Дифференциация идеологий




Отправным пунктом размышлений де Траси послужила уже сложившаяся к тому времени антиномия двух основных для начала века идеологических концепций - консерватизма и либерализма вместе с наследием учения о естественном праве, идеологией Просвещения и революционного радикализма раннебуржуазных движений. Де Траси сделал знаменательное открытие, имевшее серьезные и даже трагические последствия. Он открыл эпоху борьбы идеологий, кульминацией которой стали, как известно, события XX века. Де Траси положил начало первой концепции идеологии как совокупности тех или иных "идей". Немногим позже К. Маркс и Ф. Энгельс положили начало другой концепции, раскрывающей общественные истоки идеологии. Возникла, таким образом, теория социального субстрата, объясняющая происхождение идеологических понятий. От них впоследствии пошли представления о буржуазной, социалистической, пролетарской, революционной, оппортунистической и соглашательской, радикально-реформистской и многих других идеологиях.

Несомненно, для понимания идеологии ее отношение с общественным субстратом того или иного типа существенно. Для своего времени, в применении к конкретным проблемам, классовая дифференциация идеологий была и остается оправданной. Однако внимательного анализа она не выдерживает. Буржуазная идеология или идеология социалистическая - это лишь некоторое приблизительное обобщение весьма различных идеологических образований. Они изменяются в зависимости от политических режимов, исторического времени и тех или иных конкретных общественных ситуаций. Пресловутые буржуазные, либо социалистические, или какие-либо другие идеологии в разных странах, в разных обществах и в разное время могут полностью различаться по содержанию и результатам, вплоть до того, что теряют необходимое сходство.

Весьма неточны и структурные характеристики таких больших идеологий: в классовом обществе не один какой-либо класс формирует идеологию; кроме того, и классы не единообразны и могут формировать различные идеологические убеждения.

Возникает также вопрос о пределах стратификационных объяснений идеологии. В сущности говоря, они не мешают обнаружить, что субстратом идеологии, если уж на то пошло, может оказаться и феодальное общество ("феодальная идеология"), и рабовладельческое общество ("рабовладельческая идеология"), и другие еще более экзотические идеологические формы, например "идеология азиатского способа производства".

Помимо того, идеология отнюдь не заключена в рамки классовой субстратной схематики или больших раннебуржуазных концепций, с которыми имели дело теоретики времен де Траси и их последователи. Это обстоятельство вынуждает нас обратиться к проблеме природы идеологии, что требует дополнительных пояснений. Универсальность идеологии подобна универсальности других систем. Так же, как, например, политика, идеология проникает в самые различные формы деятельности и процессы сознания.

Универсализм идеологии позволяет выделить еще одну, третью область, в которой функционирует идеологическая система. Это область теоретической и практической деятельности человека, начиная, например, с общественных, политических, коллективных действий и настроений, таких, как радикализм, активизм, терпимость и нетерпимость, ригоризм, политический романтизм и мн.др., вплоть до теоретического сознания, научного творчества и технического конструирования. Так, например, конструирование в любой технической области - машиностроении, автомобилестроении, кораблестроении, авиастроении - обнаруживает и свои структурные зависимости, возможности, цели и намерения создателей, ценности, на которые они ориентируются, и общественный смысл их деятельности, т.е. собственную идеологию.

Например, в ценностной ориентации строителей кораблей германского военно-морского флота сказывались ограниченные возможности и стратегически невыгодное географическое положение страны. Поэтому Германия в двух мировых войнах минувшего века ориентировалась на широкое использование флота подводных лодок. Такова была ее идеология войны на море.

Конкретная идеология, возникающая в силу той или иной необходимости в какой-либо частной области, может распространяться и приобретать всеобщий масштаб, вплоть до идеологии государственной политики, идеологических установок политического режима соответствующей страны и эпохи. Возникает, таким образом, круговая причинно-следственная связь: порожденная "большой политикой" конкретная идеология способна стать составной частью более общей или даже всеобщей идеологии большой политической системы. Так, в только что приведенном примере неограниченная и беспощадная подводная война, которую вела Германия во второй мировой войне (свыше двух тысяч кораблей, пущенных на дно с людьми и грузом только на трафике Америка-Великобритания) органически сливалась с идеологией жестокости и насилия, которую исповедовал нацизм.

Возможна, как всем хорошо известно, идеология управления, руководства коллективом, подбора кадров и отношений с ними, вплоть до умонастроений отдельного человека.

Таким образом, мы имеем идеологическую структуру из трех уровней: возникающего из исторического процесса со всеми его политико-экономическими и культурными особенностями; из социального субстрата соответствующей эпохи и конкретных функциональных форм, о которых нам еще придется говорить.

Возникает естественный вопрос о взаимодействии этих уровней. Ответить на него нетрудно: идеология, возникшая на том или ином общественном субстрате, неизбежно сочетается с идеологией историко-культурного и политического уровня. Всем известен тот, например, факт, что пресловутая буржуазная идеология может быть традиционалистской, консервативной, либеральной и какой-либо иной, скажем, авторитарной. Точно так же хорошо всем понятная социалистическая идеология оказывалась либо диктаторской, либо умеренно гуманистической, либо идеологией "с человеческим лицом", либо вовсе бесчеловечной ("социализм Пол Пота"). Такие сочетания присущи и конкретным малым формам идеологии: установкам управления, поведению руководителей, осуществлению реформ, государственному строительству и т.д. Структурные характеристики идеологической системы объясняют ее функционирование весьма неполно. Существует пространственно-временная модальность идеологии, которая характеризует ее отношение к действительности: прогрессивная, обращенная в будущее, и регрессивная, обращенная в прошлое. Временной модус идеологии подвижен и изменчив, как и она сама. Авангардистская, прогрессистская идеология может быть исчерпана, и тогда она становится традиционалистской, консервативной и даже реакционной. Возможно и обновление идеологии с изменением ее временной модальности. На этом движении от прошлого к будущему основано, в частности, появление идеологических новообразований, о которых мы уже упоминали, например, неоконсерватизма и неолиберализма.

Пространственное измерение идеологии также изменчиво. Оно изменяется от минимального, коллективного, политического или другого социального отношения до интернационального. Об этом хорошо свидетельствуют идеологические процессы современного мира, такие, например, как экспансия идеологий, их противостояние, вытеснение одной какой-либо идеологии другими и т.п.

Возникает вопрос, насколько идеология может быть массовой и если да, то при каких условиях. Исторически сложившаяся идеология в самом деле может быть массовой, и это еще один тип идеологической дифференциации. К трем вышеназванным он не имеет прямого отношения или относится к ним весьма опосредованно. Таковы идеологии, характеризующие национальные и исторические особенности той или иной страны, народа, общества: национальные идеологии - например, милитарная, идеология национальной общности, идеология повиновения, идеология национальной гордости, самосознания, патриотизма, гражданских качеств - долга, честности, ответственности, единения и др., если эти качества действительно развиты. Массовая идеология складывается в истории тех или иных обществ без принуждения, но, поскольку идеология в принципе манипулятивна, она может быть навязана. Особый процесс, характерный для новейшего времени, - стремление сделать массовыми идеологии отдельных политических направлений или социальных субстратов: революционные идеологии, консервативные, либеральные, демократические, а также и идеологии авторитарного и тоталитарного типа (например, расистские или милитаристские).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: