Последователи имамов отказываются от их взглядов, если они противоречат Сунне.




 

Ввиду всего вышеизложенного последователи имамов, многие из прошлых поколений и лишь некоторые из последующих [Ср. с аятами 13-14 суры 56 «Неотвратимое»] безоговорочно принимают не всё из сказанного своими имамами. На самом деле они даже отвергали многие из их взглядов, если выяснялось, что они прямо противоречат Сунне. Даже два имама — Мухаммад ибн аль-Хасан и Абу Йусуф (да будет милостив к ним Аллах) — поступали вопреки указаниям своего учителя Абу Ханифы в «приблизительно трети его мазхаба» *, как на то указывают многие книги, посвященные рассмотрению отдельных правовых вопросов (маса’иль).

 

*[Ибн ’Абидин «аль-Хашийя» (1/62) и аль-Лукнави, указавший на его источник в «Ан-Нафи’ аль-Кябир», от Газали. К примеру, в переведенной на русский язык книге Абу Йусуфа «Китаб ал-Харадж» (Мусульманское налогообложение), выпущенной Санкт-Петербургским филиалом Института востоковедения РАН в 2001 г., мнение Абу Йусуфа часто расходится с мнением его учителей Абу Ханифы и Ибн Аби Лайлы либо с мнением кого-то одного из них, что автор «Китаб ал-Харадж» отмечает в выражениях типа: «Я же, Абу Йусуф, утверждаю, что...», «Я, Абу Йусуф, считаю, что...» и т.д. (Прим. перев.)].

 

То же самое можно сказать и об имаме аль-Музани* и других последователях имама аш-Шафи’и, а также последователях других имамов (да будет милостив к ним Аллах). Если мы станем приводить примеры в доказательство нашего утверждения, то это займет много места, и мы выйдем за пределы поставленной в предисловии к этой книге цели.

 

*[Он сам указывает во введении к написанной им книге «Краткий обзор Фикха (имама) аш-Шафи’и» следующее: «Эта книга является сборником знаний Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах) и толкования его высказываний, чтобы помочь желающему понять, уразуметь это, не забывая при этом о запрете (имама) следовать его или чьему-либо еще мнению, дабы такой человек мог со всем тщанием сверить свою Веру (Дин) с ней» ].

Поэтому ограничимся лишь двумя примерами:

1. Имам Мухаммад в своей книге «аль-Муватта’» * (стр. 158) пишет: «Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) не считал, что следует проводить молитву о ниспослании дождя. А по нашему мнению, имаму следует совершить с людьми два рак’ата, затем произнести мольбу (ду’а) и надеть свою одежду по-другому ** ...».

 

*[Он в ней разъяснил свои расхождения с имамом (Абу Ханифой) по приблизительно 20 правовым вопросам (№ 42, 44, 103, 120, 158, 169, 172, 173, 228, 230, 240, 244, 274, 275, 284, 314, 331, 338, 355, 356 - приводится по «Та’лик аль-Мумаджид ’аля Муватта’ Мухаммад» («Значимые замечания к труду имама Мухаммада ’Аль-Муватта’»)].

**[То есть изнаночной стороной наверх, наизнанку, в результате чего правая его сторона оказалась слева, а левая — справа (Прим. перев.). Подробнее см. «Книгу моления о ниспослании дождя», «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), хадисы № 503 и № 509].

 

2. Исам ибн Йусуф аль-Бальхи, один из сподвижников имама Мухаммада [1] и последователь имама Абу Йусуфа [2], «издавал фетвы, которые противоречили словам Абу Ханифы, поскольку он не знал о доводах последнего, в то время как ему представлялись другие доказательства, на основании которых он выносил фетвы» [3]. Поэтому «перед совершением поясного поклона (руку’) и вставая после него, он поднимал руки (до уровня плеч [4])» [5], как об этом сообщается во множестве (мутаватир) достоверных хадисов, являющихся Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). А три имама (т.е. Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад) высказывались по этому вопросу иначе. Подобным образом и должен поступать каждый мусульманин, следуя высказываниям четырех имамов и других авторитетных знатоков религии (улемов), как об этом было упомянуто выше.

 

[1] - [Ибн ’Абидин упомянул его среди них в «аль-Хашийат» (1/74) и в «Расм аль-Муфти» (1/17). Кураши упомянул его в «аль-Джавахир аль-Мадийа фи Табакат аль-Ханафийа» (стр. 347) и сказал о нем: «Он является надежным передатчиком хадисов. Он и его брат Ибрахим были двумя шейхами Балаха в свое время»].

[2] - [«аль-Фава’ид аль-Бахийа фи Тараджум аль-Ханафийа» стр. 116].

[3] - [«аль-Бахр ар-Ра’ик» (6/93) и «Расм аль-Муфти» 1/28].

[4] - [См., напр., «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), хадис № 390 (Прим. перев)].

[5] - [«аль-Фава’ид аль-Бахийа фи Тараджум аль-Ханафийа» (стр. 116). Далее автор «аль-Фава’ид» добавляет следующее замечание: «Из этого сообщения можно сделать вывод о ложности рассказа Макхуля, который передал, что якобы Абу Ханифа сказал: «Тот, кто поднимает руки во время молитвы, погубил свою молитву». Этим (приписываемым Абу Ханифе) высказыванием Верховный Писарь аль-Иткани, был введен в заблуждение, как на то указывается в его автобиографии...». Подробнее см. Приложение № 3, комментарий к хадису № 2 (Прим. перев.)].

 

Подводя итог, выражаю искреннюю надежду, что никто из последователей имамов не бросится осуждать принципы этой книги, отказавшись от содержащейся в ней Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) лишь на том основании, что эта Сунна противоречит их мазхабу. Я надеюсь, что такой человек, наоборот, объективно рассмотрит вышеприведенные нами увещевания имамов о необходимости поступать согласно Сунне и отказаться от их взглядов, если они противоречат ей. Я также надеюсь, что такой человек поймет, что осуждение методологии этой книги равнозначно осуждению любого из имамов, за которым он следует. Я, как было уже разъяснено, взял эту методологию, к которой нам было велено обращаться в случае разногласий и на которую мы должны полагаться, от самих имамов. Кто отказывается следовать в этом вопросе указаниям имамов, тот подвергает себя большой опасности, ибо, поступая так, он отворачивается от Сунны.

 

Ведь Всевышний Аллах сказал: «Но нет, — клянусь Господом твоим! — не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью» (Сура «Женщины», аят 65).

 

Молю Всевышнего Аллаха включить нас в число тех, о которых Он сказал: «Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: «Мы слышим и повинуемся!» Такие преуспеют! И кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, и страшится Аллаха, и боится Его, этим - предстоит успех!» (Сура «Свет», аяты 51-52).

 

Дамаск,13 число месяца джумада аль-авваль,1370 г. х. (20.02.1951).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: