С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО АЛГОРИТМА




Цель реферата — извлечение и сохранение полезной, новой информации о прочитанном. Такая информация заключена обычно в ключевых словах текста. Поэтому с этой целью можно использовать дифференциальный алгоритм чтения, облегчающий работу с текстом. Рассмотрим в качестве примера процедуру составления аннотации и реферата к тексту «Чтение».

ЧТЕНИЕ

Несмотря на то, что чтение является рецептивным видом речевой деятельности, то есть всегда направлено на восприятие готового речевого сообщения, а не на его создание, обучение этому виду речевой деятельности позволяет решать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение – означает вырабатывать свободные навыки активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого. Только через направленное и систематическое чтение, осуществляемое преимущественно по внеаудиторное время, формируется способность быстрее, лучше и глубже понимать читаемое, независимо от объема текста. Кроме того, совершенствуется умение пользоваться извлеченной из текста информацией в учебно-профессиональных и собственно коммуникативных целях, то есть развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.

Для совершенствования умений чтения учитывается вид чтения, который определяется целью использования информации и вытекающей из этого установки на степень полноты понимания. На основе этого критерия выделяются как целесообразные и важные три вида чтения – изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Задания, развивающие навыки и умения изучающего чтения, следующие: выделение смысловых частей текста; замена смысловых частей их свернутыми эквивалентами и наоборот; определение частных деталей текста с последующей передачей в устной или письменной форме впечатления о прочитанном; прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на факты предыдущих частей; определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю; составление вопросов проблемного характера во время чтения текста и т.п.

Задания: 1. Подчеркните в тексте ключевые слова.

№ абзаца Ключевые слова Смысловые ряды Значение абзацев
  Чтение, направлено на восприятие, обучение, позволяет решать познавательные и профессиональные задачи, совершенствовать чтение, ­ навыки раскрытия смысла, формируется способность, лучше понимать, ­ развиваются умения продуктивной деятельности. Хотя чтение направлено на восприятие, обучение ему позволяет решать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение – означает развивать навыки раскрытия смысла текста. При этом формируется способность лучше понимать текст, развиваются умения продуктивной речевой деятельности. Навыки чтения необходимо совершенствовать для успешной профессиональной деятельности. ­     ­  
  Вид чтения, целью использования информации, установки на степень понимания Вид чтения зависит от цели использования информации и от установки на степень понимания. Вид чтения зависит т его цели.
  Задания, развивающие навыки; выделение смысловых частей, замена эквивалентами, передача в устной или письменной форме, определение принадлежности к функциональному стилю. Задания, развивающие навыки ­ чтения, состоят в следующем: выделение ­ смысловых частей текста, замена их эквивалентами, ­ передача их в устной или письменной форме, определение принадлежности текста к функциональному стилю. Навыки чтения можно развить, выполняя специальные упражнения. ­ ­  

Задание 2. Определить доминанту текста.

«Навыки чтения необходимо совершенствовать, овладевая разными видами чтения и выполняя определенными упражнениями.

 

Для составления аннотации или реферата необходимо:

1) выделить в каждом абзаце ключевые слова (в приведенном тексте ключевые слова подчеркнуты);

2) определить тему текста.

Тема – это то основное, о чем говорится в тексте. Тема данного текста – «развитие навыков чтения»;

3) составить план текста по абзацам с опорой на ключевые слова.

При составлении аннотации план должен быть в виде номинативных словосочетаний (в которых главным словом является существительное), а для составления реферата – в виде предложений (обязательно содержащих сказуемое):

 

План текста для составления аннотации   План текста для составления реферата- резюме (в виде двусоставных предложений)
1. Важность совершенствования навыков чтения. 1. Чтение необходимо совершенствовать для дальнейшего развития навыков продуктивной речевой деятельности.
2. Виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания. 2. Вид чтения зависит от цели и установки на степень понимания.
3. Задания, развивающие навыки чтения. 3. Навыки чтения можно развить, выполняя специальные задания.­

 

Полученный в результате план представляет собой перечень тех проблем, которые рассматриваются в тексте. Напомним, что проблема – это вопрос, требующий решения или освещения и непосредственно рассматриваемый автором в тексте. Совокупность проблем, затронутых в тексте, составляет его проблематику.

Таким образом, мы определили проблематику текста.

4) составить текст аннотации по схеме, перечислив в ее основной части все пункты составленного плана (т.е. его проблематику).

ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ

Статья посвящена развитию навыков чтения. В ней доказывается важность совершенствования навыков чтения, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания, а также приводятся задания, развивающие навыки чтения.

Статья предназначена для студентов, изучающих русский язык как неродной, и представляет интерес для широкого круга читателей.

5) составить текст реферата по схеме, использовав в его основной части все пункты составленного плана. При этом каждый пункт должен быть конкретизирован с опорой на ключевые слова.

В приводимом ниже образце реферата-резюме конкретизирующие части выделены курсивом.

ОБРАЗЕЦ РЕФЕРАТА-РЕЗЮМЕ

Статья посвящена развитию навыков чтения. Автор доказывает, что чтение необходимо совершенствовать для дальнейшего развития навыков продуктивной речевой деятельности. Он утверждает, что, хотя чтение направлено на восприятие речевого сообщения, обучение этому виду речевой деятельности позволяет решать познавательные и профессиональные задачи. Автор отмечает, что вид чтения зависит от цели и установки на степень понимания прочитанного. Он выделяет три основных вида чтения: изучающее, ознакомительное и просмотровое. По мнению автора, навыки чтения можно развить, выполняя определенные задания. В число таких заданий входят следующие: выделение смысловых частей текста и замена их эквивалентами; пересказ или письменное изложение содержания прочитанного; прогнозирование содержания; определение функционального стиля текста; составление вопросов по тексту и т.п.

Статья предназначена для студентов, изучающих русский язык как неродной, и представляет интерес для широкого круга читателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: