Практическая работа
Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени
Цель работы
1.1 закрепить теоретические знания об особенностях развития философии в эпоху Возрождения и Нового времени;
1.2 научиться понимать проблему, выделять главное и существенные признаки;
1.3 научиться участвовать в групповом обсуждении в соответствии с заданной темой и процедурой, соблюдать жанр вербального общения.
Теоретическое обоснование.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
· совершенствование орудий труда и производственных отношений;
· кризис феодализма;
· развитие ремесла и торговли;
· усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
· укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
· появление первых парламентов;
· отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
· повышение уровня образованности в Европе в целом;
· великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
· научно-технические открытия.
Основные направления философии эпохи Возрождения:
1. гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
2. неоплатоническое ( сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
3. натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
4. реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
5. политическое (XV – XVI вв., Никола Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
6. утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
· антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
· оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);
· перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
· принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
· большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
· торжество индивидуализма;
· широкое распространение идеи социального равенства.
XVII век явился временем крупных перемен в истории человеческого сообщества. Для Европы они, прежде всего, выразились в начале промышленной стадии развития и осуществления первых буржуазных революций. Это означало становление нового типа общества, построенного на иных по сравнению со средними веками социально-экономических, политических и идейных основах. В политической сфере наступил расцвет классического абсолютизма, и началось формирование конституционной монархии. В духовной сфере происходило становление светского образования и культуры, началась первая научная революция.
Философия развивалась в тесном взаимодействии с математикой, механикой и физикой. В философии решаются проблемы гносеологии, знания рассматриваются с точки зрения прикладного значения. Основными направлениями становятся эмпиризм и рационализм.
Приверженцы эмпиризма (от греч. empeiria — опыт) считали единственным источником познания чувственный опыт (данные органов чувств человека), справедливо утверждая, что процесс познания начинается с ощущений. Своеобразной модификацией эмпиризма выступает сенсуализм (от лат. sensus — чувство). Приверженцы сенсуализма стремились вывести все содержание познания уже не просто из опыта, а из деятельности органов чувств.
В XVII—XVIII вв. эмпиризм и сенсуализм развивали Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк.
Френсис Бэкон был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, и не в постижении Бога, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Прямым виновником разрыва единства между теоретической и практической деятельностью, между философией и естествознанием Бэкон считал теологию.
Он считал, что только решительное освобождение научного познания от оков теологии сможет вернуть наукам их действительную силу, вдохнуть в них жизнь, разжечь огонь творческого воодушевления. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. Чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”.
Бэкон ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.
“Опыт”- главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Он выделяет главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений “ Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).
Френсис Бэкон считал, что метод индукции может дать достоверное знание только тогда, когда сознание будет освобождено от ошибочных суждений («идолов»). Таких идолов он выделил четыре группы: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади», «идолы театра».
«Идолы рода» — это препятствия, обусловленные общей для всех людей природой, несовершенством человеческого ума; «идолы пещеры» — искажения, источником которых являются индивидуальные особенности ума; «идолы площади» — препятствия, возникающие вследствие общения людей; «идолы театра» — препятствия, рожденные слепой верой людей в авторитеты, их приверженностью старинным традициям, ошибочным мнениям. Человеку освободиться от таких идолов - ошибок очень тяжело, в этом ему должна помочь философия.
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный философ и учёный-математик, который:
· oбoснoвал ведущую рoль разума в пoзнании.
· выдвинул учение o субстанции, её атрибутах и мoдусах;
· стал автoрoм теoрии дуализма, чем пoпытался примирить материалистическoе и идеалистическoе направление в филoсoфии;
· выдвинул идею o научном методе познания и o «врoждённых идеях».
В основе бытия и познания, по Декарту, лежит разум, так как:
· в мире существует мнoгo вещей и явлений, кoтoрые не пoнятны челoвеку, в любoм явлении любoй вещи мoжнo усoмниться, сoмнение реальнo существует, этoт факт oочевиден и не нуждается в дoказательствах;
· сомнение – свoйствo мысли, значит, челoвек, сoмневаясь, - мыслит мышление является oснoвoй как бытия, так и пoзнания;
· пoскoльку мышление – этo рабoта разума, тo в oснoве бытия и пoзнания мoжет лежать тoлькo разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую». Основным методом поучения знаний Декарт считает рациональную дедукцию. Дедукция (лат. deductio — выведение, также дедуктивное умозаключение, силлогизм) — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.