Лекционные занятия (теоретический курс)




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

 

 

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)

Профиль: «гражданско-правовой», «уголовно-правовой», «государственно-правовой», «международно-правовой»

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Административное право

 

Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины

 

 

Для набора 2019

 

 

Москва, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

· Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий

· Учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы

· Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины

· Перечень нормативных правовых актов

· Перечень официальных актов высших судебных органов

 

Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий

Общие положения

Административное право является одной из важнейших учебных дисциплин, изучаемых студентами по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Она обеспечивает получение знаний по широкому кругу правовых вопросов и позволяет сформировать юридическое мировоззрение и профессиональные навыки в сфере государственного и муниципального управления.

Административное право является одной из базовых юридических наук. Цель административно-правового знания – выявление закономерностей реализации административно-распорядительных и административно-охранительных полномочий публичной администрации, прежде всего органов исполнительной власти, а также роль и значение граждан и организаций как субъектов таких правоотношений.

Изучение административного права дает возможность получить целостное представление о значении и месте административного права в системе юридических наук; усвоить необходимые понятия и категории; сформировать юридическое мировоззрение и выработать у студентов способность мыслить юридически, свободно использовать юридическую терминологию; приобрести навыки практического использования правовой информации.

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» изучают административное право на 2 курсе, в течение двух семестров. На лекционные занятия для очной формы обучения отводится 58 аудиторных часов, на семинарские занятия – 54 аудиторных часа, для заочной формы обучения выделяется 2 аудиторных часа на лекционные занятия и 8 аудиторных часов – на семинарские занятия. По окончании изучения курса студенты сдают экзамен.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) дисциплина «Административное право» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла.

В результате изучения дисциплины «Административное право» обучающийся должен получить знания: о природе и сущности административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности; об административно-правовом статусе органов исполнительной власти, организаций и физических лиц; о понятии и системе государственной службы; об административно-правовых формах и методах; об административном процессе и административных производствах, в частности контрольно-надзорном; об административной ответственности и производстве по делам об административных правонарушениях; о способах обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти; о специфике административно-правового регулирования в отдельных сферах жизни общества.

Приступая к изучению административного права, нужно отдавать себе отчет в том, что эта задача сопряжена с известными трудностями и требует значительных временных затрат. Решение ее возможно для тех студентов, которые имеют хороший запас базовых гуманитарных знаний, знаний по теории государства и права и конституционному праву и готовы к серьезному мыслительному труду.

Важная предпосылка успеха в овладении административным правом – использование широкого круга специальной литературы и других источников информации.

Литература, которую предстоит изучить студенту в рамках курса административного права, делится на два вида: во-первых, это учебная и учебно-методическая литература (учебники и учебные пособия), во-вторых – собственно научные источники (научные монографии и статьи). Без изучения учебников предмет невозможно полноценно изучить – это является обязательным условием успешной сдачи зачета или экзамена. Однако знания, почерпнутые только из учебников, будут недостаточными, поверхностными, поэтому необходимо дополнительно изучать рекомендуемые по курсу научные источники. К таким источникам относятся работы наиболее крупных современных учёных-административистов: Ю. А. Тихомирова, Н. Г. Салищевой, Ю. М. Козлова, А. Ф. Ноздрачёва, Ю. Н. Старилова, Д. Н. Бахраха, П. И. Кононова, А. И. Стахова, А. Б. Зеленцова, Б. В. Россинского, Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, А. П. Алёхина, А. А. Кармолицкого.

Учебников и учебных пособий по административному праву насчитывается несколько десятков, но выбирать необходимо те из них, которые одобрены Министерства науки и высшего образования РФ и рекомендованы кафедрой.

В качестве учебно-методической литературы можно использовать рабочую программу и методические рекомендации по административному праву, подготовленные преподавателями кафедры административного права и процесса им. Н. Г. Салищевой РГУП. Перечень рекомендованной кафедрой дополнительной литературы можно найти в этих учебно-методических изданиях. Необходимо иметь в виду, что хороших и отличных оценок по дисциплине заслуживают лишь те ответы, которые свидетельствуют о знании дополнительной научной литературы.

Другим обязательным условием успешного овладения дисциплиной является систематическая аудиторная и внеаудиторная работа, выстроенная в соответствии с рекомендациями учебной программы. Необходимо посещать все лекции и семинары и максимально эффективно использовать те возможности, которые дают эти формы учебной работы, а также регулярно заниматься самостоятельно, углубляя и закрепляя знания и навыки, полученные в учебной аудитории.

Хорошим подспорьем в текущей работе и при подготовке к экзамену будут рационально составленные конспекты, отражающие содержание прочитанных лекций, проблематику семинарских занятий и результаты работы с дополнительной литературой.

Важным для освоения учебного материала является изучение нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права, а также материалов судебной практики, среди которых особое значение имеют акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Курс освоения дисциплины заканчивается рубежным контролем в форме экзамена, при сдаче которого студенты должны продемонстрировать понимание проблем административно-правовой науки, связь этих проблем с современной правоприменительной, в том числе судебной, практикой, умение мыслить критически и творчески.

Хороший ответ на экзамене предполагает раскрытие и анализ различных точек зрения по рассматриваемому вопросу, умение показать место конкретной проблемы в общей системе административного права, ее связь с правоприменительной, особенной судебной, практикой, а также умение применять знания к решению новых теоретических и практических проблем. При ответе на экзамене нужно показать глубокие знания в системной и доступной для восприятия форме.

Непосредственно перед сдачей экзамена студенты имеют возможность устранить пробелы в своих знаниях на специально проводимых групповых консультациях. В течение семестра рекомендуется пользоваться возможностью индивидуального консультирования у преподавателей, ведущих лекционные и семинарские занятия.

Лекционные занятия (теоретический курс)

Изучение административного права начинается с лекционных занятий, главная цель которых – дать студенту актуальные знания в области административного права.

Лекция – одна из основных традиционных форм организации аудиторного учебного процесса. В современных условиях в связи с сокращением объема лекционных часов как общей тенденцией государственной образовательной политики познавательная и воспитательная ценность лекционного курса объективно растет, поэтому лекции нужно посещать систематически.

Для обеспечения максимальной эффективности процесса обучения перед очередной лекцией рекомендуется просмотреть конспект предыдущих лекций, вспомнить пройденный материал и внимательно прочитать тот раздел учебника, в котором излагается соответствующая тема (проблематику лекции можно узнать из рабочей программы курса или непосредственно у преподавателя). Такое предварительное знакомство с темой облегчает усвоение лекционного материала, избавляет от необходимости дословно конспектировать лекцию и способствует более осмысленному и критическому отношению к тому, что говорит преподаватель.

При преподавании дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:

информационная лекция – традиционный для высшей школы тип лекции, на которой студенту дается научная информация по дисциплине, подлежащая уяснению и запоминанию; преподаватель знакомит аудиторию с темой лекционного занятия и последовательно раскрывает поставленные вопросы;

лекция – дискуссия – основывается на рассмотрении различных (дискуссионных) точек зрения на поставленную проблему; в рамках этой лекции преподаватель определяет круг дискуссионных вопросов и раскрывает их, на основе критического анализа различных позиций ученых по выбранной проблеме и аргументированной собственной точки зрения; очень часто данная лекция приводит к появлению у аудитории новых вопросов, ответы на которые могут быть сформулированы как в рамках лекционного, так и в рамках последующего семинарского занятия;

проблемная лекция - данная лекция начинается с постановки вопроса -проблемы, которую необходимо решить, и которая не имеет однозначного решения; на этой лекции студент играет роль исследователя, стремящегося найти ответ на поставленный вопрос; данный вид лекции предусматривает диалог преподавателя и студента, студент включается в процесс поиска решения, имеет возможность задавать вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Лекция – дискуссия и проблемная лекция стимулируют мыслительную деятельность студента, дают возможность аудитории оценить многообразие подходов к рассматриваемой проблеме, выработать собственную позицию и научиться отстаивать ее аргументированно. На этих лекциях формируется навык формулирования вопросов и анализа имеющихся научных позиций.

На информационных лекциях студентам нужно внимательно следить за изложением преподавателем изучаемого материала, конспектировать основные положения. При этом автоматическое «протоколирование» лекции – не самый эффективный способ использования потенциала лекционного занятия. Студенты необходимо приучать себя одновременно и слушать лектора, и осмысливать излагаемый им материал, и кратко записывать наиболее важные идеи, понятия и термины. Рекомендуется также помечать для себя неясные моменты, чтобы в конце лекционного занятия задать преподавателю вопросы или, если такой возможности на лекции не имеется, прояснить эти вопросы на семинарских занятиях и в процессе самоподготовки.

Конспекты следует вести аккуратно, умело использовать сокращения, оставлять поля для вопросов, выносимых на семинарские занятия. В свободное от занятий время целесообразно повторять законспектированное, привлекая материал рекомендованных учебников по административному праву, а также другую научную и учебную литературу. Конспекты лекций рекомендуется сохранить, поскольку они могут понадобиться на последующих курсах, а также при подготовке к государственному экзамену.

Семинарские занятия

Важной формой обучения, способствующей закреплению и углублению теоретических знаний студентов, являются семинарские занятия, которые направлены на закрепление полученного в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы материала. Студент должен уметь свободно высказываться по любому вопросу, вынесенному на семинарское занятие, уметь делать выводы, обобщения, оперировать специальными терминами. Необходимым является использование при подготовке к семинарским занятиям нормативных правовых актов и материалов правоприменительной, прежде всего судебной, практики. На семинарских занятиях у студентов закладываются и развиваются такие необходимые в профессиональной деятельности качества, как умение публично выступать и устанавливать контакт с аудиторией. Кроме того, семинарские занятия позволяют преподавателю оценить усвоение студентами соответствующих знаний. К семинарскому занятию студент обязан подготовить ответы на вопросы по изучаемой теме, проанализировав для этого соответствующие темы лекций, учебников, дополнительную литературу, а также нормативные и ненормативные правовые акты, законспектировав рекомендуемые источники. При подготовке к семинару желательно использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные кафедрой.

Семинарские занятия по административному праву проводятся в таких формах, как занятие-дискуссия, занятие-беседа, мини-конференция (заслушивание и обсуждение научных сообщений и докладов). Вовлеченность во все эти формы аудиторной занятости, активное заинтересованное участие в обсуждении поставленных проблем будет способствовать прочному усвоению знаний по дисциплине, формированию аналитического правового мышления, а также развитию очень важных для будущего работника навыков публичного выступления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: