Тема урока: «Урок развития речи. Портретный очерк» 8 класс
«Осью очерка, по возможности, всегда должны быть
живые люди…»
М.Горький
Выучите написание данных слов и объясните их лексическое значение.
Репродукция, искусство, пейзаж, эпитет, портрет, ария, опера, очерк.
Сегодня мы будем говорить о портретном очерке. Эпиграфом нашего урока возьмем слова писателя М. Горького: «Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди…».
очерк - 1) небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных
фактов.
2) общее изложение какого-нибудь вопроса.
ось - 1) стержень, на котором держатся колеса.
2) воображаемая прямая линия, проходящая через геометрическую
фигуру, или тело – земная ось.
3) перен. – то, вокруг чего развертываются события, сосредоточиваются
действия.
Итак, ось очерка - это то, вокруг чего развертываются события в небольшом литературном произведении.
- Какие особенности очерка вам известны?
- Документальность, достоверность фактов и событий, о которых идёт речь.
-Подлинные имена и фамилии изображаемых лиц
-Реальная обстановка, действительные места событий
-Указывается время действий
-Используются изобразительные средства
Различают очерки
Путевой, портретный и проблемный.
Мы будем готовиться к написанию портретного очерка.
- Как вы думаете, кто может быть героем портретного очерка?
Человек.
- Какой человек?
Отдающий делу все свои силы, знания и опыт.
- Достаточно ли для очерка знать, что человек выдающийся?
Нет.
- Что надо знать ещё?
- характер героя
- взаимоотношения с людьми
- его увлечения, интересы
Это называется внутренним портретом героя.
- Можно ли при создании очерка обойтись без описания внешности?
Нет.
|
- Что значит внешний портрет?
- Обязательно ли нам знать о цвете глаз, форме лица и губ, длине волос…?
Нет.
- А о чём тогда важно сказать при создании внешнего портрета?
Внешний портрет – это не только описание лица, рук, волос, одежды. Это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке; достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для этого человека.
- Так что же такое портретный очерк?
Это очерк, в котором героем является человек, причем конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками.
Уроки русского языка – это не только правила и упражнения, это уроки соприкосновения с прекрасным миром искусства, знакомство с теми, кто этот мир творит.
Вот и сегодня мы с вами познакомимся с необычным человеком, оставившем яркий след в истории искусства.
Мы будем готовиться к написанию портретного очерка.
- Фёдор Шаляпин. Кто он?
Оперный певец, покоривший своим голосом весь мир.
- Достаточно ли этих сведений для написания очерка?
Нет.
Образ великого певца запечатлели многие художники мира. Каждое выступление Шаляпина для слышавших и видевших его художников являлось событием, будило высокие чувства, рождало новые творческие замыслы. Для них, как и для широких демократических кругов России, в целом, жизнь и творчество Шаляпина было явлением глубоко знаменательным (ведь он сам добился этих высот). Шаляпина рисовали и писали часто. Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов-Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов. Да и сам Шаляпин, движимый любовью к своим поклонникам, с удовольствием позировал портретистам и скульпторам.
|
Автором портрета, о котором мы будем говорить, является Б. Кустодиев.
Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Но не только большого мастера ценил в Кустодиеве Шаляпин: он видел в нём человека недюжинного, достойного преклонения.
Кустодиев создал свои полотна, будучи прикованным к кровати неизлечимой болезнью.
Вершиной творчества уже больного, но не сломленного художника стал портрет «Федор Шаляпин». Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни.
- Что вы видите на картине? Какова её композиция?
(высокий первый план; далеко внизу развёртывается огромное пространство: на снежных холмах вовсю идёт народное гуляние; множество мелко написанных человеческих фигурок; мчащиеся сани; лотошники; у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ;
на переднем плане высится величественная фигура Шаляпина).
- На фоне какого пейзажа вырисовывается фигура Шаляпина?
(Зима, пейзаж яркий, изображено народное гуляние.)
- Скажите, того, что мы видим на картине, достаточно для создания портретного очерка?
(Нет, мы видим внешний портрет: выражение лица, выражение газ, взгляд, позу, одежду.)
Глаза: наблюдательные, выразительные, изучающие, задумчивые.
|
Взгляд: внимательный, наблюдательный, пытливый, испытующий, заинтересованный.
· Как вы думаете, почему таким внимательным, испытующим взглядом окидывает Шаляпин раскинувшийся у его ног город?
(Это новый для певца город, о его гастролях возвещает афиша, его только предстоит покорить, поэтому и взволнован и внимателен Шаляпин.)
Поза: непринуждённая, благородная, величественная, внушительная, гордая.
Одежда: великолепная шуба нарочито распахнута, чтобы показать, что вся она, а не только воротник и шапка – на бобровом меху. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и чёрный лак. Ходить в них по заснеженным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость, мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем.
Кустодиев был восхищён Шаляпиным и в картине не преминул подметить такие его черты:самовлюблённость, стремление щегольнуть дорогой одеждой.
А теперь мы поговорим о душе нашего героя, что и составляет его внутренний портрет.
Проблемный вопрос.
Можно ли, размышляя о характере Шаляпина, согласиться с высказыванием Ф. Достоевского: «Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нём благородно»?
Любящий отец.
Друг: преданный, бескорыстный, надёжный, верный.
Благотворительность, помощь людям
Человек, беспредельно любящий Россию,
Какими эпитетами можно охарактеризовать его чувство к России?
Любовь к России: беззаветная, горячая, всепоглощающая.
Проблемный вопрос.