второй упирается во вторую бимсу. Третий кормовой фальшбортик пригоняется в промежуток, образуемый двумя первыми у второй бимсы, к которой он и приколачивается. Все соединения сколачиваются гвоздями, концы боковых фальшбортов спиливаются и заглаживаются. Затем фальшборты сравниваются и заглаживаются.

Когда фальшборты прикреплены, прилаживаются скамейки — передняя и задняя. Средняя скамейка всегда делается отъемной. К обоим носовым фальшбортикам, на уровне первой бимсы, приколачиваются планочки толщиной в 2 и шириной в 4 см. На них пригоняется скамейка. Когда скамейка сколочена, в переднем углу ее пятисантиметровой перкой просверливается отверстие для мачты. Такое же отверстие просверливается в полике под скамейкой. Кормовая скамейка пригоняется таким же образом, причем планочки приколачиваются ко всем трем фальшбортикам. Кормовая скамейка ставится на шпаклевку, чтобы через нее не проникла вода в ящик под кормой.

Во всех четырех углах внутри коробки, образуемых боковыми фальшбортами, от скамейки до верхнего края фальшборта, для скрепления пригоняются углы из какого-либо прочного дерева (дуб, ясень, клен) и прочно прикрепляются через фальшборты винтами. Эти же углы несут и вторую службу: в них просверливаются вертикальные отверстия, в которые впоследствии будут вставляться дуги для палатки. Все семь углов фальшбортов охватываются снаружи каким-либо металлом, который ставится также на шпаклевку или густую краску и приколачивается сантиметровыми гвоздями. Когда с фальшбортами покончено, палуба покрывается парусиной или железом.

Парусина предварительно пригоняется по палубе носа и кормы и в нужных местах сшивается, т. е. края парусины накладываются один на другой и прошиваются два раза. На бортовой палубе, благодаря ее толщине, соединения можно просто приколачивать гвоздиками. Когда парусина приготовлена, палуба густо покрывается белилами или какой-либо другой густой краской, разведенной на каретном лаке. Это делается для того, чтобы парусина приклеилась к палубе. Парусина имеет свойство «садиться» и, неприклеенная к палубе, со временем обязательно порвется вдоль одного борта. Парусина прикрепляется сначала несколькими гвоздями у фальшбортов и на корме и затем по очереди с одного и другого бока. Нужно следить, чтобы не образовалось складок и морщин. Парусина должна заходить на борта на 3 см, и в этом месте под нее также подкладывается шпаклевка. Гвозди во избежание прорыва употребляются «толевые», с широкими шляпками, и вколачиваются, смотря по надобности, на расстоянии в 2—3 см один от другого. На фальшборты парусина должна заходить на 2 см, вдоль которых она тоже приколачивается к палубе. Когда нос и корма закрыты, остатками парусины закрывается и бортовая палуба, после чего парусина прокрашивается и сохнет несколько дней.

Если челн кроется железом, то железо предпочитается оцинкованное или луженое, 2—2, 5-килограммовое. Более тяжелое, следовательно, и более толстое, плохо притягивается к палубе. Железа на челн средних размеров идет около 3 листов. Одного листа железа как на нос, так и на корму не хватает. Требуется наставка. Чтобы не наставлять сбоку, поступают следующим образом: лист железа разрезается вдоль наискось с таким расчетом, чтобы оба широкие конца, соединенные швом в «замочек», оказались достаточной ширины. Таким образом, шов оказывается посередине палубы и железо лучше притягивается к последней. На фальшборты железо должно находить на 1 см, на борта — на 3 см. Когда железо пригнано, палуба окрашивается так же, как и железо, с нижней стороны. Затем железо несколькими гвоздями закрепляется у самого фальшбортика, прижимается к палубе и загибается на борта ударами деревянного молотка. Нужно следить, чтобы железо натягивалось ровно и гладко. Все неровности его на палубе заглаживаются ударами деревянного молотка. Если постараться, то железо можно притянуть плотно и гладко. Когда оно пригнано, его приколачивают короткими, в 1, 5—2 см, но толстыми гвоздями по бокам и вдоль фальшбортов. К палубе же, хотя бы на ней и образовались выпуклости, приколачивать железо не рекомендуется, так как со временем гвозди отойдут и будут пропускать влагу. Так же пригоняется железо к носовой палубе, к бортовой палубе железо пригоняется уже гораздо легче. Когда все железо прибито гвоздями, его еще раз проколачивают деревянным молотком, устраняя все неровности. Затем железо плотно приклепывается (пригоняется) к фальшбортам.

Нос и корма также охватываются плотно железом или медью.

Из сантиметровой доски отрезаются рейки шириной в 3 см, с одной стороны обстругиваются так, чтобы в разрезе образовался тупоугольный треугольник. Предназначение этих реек — закрыть пригнанное к фальшборту палубное железо или парусину. Они прибиваются на шпаклевку и должны плотно охватывать угол, образуемый палубой и фальшбортами. Притягивать их лучше винтиками, но можно обойтись и гвоздями.

На опушку бортов применяются рейки из прочного дерева (дуба, ясеня). Их назначение — охранять борта челна от ударов о набережную и другие челны и лодки во время стоянки. Кроме того, опушка предохраняет Парусину от протирания во время езды на правилке и пропешке. Если же челн крыт железом, то опушка предохраняет правилку от быстрого изнашивания. Опушку обычно прикрепляют к бортам короткими 3-сантиметровыми медными винтами. Толщина ее 1 см, ширина 3—4 см. Когда опушка прикреплена к бортам, концы ее у носа и кормы отлого срезаются на нет, что придает челну более красивый вид. К носу прикрепляется железная скоба для цепи в виде острого треугольника с петлей на конце. На корме также прикрепляется железная скобка овальной формы с петлей посередине. К кормовому фальшборту у самой палубы прикрепляется на двух винтах медная накладка с петлей. К ней пристегивается карабин якорной веревки. Кроме того, на кормовой палубе с обеих сторон наравне со скамейкой прикрепляется по медной «утке» для закрепления парусного шкота. На носовой палубе на ее середине прикрепляется клюз для якорной веревки (когда стоят на якоре носом против ветра).

Затем банки для уключин. Обыкновенно банки прикрепляются к фальшбортам с внутренней стороны. Банки, прикрепленные к фальшбортам с наружной стороны, будут мешать палатке плотно облегать фальшборт. Однако, когда челн предназначается для дальних поездок, где скорость челна имеет значение, применяются банки наружные, прикрепленные отдельно от фальшбортов к бортовой палубе.

Банки делаются деревянные или железные. Банка железная удобнее, так как занимает меньше места в коробке челна и представляет собой пластинку с приваренной посередине трубочкой (рис. 7 а). Пластинка коротенькими болтиками прикрепляется к фальшборту, в трубочку вставляется уключина. На прикрепленные к фальшборту деревянные банки также сверху накладывается пластинка с впаянной в середине трубочкой-«сальником» (стержень уключины перед вставлением смазывается салом, чтобы не скрипел (рис. 7 б). Деревянные наружные банки непрочны ввиду их большой высоты и громоздки. Гораздо практичнее банки железные (рис. 7 в).

Рис. 7. Банки для уключин

 

Благодаря вынесенным за фальшборт банкам, размах весел шире, и челн несколько выигрывает в скорости.

Средняя скамейка в челне делается отъемной и состоит из широкой, толщиной в 3 см доски. На ней сидят при езде на веслах, и она также заменяет стол.

В остальное время она снимается.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: