Равновесие на рынке труда. Заработная плата в условиях совершенной конкуренции и в условиях монопсонии.
Рынок капитала. Спрос и предложение на капитал. Ставка процента. Современная и будущая стоимость денежного капитала.
Рынок земли. Спрос и предложение на землю. Чистая экономическая рента. Дифференциальная рента. Цена земельного участка и земельная рента.
Краткосрочный и долгосрочный периоды формирования издержек производства.
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Рынок несовершенной конкуренции. Виды рынков.
Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
Олигополия. Дилема олигополистов. Модели поведения фирм в условиях олигополии.
Монополистическая конкуренция. Спрос. Ценообразование. Формирование объема производства.
Ценообразование, формирование объема производства и кривая спроса в условиях монополии.
Равновесие на рынке труда. Заработная плата в условиях совершенной конкуренции и в условиях монопсонии.
Равновесная ставка заработной платы
Конкретная ставка заработной платы на рынке труда является результатом взаимодействия и уравновешивания спроса на труд и предложения труда: DL = MRPL, SL = MRCL.
|
MRPL = MRCL
Модели рынка труда
1. Модель чистоконкурентного рынка труда.
2. Модель монопсонического рынка труда.
3. Модель дуополии.
Чистоконкурентный рынок труда
Для чистоконкурентного рынка характерны следующие черты:
1) большое число фирм, конкурирующих друг с другом при найме труда;
|
2) многочисленные квалифицированные рабочие;
3) ни первые, ни вторые не в состоянии влиять на цену ресурса.
Таким образом, кривая предельного продукта совпадает с кривой спроса на ресурс. Расположение данной кривой зависит от предельной производительности данного ресурса и цены товара, который производится данной фирмой. Говоря о чистоконкурентном рынке труда, мы предполагаем, что фирма, действующая на данном рынке, продает свою продукцию на рынке чистой конкуренции, в условиях которой цена товара является постоянной. Кривая спроса на труд плавно понижается, кривая предложения труда для отдельно взятой фирмы абсолютно эластична.
Рис. 7.8. Модель чистоконкурентного рынка труда
Монопсония
Монопсония – ситуация на рынке, когда существует единственный покупатель продукта. Если речь идет о рынке труда, то это единственная фирма, покупающая такой товар, как труд. Конкуренция между фирмами отсутствует или является неполной. В реальной действительности такие ситуации встречаются в небольших городах, где имеются, например, один завод, и т.д. Когда фирма занимает значительную часть из общего имеющегося в наличии предложения конкретного вида труда, ее решение о найме большего или меньшего количества рабочих повлияет на ставку заработной платы, выплачиваемой за этот труд.
Если фирма является крупной по отношению к рынку труда, она вынуждена будет платить более высокую ставку заработной платы, чтобы заполучить больше труда. Причем, заработную плату повысят не только дополнительно нанятому работнику, а всем. Отсюда следует, что кривая предельных издержек будет круче подниматься вверх, чем кривая спроса.
|
Рис. 7.9. Модель монопсонического рынка труда
Фирма-монопсонист, устанавливает ставку заработной платы ниже конкурентной, исходя из задачи максимизации прибыли. Эта задача решается при условии MRP = MRC.
Если сравнить два типа рынков по уровню занятости и заработной плате, то окажется что в условиях чистоконкурентного рынка труда уровень занятости выше и уровень заработной платы выше, чем в условиях монопсонии.
Рынок капитала. Спрос и предложение на капитал. Ставка процента. Современная и будущая стоимость денежного капитала.
Капитал – ценность, приносящая поток дохода.
Экономическая теория различает:
физический (материально-вещественный) капитал – совокупность материальных средств, которые используются в различных фазах производства и увеличивают производительность человеческого труда (станки, здания, компьютеры и т.п.);
человеческий капитал – общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт.
Физический капитал разделяют на основной и оборотный.
Основной капитал – капитал, который участвует в процессе производства на протяжении нескольких производственных циклов и переносит свою стоимость на создаваемый товар по частям.
Оборотный капитал – сырье, материалы, электроэнергия, вода и т.д. – участвуют в производственном процессе лишь один раз и свою стоимость полностью переносит на созданные продукты.