Самой трудной задачей, стоявшей перед римским правом, была задача приспособиться к роли мудрого господина над разнообразными кодексами и обычаями тех стран, которые были завоеваны римским оружием и дипломатией. Рим с честью вышел из этой ситуации. Римское право выражало собой логику и структуру, созданную благодаря силе; великие кодексы ius civile и ius gentium являлись сводами правил, благодаря которым мудрый завоеватель упорядочивал, регулировал и освящал державность, основанную на мощи легионов. Это деление, проводившееся римскими юристами, было принято многими современными правовыми системами. В Германии гражданское право регулирует имущественные отношения субъектов и в совокупности с торговым правом составляет частное право.
Гибкость "права народов" содействовала передаче римского права средневековым и современным государствам. Через каноническое право средневековой церкви оно проникло в практику государств и пропитало собой последующие кодификации гражданского права. Для римской юриспруденции было характерным представлять правоотношение преимущественно в процессуальных категориях.
В современном гражданском процессе неудовлетворенный интерес формулируется в виде иска. Если истец не добился от ответчика необходимого поведения, ответчик принуждается к исполнению этого обязательства через суд. Таким образом, право лица существует в двух аспектах: материальном и процессуальном.
"В римском праве чисто процессуальное понимание иска (когда под иском имеется в виду попытка начать процесс) исключено, поскольку иск предоставлялся судящим магистратом на основании предварительного рассмотрения дела, и только тогда наступали правовые последствия от обращения в суд".[5] Если позиция современного права звучит как "я имею право, так как я имею иск", то для Рима характерна другая формула: "я имею право, так как мне предоставлен иск".
|
В процессе эволюции судопроизводства суд из состязательного (стороны изо всех сил старались доказать свою точку зрения) превратился в следственный (судья мог провести расследование).
Процесс приобрел письменную форму (записывались все действия суда, истца и ответчика), появились адвокаты и возможность подать апелляцию. Адвокат мог прибегнуть к аргументации любого сорта. В подавляющем числе случаев проигравший мог обратиться в суд более высокой инстанции. В этих чертах римский процесс довольно схож с современным.
Как уже было отмечено выше, стороны согласовывали выбор судьи и определяли его по жребию (при формулярном процессе).
Безусловно, это невозможно представить в современном судопроизводстве. По российскому законодательству "судьи несменяемы"[6] и прекратить свои полномочия могут "не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным закоНОМ". [7]
Отличие римского судопроизводства от современного состоит и в самой организации процесса. Если сегодня существуют суды первой и второй инстанций, где существует строгое разделение полномочий, то в Риме в период республики и период принципата это были, по сути, два этапа одного процесса. Производство в этих двух стадиях не имеет ничего общего с современностью. Сегодня суд первой инстанции рассматривает дело от начала до конца и выносит решение, которое может быть обжаловано в течение установленного срока, и тогда суд второй инстанции его пересматривает. В Риме in iure спорное дело подготавливалось к решению, а рассматривалось вплоть до вынесения приговора in iudicio. Спор мог закончиться на первом этапе только в случае признания иска ответчиком.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы пришли к выводу, что римлянам удалось создать величайшую правовую систему в истории, что вполне естественно: они любили порядок и располагали средствами для его достижения. Хаотичное смещение сотен различных племен и народов они упорядочили посредством пусть и не всегда безупречного, но высокого авторитета и мира Другие государства и прежде творили свои законы, и такие законодатели, как Хаммурапи и Солон, явились создателями компактных правовых форм. Но ни одному другому народу еще не удавалось достичь той замечательной скоординированности и кодификации, над которыми трудились величайшие юридические умы Рима.
Формы гражданского процесса в период республики и период принципата были весьма разнообразны, а с приходом императорского режима суд стал ординарным. В арсенале процессуальных правил появляется презумпция (praesumptio). Как и во все времена, в Риме хватало адвокатов и судей, чьи вышколенные и проницательные умы стояли на службе справедливости и истины, невзирая на гонорары; существование продажных искупали своим трудом работавшие в те времена великие юристы, чьи имена — самые славные в истории права.
|
Процессы отличались такой свободой речи и действий, которую трудно представить в современном суде. Стороны могли призвать на помощь нескольких юристов; одни из них специализировались на сборе доказательств, другие на том, чтобы представить эти доказательства суду и публике. Все фиксировалось письменно, а опрос свидетелей проходил согласно освященным временем прецедентам. "При допросе свидетеля, прежде всего следует знать, к какому человеческому типу он принадлежит. Ведь робкого свидетеля можно запугать, глупца - перехитрить, гневного - спровоцировать, а тщеславного - одолеть лестью. Ловкого и владеющего собой свидетеля следует сразу же дискредитировать, представив его злобным упрямцем; а если его прежняя жизнь небезупречна, доверие к нему можно подорвать, выдвинув против него скандальные обвинения".[8] Это высказывание Квинтилиана как нельзя лучше отражает характер эпохи.
И тем не менее, в этой внушительной конструкции, именуемой римским судопроизводством, чувствуется достоинство и благородство. Победитель обречен на то, чтобы властвовать, благо - когда законы его господства находят себе ясное выражение. В этом смысле процесс есть последовательное воплощение власти.
Высокий уровень судопроизводства был обусловлен, прежде всего практическими требованиями создания единой правовой системы для империи, включавшей множество различных этнических и культурных групп. Это была выработка практической способности суждения, с помощью которой можно было распознавать каждый новый случай и подводить его под определенен; интерпретация юридических случаев в свете политически одобренных правовых представлений.
ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Известия", 1993.
Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. Под ред. член-корр. РАН, профессора B.C. Нерсесянца. - М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997.
Дюрант Вил. Цезарь и Христос/ Перевод с английского В.В. Федорина. М.: КРОНН-ПРЕСС, 1995.
Новицкий И.Б. Римское право. Изд. 6-е, стереотипное. - М.: Ассоциация "Гуманитарное знание" ТЕИС, 1995.
Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право. Учебник. - М.: Юристъ, 1997.
Скирбекк Гуннар, Гилье Ниле. История философии. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений./ Пер. с английского В.И. Кузнецова. Под ред. СБ. Крымского. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
[1] Дюрант Вил. «Цезарь и Христос» перевод Федорина В.В.-М.: КРОН-ПРЕСС, 1995
[2] Дождев Д.В. «Римское частное право.Учебник для вузов» - М.:ИНФРА М-НОРМА, 1997
[3] Дюрант Вил. «Цезарь и Христос» перевод Федорина В.В.-М.: КРОН-ПРЕСС, 1995
[4] Там же
[5] Дождев Д.В. «Римское частное право.Учебник для вузов» - М.:ИНФРА М-НОРМА, 1997
[6] Конституция РФ. М.; 1993. Ст. 121 (п.1).
[7] Там же Ст.121 (п.1).
[8] Дюрант Вил. «Цезарь и Христос» перевод Федорина В.В.-М.: КРОН-ПРЕСС, 1995