И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА




 

Важным инструментом государственного регулирования экономики в целом, а также экономики отдельных регионов государства является государственный бюджет. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и др.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Основными источниками доходов являются:

· налоги (включая взносы на социальное страхование);

· прибыль государственных предприятий;

· сеньораж (доход от эмиссии денег);

· доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами составляет сальдо государственного бюджета. При этом, государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

· когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку или профициту государственного бюджета;

· когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, то есть бюджет сбалансирован;

· когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, то есть имеет место дефицит государственного бюджета.

Бюджетный процесс, то есть составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета, осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов.

Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Исполнение бюджета – сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап – осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями – получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета.

Рисунок 2 – Распределение расходов госбюджета

 

Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

Проведем анализ доходов бюджета Краснодарского края с использованием метода анализа рядов динамики путем определения цепных и базисных показателей (таблица 10).

 

Таблица 10 – Анализ и оценка доходов бюджета региона

 

Год Доходы консолид. бюджета, млн. руб. Абсолютный прирост, ц Коэффициент роста Темп роста, % Темп прироста, % Значение 1% прироста, ц
базисный цепной базисный цепной базисный цепной базисный цепной
Аб Ац Кр б Кр ц Тр б Тр ц Т пр б Т пр ц Зн.1%
  12525,0 100,0 100,0
  13398,0     1,070 1,070 107,0 107,0 7,0 7,0 125,25
  15639,0     1,249 1,167 124,9 116,7 23,2 16,7 133,98
  16461,0     1,314 1,053 131,4 105,3 25,2 5,3 156,39
  16092,0   -369 1,285 0,978 128,5 97,8 21,7 -2,2 164,61
  17005,0     1,358 1,057 135,8 105,7 27,8 5,7 160,92
  18114,0     1,446 1,065 144,6 106,5 32,9 6,5 170,05
Средние показатели 15604,9 931,5 1.051 105,1 5,1 182,65

 

Из таблицы 10 видно, что в 2014 году наблюдалось снижение доходной части бюджета по сравнению с предыдущим периодом на 2,2%. За остальной период отмечается постоянный рост доходной части.

Проведенный анализ показал, что за изучаемый период средняя величина консолидированного бюджета составила 15604,9 тыс. руб. Необходимо отметить, что в среднем наблюдается ежегодный рост доходов бюджета на 931,5 тыс. руб. или 5,1 %. В 1 % роста бюджета содержится 182,65 млн. руб.

Анализ расходной части бюджета Южного федерального округа представлен в таблице 11.

 

Таблица 11 – Анализ и оценка расходов бюджета региона

 

Год Расходы консолид. бюджета, млн. руб. Абсолютный прирост, ц Коэффициент роста Темп роста, % Темп прироста, % Значение 1% прироста, ц
базисный цепной базисный цепной базисный цепной базисный цепной  
Аб Ац Кр б Кр ц Тр б Тр ц Т пр б Т пр ц Зн.1%
  13046,0 100,0 100,0
  13836,0     1,061 1,061 106,1 106,1 6,1 6,1 130,46
  15448,0     1,184 1,117 118,4 111,7 17,4 11,7 138,36
  16946,0     1,299 1,097 129,9 109,7 25,2 9,7 154,48
  16909,0   -37 1,296 0,998 129,6 99,8 22,8 -0,2 169,46
  18158,0     1,392 1,074 139,2 107,4 30,2 7,4 169,09
  17675,0   -483 1,355 0,973 135,5 97,3 25,5 -2,7 181,58
Средние показатели 16002,6 771,5 1.046 104,6 4,6 167,72

 

Снижение расходов бюджета региона наблюдалось в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 37 тыс. руб., что составило 0,2%. Несмотря на частичное снижение расходов, в среднем за изучаемые 7 лет отмечается увеличение расходов бюджета на 771,5 тыс. руб. или 4,6%. 1 % повышения расходов соответствует 167,72 тыс. руб.

 

 

Заключение

В ходе учебной практики были рассмотрены государственные программы, инвестиционный климат, символика и экономико-географическое положение Краснодарского края.

Так же были произведены расчеты по рядам факторов и сделаны следующие выводы:

1. С 2016 по 2017 год численность населения в возрасте 20-29 лет уменьшилась 12,6 тыс. человек; в возрасте 30-39 лет составила 60,4 тыс. человек, за год она уменьшилась 26 тыс. человек; в возрасте 40 - 49 71,6 тыс. человек, за год она уменьшилась 9,8 тыс. человек; в возрасте 60 - 72 60,8 тыс. человек, за год она уменьшилась 3,9 тыс. человек; в возрасте 73 - 79 23,4 тыс. человек, за год она уменьшилась 21,8 тыс. человек. Несмотря на это принятый закон о «материнском капитале» повлек за собой увеличение рождаемости, рост продолжительности жизни и улучшение медицинского обслуживания.

2. Увеличилась экономическая активность населения, что составило 0,4 тыс. чел. Уровень занятости ниже в отчетном году на 0,01 пункта, что является отрицательным результатом, как работы государственной службы занятости, так и повышением уровня трудовой сознательности незанятого, но находящегося в поиске работы населения.

3. Проведенный анализ показал, что за изучаемый период средняя величина консолидированного бюджета составила 15604,9 тыс. руб. Необходимо отметить, что в среднем наблюдается ежегодный рост доходов бюджета на 931,5 тыс. руб. или 5,1 %. В 1 % роста бюджета содержится 182,65 млн. руб.

4. Анализ и оценка расходов бюджета региона показали, что несмотря на частичное снижение расходов, в среднем за изучаемые 7 лет отмечается увеличение расходов бюджета на 771,5 тыс. руб. или 4,6%. 1 % повышения расходов соответствует 167,72 тыс. руб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: