Под «спортивной тактикой» понимают теорию ведения спортивной борьбы, которая в соответствии с особенностями вида спорта проявляется в трех формах: 1) индивидуальная борьба;
2) противоборство двоих;
3) командные соревнования.
Тактический образ действий проявляется в организации и ведении спортивного состязания.
Тактические действия, будучи направленными на оптимальный успех, должны строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития двигательных качеств, волевых качеств, быстротой реакции и другими компонентами.
В психологическом аспекте тактическое действие является продуктом сложных психомоторных процессов, протекающих последовательно и совместно.
Психомоторные процессы тактического действия совершаются в трех главных фазах:
- восприятие и анализ соревновательной ситуации,
- мысленное решение специальной тактической задачи,
- двигательное решение тактической задачи.
Одна из труднейших задач – воспитать способность принятия самостоятельных тактических решений.
В специальную тактическую подготовку входит разработка наиболее целесообразных способов и приемов ведения состязания, составление планов, вариантов, графиков и т.д., с учетом конкретного противника. Для этого нужно знать противника, его силы и возможности, тактические варианты, которыми он располагает.
Задачи тактической подготовки:
А) изучение общих положений тактики;
Б) изучение закономерностей состязания в специализируемом виде легкой атлетики;
В) изучение тактики избранного вида легкой атлетики;
Г) изучение тактического опыта сильнейших спортсменов;
Д) изучение возможных противников, их тактической, физической и волевой подготовки;
|
Е) изучение мест предстоящих соревнований, оборудования и других внешних условий;
Ж) разработка тактики к предстоящему соревнованию с учетом конкретного противника, выбор наиболее целесообразной тактической схемы ведения состязания, вариантов и способов решения отдельных задач, установления графика и т.п.;
З) обучение практическому использованию элементов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и соревнованиях (тактическое учение),
И) обучение сознательному подходу к выбору действий, тактическому мышлению, коллективной согласованности;
К) анализ участия в соревнованиях, эффективность тактики и ее составляющих элементов, вариантов и др. Учет ошибок и поражений. Главное средство обучения тактике – повторное выполнение упражнений, действий, элементов по задуманному плану.
Тактическое мастерство тесно связано с уровнем развития физических и волевых качеств. Недостаточная быстрота и выносливость нередко препятствуют улучшению тактического мастерства.
Обучение тактике производится на учебно-тренировочных занятиях, в прикидках, непосредственно на соревнованиях.
План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, т.к. рост тактического мастерства спортсмена невозможен без активного участия в составлении тактических планов соревнований.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ИНТЕГРАЛЬНАЯ подготовка направлена на объединенную, комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена – морально-волевой, физической (ОФП и СФП), технической, тактической и интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
|
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:
- соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
-специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным, соблюдая условия проведения соревнований.
В легкой атлетике, как в любом виде спорта, интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Выполнение упражнений на технику или силу, или улучшение гибкости, совершенствование отдельных тактических задач и т.д. не может заменить тренировочные и соревновательные условия.
В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких сторон готовности спортсмена, ведущих к достижению высокого уровня физического, технического, тактического и психологического компонентов.
Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы: облегченные, затрудненные, усложненные условия выполнения собственно-соревновательных упражнений.
Интегральная подготовка – путь к росту и совершенствованию спортивного мастерства.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПОКАЗАТЕЛИ СПФ В КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТАХ
Бег 100м,200 м. Муж Жен
1.Бег 30м. с ходу 3,0-2,7 сек. 3,0-2,9 сек.
2.Бег 30м. с н/ст 4,2-3,9 сек
3.Бег60м. сн/ст. 6,8-6,6 сек 7,0-7,2 сек.
4.Бег 300м. 36,0-33,0 сек. 35,5-34,0сек.
5.Прыжок с 2-х ног 275-305 см. 260-280 см.
6.3-ной с места 840-92о см. 800-850 см.
7.10-й с места 30-34 метр 30-32 метр
Бег 400м Муж Жен
1. Бег 30м. с ходу 3,1-2,8 сек. 3,6-3,3 сек.
2. Бег 100м. 11,2-10,6 сек. 13,1-12,0 сек.
3. Бег 200м. 22,8-21,7 сек. 26,3-24,5 сек.
4. Бег 300м. 35,4-33,0 сек 41,1-37,8 сек.
5. Бег 600м. 1.23,0-1.18,0 сек. 1.36,0-1.29,0 сек.
6. 3-ной с места 845-910 см. 734-800 см.
7. 110-й с места 31-32 метр 26-28 метр
Бег 800м. Муж. Жен.
1. Бег 30м. с ходу 3,04 сек. 3,46 сек.
2. Бег 100м. 11,94 сек. 11,92 сек.
3. Бег 400м. 51,8 сек. 59,3 сек.
4. Бег 1500м. 4.22,0сек
5. Прыжок с2-х ног 250 см. 220 см.
Бег 110м.-100м. с/б Муж. Жен.
1. Бег 30м. с ходу 2,8 сек 3,4-3,6 сек.
2. Бег 100м. 10,7-10,3сек. 13,5-12,5с.ек
3. Бег 30м. с н/ст. 4,5-4,7сек.
4. Прыжок с 2-х ног 200-220см.
5. 3-ой с места 830-870 650-700см.
6. 10-й 36-37 м.
7. Двойной прыжок
с места на маховой
ноге 6,25-6,40м.
8. Время схода с 11-го
барьера 13,60 –13,40сек.
Бег 400 м с/б Муж. Жен.
1. Бег 30м. с ходу 3,60-3,45 сек.
2. Бег 300м. 41,0-39,0 сек.
3. Бег 600м. 1.36,0-1.32,0сек.
Бег 3000м. с/п Муж. Жен.
1.Общ. выносливость
-10км. 36.00-32.мин. 41.00-36.00
-20км. 1:12.-1:08мин.
-30км. 1:48.-1:30мин.
2.Спец. выносливость
-5км. 15.10-14.10сек. 18.00-16.00сек.
-3км 8.40-8.10сек. 10.25-9.25сек.
-2км 5.40-5.15сек.
3.Скоростные кач-ва
-1500м. 4.02-3.46сек. 5.10,00- 4.30,0сек.
- 8оом. 1.58-1-52сек.
Марафон Муж. Жен.
1.Спец. выносли-сть
-30км.(зимой) 1:55,0-1:44,0сек. 2:19,0-2:03,00
-летом 1:48,0-1:39,39сек. 2:12,0-1:58,00
-20км(зимой) 1:19,0-1:08,00сек. 1:33,0-1:20,00
-летом 1:10,0-1:04,00сек. 1:20,0-1:16,00
Прыжки в длину с/р Муж. Жен.
1.Прыжки в длину
с 10-ти шагов 670-720см. 550-570см.
2. Бег 60 м. 7,9-7,6сек. 6,9- 6,5сек.
3. Бег 100м. 11.0-10,8сек. 12,3-11,9 сек.
4. 5-тикратн. на толчк. 21.5-22.7м. 17,3-18,7м.
4. 5-быстр. вставаний
со штангой 6,1-5,3сек. 7,0-6,8 сек.
Прыжки в высоту с/р Муж. Жен.
1. Бег 30м. с н/ст. 4,1-3,9сек. 4,3-4,1сек.
2. Прыжок вверх по
Абалакову с руками 68-70см. 53-60см.
3. По Абалакову без рук 60-69см.
4. Ростовесовый индекс 10-15 12-15
Тройной прыжок с разбега Муж. Жен.
1. Прыжок в дл. 710-740см.
2.Тройной с высоты 90см. 50-1110см.
3.Бег 60 м. 7,0-6,7 сек.
4.Бег 100м. 11,5-11,1сек.
5.3-ой с 10 шагов 14,7-15,4 м.
6.Взятие штанги на грудь 120-150 % от своего веса.