Е.А. Денисова
Лекция обсуждена и одобрена на
заседании кафедры легкой атлетики
Зав.кафедрой
_________________А.Н.Конников
«____»__________________2006 г.
Протокол №_________
Минск 2006
ПЛАН:
1. Введение
2. Морально-волевая подготовка
3. Общефизическая подготовка
4. Специально-физическая подготовка
5. Техническая подготовка
6. Тактическая подготовка
7. Интегральная подготовка
Литература:
1. Верхошанский Ю.В. – Методические вопросы теории спортивной тренировки. М. «Физкультура и спорт» 1966г.
2. Верхошанский Ю.В. – Основы специальной силовой подготовки. М. «Физкультура и спорт» 1994г.
3. Дьячков В.М. – Совершенствование спортивного мастерства спортсменов. М. «Физкультура и спорт» 1977г.
4. Курамшин Ю.И. – Теория и методика физической культуры. М. «Советский спорт» 2003г.
5. Матвеев Л.П. – Основы спортивной тренировки. М. «Физкультура и спорт» 1976г., том 1.
6. Озолин Н.Г. – Легкая атлетика. Учебник для ИФК «Физкультура и спорт»1976г.
7. Озолин Н.Г. – Настольная книга тренера. Наука побеждать. Профессия тренера. М. «Астрель». 2003г.
8. Дитрих Харре - Учение о тренировке. М. «Физкультура и спорт» 1971г.
9. Хоменков Л.С. – Учебник тренера по легкой атлетике. М. «Физкультура и спорт». 1982 г.
10 Хоменков Л.С. - Книга тренера по легкой атлетике. М. «Физкультура и спорт» 1987г.
ВВЕДЕНИЕ
Современная система подготовки спортсменов высокого класса многофакторный комплексный процесс. Если какое-либо звено выпадает из общей цепи, то реализация современной системы подготовки спортсменов высокого класса в определенной мере будет затруднена. Эта система развивается и совершенствуется в соответствии с задачами и требованиями времени.
|
Выход спортсмена на высокий уровень невозможен без прохождения этапов подготовки, начиная с этапа начальной подготовки, начальной специализации, углубленной специализации, совершенствования спортивного мастерства.
Подготовка легкоатлета любой специализации объединяет такие виды, как:
-морально-волевая подготовка;
-общая физическая подготовка;
-специальная физическая подготовка;
-техническая подготовка;
-тактическая подготовка;
-интегральная подготовка.
Принцип всесторонности, принятый в физическом воспитании, складывается из многочисленных компонентов, способствующий реализации возможностей с учетом индивидуальности спортсмена.
МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА
Успехи в спорте, учебе, труде во многом определяются и волевыми качествами: они способствуют преодолению трудностей, стремлению к победе.
Поведение в коллективе, на работе, в учебном заведении, на тренировках, мотивы действий и поступков, отношение к товарищам и многое другое определяются моральными качествами.
МОРАЛЬНЫЕ и НРАВСТВЕННЫЕ качества многообразны и проявляются в самых различных формах и сочетаниях.
Главными критериями нравственности являются д о б р о т а, душевность, любовь к Родине, к близким, к своему коллективу.
Одухотворенный высокими нравственными качествами спортсмен более гармоничен в функциях организма, более устойчив и эффективен в адаптации к нагрузке.
Негативные мысли, проявление злобы, бессердечия, стяжательства и пр. создают такие мощные очаги возбуждения в коре головного мозга, входящие в противоречие с установившимися нормами ЦНС, дискоординируют и искажают их состояние.
|
Результатом является нарушение в технике движений, в качестве проявления двигательных качеств, выполнении заданных режимов тренировки.
Важную роль играет мотивация проявления в о л е в ы х качеств, что во многом определяется моральными качествами: только высоко нравственные идеалы вызывают у спортсмена значительные цели. Нравственные нормы поведения формируются на основе практической жизнедеятельности юных и взрослых спортсменов в различных жизненных ситуациях.
Что способствует воспитанию нравственности у спортсмена?
1. Нравственные качества т р е н е р а: доброта и справедливость, педагогический такт и скромность, соблюдение морального кодекса, объективная оценка возникающих ситуаций, внешний вид и поведение, выдержанность в критических ситуациях.
2. Высокий уровень грамотности, знание литературных запросов молодежи, владение педагогическими, физиологическими оценками состояния спортсмена.
3. Доверчивое отношение к ученикам, откровенная оценка негативного поведения людей, знание семейного положения спортсмена, оказание помощи, совета при сложных ситуациях.
Высокие моральные принципы, укрепляющие стремление спортсмена к достижению высоких результатов, формируют его характер и волю.
Устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достичь цели – основные компоненты проявления воли.
Воспитание трудолюбия, настойчивости, и терпеливости у спортсменов в процессе тренировки, постановка ближайшей и перспективной цели – рычаги формирования в о л е в о й личности спортсмена.
|
Тренировочные нагрузки, вызывающие утомление, тягостны для тех, кто не обладает настойчивостью, терпением, трудолюбием.
Также воспитанию воли способствует строгое соблюдение всех предписаний спортивного и гигиенического режимов.
Выдержка и самообладание – качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, быть уверенным в своих силах.
Уверенность в себе развивается в соединении с развитием силы, мужества, смелости.
Для спортсмена большое значение имеет дисциплинированность, т.е. умение подчинить свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в обществе. А т р е н е р должен быть образцом дисциплинированного человека, помогающего спортсмену воспитать в о л ю, х а р а к т е р, стремление к п о б е д е.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)
ОФП направлена на общее развитие и укрепление организма спортсмена, повышение функциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательных качеств, улучшение координационной способности, исправление дефектов телосложения и осанки. Особенно важно через ОФП укрепить слабые места в организме, повысить их функциональные возможности.
В ОФП заложена идея всестороннего физического развития, которая опирается на развитие таких качеств, как быстрота, сила ловкость, выносливость, гибкость и подвижность.
Всем спортсменам на определенном этапе тренировки необходимо применение таких упражнений, которые укрепляют сердечно-сосудистую систему, улучшают возможности органов дыхания, повышают общий обмен веществ в организме, способствуют восстановлению после нагрузки.
Применение упражнений общефизической подготовленности характеризуется общим воздействием на организм спортсмена, учитывающим его возможности и специализацию: чем выше квалификация спортсмена, тем больше внимания должно уделяться ОФП специфической направленности.
ОФП проводится в течение всей тренировочной деятельности спортсмена, меняя объем и интенсивность упражнений:
- на подготовительном этапе тренировки (1,5 – 2 года) ОФП составляет 80-90% от тренировочных средств;
- на этапах начальной и углубленной специализации (2-3 года) наблюдается уменьшение нагрузки ОФП с увеличением средств специальной физической подготовки – ОФП – 75-50%.
- этап совершенствования характеризуется еще меньшим объемом ОФП – 50% и меньше.
Не смотря на специализацию в легкой атлетике, спортсменами применяются ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, спортивно-вспомогательная гимнастика, акробатика, упражнения с отягощением, и т.д.
Однако, каждому виду легкой атлетики с учетом этапа тренировочного цикла применяются свои средства ОФП:
1) упражнения, применяемые в других видах спорта;
2) общеразвивающие подготовительные упражнения: сгибания и разгибания туловища и конечностей, наклоны, повороты, круговые движения, махи, прыжки, выполняемые с гантелями, палками, со скакалкой и т.д.
Применение упражнений ОФП должно исходить из:
- учета индивидуальных особенностей спортсмена (внимание отстающим функциям организма, укрепление слабых мест);
- этапа подготовки, когда для начинающих спортсменов ОФП направлена на всестороннее их физическое развитие, построение общего фундамента организма;
- направленности упражнений ОФП на увеличение мышечной массы отдельных мышечных групп, улучшение гибкости, подвижности и пр.
- необходимости наличия информации о решении конкретных задач, связанных с группой упражнений ОФП, чтобы избежать отрицательного эффекта применения упражнений;
- изменения общего времени отводимого на ОФП, в связи с видом легкой атлетики;
В соревновательном периоде ОФП требует специфической пропорции с учетом квалификации спортсмена и вида специализации (Приложение 1)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП)
СФП как и ОФП, способствует созданию фундамента с более углубленным овладением видом избранного вида легкой атлетики.
СФП состоит из 2-х частей (Озолин Н.Г. 2003 г.):
СФП-1 – специализированное воздействие на создание основы изучаемого и развиваемого мастерства вида легкой атлетики;
СФП-2- вторая ступень более высокого уровня развития двигательных качеств с применением к избранному виду легкой атлетики.
Построение специального фундамента, укрепляющего организм с учетом особенностей избранного вида легкой атлетики, развивающего специфику органов и систем, координирующего функциональную деятельность организма – все это, в основном, решается средствами СФП.
Исходя из специфики видов легкой атлетики (циклических и ациклических) существует избранный подход к применению СФП-1 и СФП-2.
В циклических видах легкой атлетики для СФП применяют упражнения из своего вида спорта с учетом этапа годового цикла.
В ациклических видах легкой атлетики (метания, прыжки) рекомендуется использовать многократное повторение главных частей избранного вида и повторять его в целом с опорой на специфику качеств вида.
Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
Анализ организации тренировочного процесса спортсмена на протяжении многих лет показывает, что в зависимости от решаемых задач, возраста и квалификации спортсмена средства ОФП и СФП являются БАЗОЙ роста результатов (Приложение 2).