Важным инструментом государственного регулирования экономики в целом, а также экономики отдельных регионов государства является государственный бюджет. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и др.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Основными источниками доходов являются:
· налоги (включая взносы на социальное страхование);
· прибыль государственных предприятий;
· сеньораж (доход от эмиссии денег);
· доходы от приватизации.
Разница между доходами и расходами составляет сальдо государственного бюджета. При этом, государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
· когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку или профициту государственного бюджета;
· когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, то есть бюджет сбалансирован;
· когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, то есть имеет место дефицит государственного бюджета.
Бюджетный процесс, то есть составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета, осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
|
Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.
Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов.
Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.
В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.
Исполнение бюджета – сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап – осуществление расходов.
Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями – получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета.
Рисунок 2 – Распределение расходов госбюджета
Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.
|
Проведем анализ доходов бюджета Краснодарского края с использованием метода анализа рядов динамики путем определения цепных и базисных показателей (таблица 10).
Таблица 10 – Анализ и оценка доходов бюджета региона
Год | Доходы консолид. бюджета, млн. руб. | Абсолютный прирост, ц | Коэффициент роста | Темп роста, % | Темп прироста, % | Значение 1% прироста, ц | ||||
базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | |||
Аб | Ац | Кр б | Кр ц | Тр б | Тр ц | Т пр б | Т пр ц | Зн.1% | ||
12525,0 | – | – | – | – | 100,0 | 100,0 | – | – | – | |
13398,0 | 1,070 | 1,070 | 107,0 | 107,0 | 7,0 | 7,0 | 125,25 | |||
15639,0 | 1,249 | 1,167 | 124,9 | 116,7 | 23,2 | 16,7 | 133,98 | |||
16461,0 | 1,314 | 1,053 | 131,4 | 105,3 | 25,2 | 5,3 | 156,39 | |||
16092,0 | -369 | 1,285 | 0,978 | 128,5 | 97,8 | 21,7 | -2,2 | 164,61 | ||
17005,0 | 1,358 | 1,057 | 135,8 | 105,7 | 27,8 | 5,7 | 160,92 | |||
18114,0 | 1,446 | 1,065 | 144,6 | 106,5 | 32,9 | 6,5 | 170,05 | |||
Средние показатели | 15604,9 | 931,5 | 1.051 | 105,1 | 5,1 | 182,65 |
Из таблицы 10 видно, что в 2014 году наблюдалось снижение доходной части бюджета по сравнению с предыдущим периодом на 2,2%. За остальной период отмечается постоянный рост доходной части.
Проведенный анализ показал, что за изучаемый период средняя величина консолидированного бюджета составила 15604,9 тыс. руб. Необходимо отметить, что в среднем наблюдается ежегодный рост доходов бюджета на 931,5 тыс. руб. или 5,1 %. В 1 % роста бюджета содержится 182,65 млн. руб.
Анализ расходной части бюджета Южного федерального округа представлен в таблице 11.
Таблица 11 – Анализ и оценка расходов бюджета региона
Год | Расходы консолид. бюджета, млн. руб. | Абсолютный прирост, ц | Коэффициент роста | Темп роста, % | Темп прироста, % | Значение 1% прироста, ц | ||||
базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | |||
Аб | Ац | Кр б | Кр ц | Тр б | Тр ц | Т пр б | Т пр ц | Зн.1% | ||
13046,0 | – | – | – | – | 100,0 | 100,0 | – | – | – | |
13836,0 | 1,061 | 1,061 | 106,1 | 106,1 | 6,1 | 6,1 | 130,46 | |||
15448,0 | 1,184 | 1,117 | 118,4 | 111,7 | 17,4 | 11,7 | 138,36 | |||
16946,0 | 1,299 | 1,097 | 129,9 | 109,7 | 25,2 | 9,7 | 154,48 | |||
16909,0 | -37 | 1,296 | 0,998 | 129,6 | 99,8 | 22,8 | -0,2 | 169,46 | ||
18158,0 | 1,392 | 1,074 | 139,2 | 107,4 | 30,2 | 7,4 | 169,09 | |||
17675,0 | -483 | 1,355 | 0,973 | 135,5 | 97,3 | 25,5 | -2,7 | 181,58 | ||
Средние показатели | 16002,6 | 771,5 | 1.046 | 104,6 | 4,6 | 167,72 |
|
Снижение расходов бюджета региона наблюдалось в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 37 тыс. руб., что составило 0,2%. Несмотря на частичное снижение расходов, в среднем за изучаемые 7 лет отмечается увеличение расходов бюджета на 771,5 тыс. руб. или 4,6%. 1 % повышения расходов соответствует 167,72 тыс. руб.
Заключение
В ходе учебной практики были рассмотрены государственные программы, инвестиционный климат, символика и экономико-географическое положение Краснодарского края.
Так же были произведены расчеты по рядам факторов и сделаны следующие выводы:
1. С 2016 по 2017 год численность населения в возрасте 20-29 лет уменьшилась 12,6 тыс. человек; в возрасте 30-39 лет составила 60,4 тыс. человек, за год она уменьшилась 26 тыс. человек; в возрасте 40 - 49 71,6 тыс. человек, за год она уменьшилась 9,8 тыс. человек; в возрасте 60 - 72 60,8 тыс. человек, за год она уменьшилась 3,9 тыс. человек; в возрасте 73 - 79 23,4 тыс. человек, за год она уменьшилась 21,8 тыс. человек. Несмотря на это принятый закон о «материнском капитале» повлек за собой увеличение рождаемости, рост продолжительности жизни и улучшение медицинского обслуживания.
2. Увеличилась экономическая активность населения, что составило 0,4 тыс. чел. Уровень занятости ниже в отчетном году на 0,01 пункта, что является отрицательным результатом, как работы государственной службы занятости, так и повышением уровня трудовой сознательности незанятого, но находящегося в поиске работы населения.
3. Проведенный анализ показал, что за изучаемый период средняя величина консолидированного бюджета составила 15604,9 тыс. руб. Необходимо отметить, что в среднем наблюдается ежегодный рост доходов бюджета на 931,5 тыс. руб. или 5,1 %. В 1 % роста бюджета содержится 182,65 млн. руб.
4. Анализ и оценка расходов бюджета региона показали, что несмотря на частичное снижение расходов, в среднем за изучаемые 7 лет отмечается увеличение расходов бюджета на 771,5 тыс. руб. или 4,6%. 1 % повышения расходов соответствует 167,72 тыс. руб.