УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу «Актуальные проблемы психологии высшего образования» на тему:

«РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ»

 

ВЫПОЛНИЛ:

 

Аспирант специальности

«Теория и история культуры»

Стурейко Никита Андреевич

 

 

Гродно, 2019

Мотивация - это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе [3]. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора [3].

Учебно-профессиональная мотивация является одним из частных видов мотивации, включенным в учебную деятельность. Она является важным компонентом в структуре учебной деятельности, и представляет собой существенную характеристику самого субъекта деятельности.

В мотивации учебной деятельности студентов важно то, что учебный и профессиональный компоненты мотивации взаимосвязаны друг с другом. Поэтому, в структуре учения можно выделить:

- собственно мотивы учения - направленность на учебную деятельность

- профессиональные мотивы - побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении и ориентации человека на разные стороны профессиональной деятельности [4].

Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности студентов.

Мотивы представляют одну из мобильных систем, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, мотивов для обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник высшего учебного заведения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Поэтому студентам, на мой взгляд, необходимо прививать интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у них должна быть мотивация учения.

Однако, в процессе обучения, как студентами, так и преподавателями, к сожалению, допускаются ошибки.

Рассмотрим ошибки, допускаемые преподавателями в процессе мотивирования студентов [3]:

Первая ошибка - «Голые знания». Преподаватели стараются дать максимально возможное количество «голых» знаний, зачастую без обоснования их нужности. Однако студенту необходимо объяснить, каким образом эти знания ему пригодятся в будущем, иначе обучающийся по понятным причинам теряет интерес к предмету изучения. Студент приходит в учебное заведение не только за знаниями, но и за тем, чтобы стать хорошим работником. Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.

Вторая ошибка - отсутствие связки студент-преподаватель. Если между студентом и преподавателем нет никакого контакта, то ни о какой мотивации говорить не приходится. Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником.

Третья ошибка - отсутствие уважения к студентам. Этим грешат те, которые считают своих студентов лентяями, хотя зачастую у студента просто не получается разобраться в предмете.

В психолого-педагогической литературе существует значительное количество классификаций условий и факторов, влияющих напроцесс развития учебной мотивации. Например, выделяются следующие причины, снижающие мотивацию учения [3]:

1. Неумение учиться и преодолевать трудности в процессе познавательной деятельности. Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, например, умения анализировать полученную информацию, навыка запоминания и др., а также таких качеств, как усидчивость, внимательность, терпение, настойчивость, целеустремленность и др. Несформированность специальных умений и навыков, отдельных качеств характера не позволяет преодолевать учебные трудности.

2. Большой объем учебного материала, требующий своего осмысления и запоминания. Попытка передать студентам все знания, накопленные человечеством, утопична и ведет к их усталости, рассеянности и сопротивлению.

3. Наличие отвлекающих от обучения факторов. Обучение требует от студентов интенсивной самостоятельной работы, однако такие отвлекающие факторы, как просмотр телепередач, компьютерные игры, общение со сверстниками могут негативно сказыватьсяна результатах обучения.

4. Однообразие учебного процесса. Учебная жизнь, наполненная монотонными, однообразными занятиями и действиями педагогов, оказывается «бледной» по сравнению с окружающей действительностью.

5. Устаревшие методы организации учебного процесса. Рутинные методы организации учебного процесса, их однообразие снижают мотивацию студентов.

6. Авторитарная позиция преподавателя, которую студенты воспринимают как неправильную и несправедливую, вызывает внутренний протест и нежелание учиться.

Если рассматривать факторы, влияющие на формирование и развитие мотивации учения, следует подчеркнуть необходимость создания на занятиях атмосферы сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Создание благоприятной учебной атмосферы возможно с учетом потребностей участников образовательного процесса: физиологических потребностей (студенты должны чувствовать себя комфортно, иметь возможность вставать, выходить, если это необходимо и т.п.), потребности в безопасности(в частности, безопасности общения: иметь возможность свободно высказывать свои мысли, принимать или не принимать чужую точку зрения и т.п.), социальных потребностей (иметь возможность общаться с другими студентами, преподавателем), потребности в уважении и самореализации. Для создания доброжелательной атмосферы на занятии также важно использовать персонифицированные обращения к студентам, невербальные средства общения (мимику и жесты), улыбаться и шутить. Необходимо вести занятие динамично, начиная сразминки (двигательной, эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, на концентрацию внимания, с использованием эпиграфа и др.) и постепенно наращивая темп занятия. Как фактор, влияющий на формирование и развитие мотивации учения, взаимопонимание предполагает установление доброжелательного контакта со студентами, понимание роли участников образовательного процесса –студентов и преподавателя.

Необходимо помнить, что оценка, получаемая в результате выполнения задания, способна формировать чувство уверенности в своих силах и стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов. Процедура оценивания требует наличия определенных эталонов, выполняющих функцию критериев оценки и обладающих ясностью, точностью и полнотой. По мере усвоения студентами эталонов и способов оценивания происходит формирование внутренней содержательной самооценки[1, с. 163].

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:

- познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);

- широкие социальные мотивы (выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);

- прагматические мотивы (получать достойное вознаграждение за свой труд);

- профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

- эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

- статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);

- коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

- традиционно-исторические мотивы (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

- утилитарно-практические мотивы (стремление к самообразованию);

- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)

- мотивы социального и личностного престижа (ориентация на определенное положение в обществе);

- неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основанное на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Отметим, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества, т. е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов. И поэтому решающее значение должно придаваться не внешнему нажиму, а внутренним побудительным силам.

Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у студентов высших учебных заведений.

Во-первых, студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в Вузе, пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение для того чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в его дальнейшей деятельности.

Во-вторых, студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.

В-третьих, студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы.

Проявление уважения к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае требует к себе соответствующего отношения [2].

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

Одним из таких побудительных мотивов может стать балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов. Данная система, как одна из современных технологий, используется в менеджменте качества образовательных услуг и является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, вне учебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе. Что дает БРС?

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как известно, объективность - главное требование, предъявляемое к оценке, - в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (всякое случается) - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета [2].

Итак, формирование и развитие мотивации – сложный, многокомпонентный процесс, заключающийся в побуждении студентов к деятельности и направленный на достижение определенных учебных целей. Успешность учебной деятельности определяется развитостью мотивации студентов. Формирование и развитие положительных учебных мотивов возможно только с учетом мотивирующих факторов обучения. Интерес к содержанию и процессу обучения зарождается и развивается в том случае, если студенты могут проявить в учебной деятельности самостоятельность и инициативу в условиях активных методов обучения, постановки проблемных вопросов, проблемных ситуаций, выполнения заданий, носящих посильный и преодолимый характер. Мотивация обучения студентов, ее развитость и устойчивость также зависят от разнообразия методов и приемов учебной работы, организации процесса обучения, разнообразия учебного материала, использования различных приемов наглядности и технических средств обучения. Формируя и развивая мотивацию обучения студентов, преподаватель тем самым обеспечивает постоянный побудительный механизм познания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: