Отто Цукеркандль — представитель известной венской еврейской крупнобуржуазной семьи, многие члены которой были друзьями и меценатами Густава Климта. В семье Отто и Амалии родилось трое детей: Виктор, Элеонора и
Гермина. После смерти художника картина находилась в собственности Отто Цукеркандля. После Первой мировой войны Отто и Амалия развелись, портрет достался Амалии, которая поселилась в Пуркерсдорфском санатории, которым владел её бывший деверь Виктор Цукеркандль. В 1920-е годы Амалия Цукеркандль испытывала финансовые трудности и решилась передать свой портрет Фердинанду Блох-Бауэру с условием выплаты ей скромного денежного пособия. Блох-Бауэр хотел поддержать добрую подругу, а позднее вернуть ей портрет. Летом 1941 года Блох-Бауэр прекратил выплаты, вернул Амалии портрет и эмигрировал в Швейцарию. После Амалия проживала у друзей и в конце концов оказалась с дочерью Элеонорой в одной из коммунальных квартир, где венские власти «собирали» лишённых жилья евреев, не успевших покинуть страну. В апреле 1942 года Амалию и её дочь арестовали и депортировали в польскую Избицу, они предположительно были убиты в концентрационном лагере Белжец.
Семья Амалии Цукеркандль испытывала нужду и была вынуждена продать портрет галеристке Вите Кюнстлер за 1600 рейхсмарок. Гермина Цукеркандль собирала 7 тыс. рейхсмарок на поддельный документ о том, что она является полуеврейкой,
который впоследствии оказался для неё совершенно бесполезным. Густав Кюнстлер выкупил портрет у жены Виты и хранил его в своём офисе в издательстве Berglandverlag на Шварценбергплац, затем дома. В завещании Вита Кюнстлер передавала портрет Амалии Цукеркандль после её смерти в дар галерее Бельведер. И дочь Амалии Гермина Мюллер-Хоффман в 1965 году выразила своё согласие с таким решением Кюнстлер, в связи с чем в 2008 году наследникам как со стороны Блох-Бауэра, так и Гермины в реституции было отказано. Вита Кюнстлер передала портрет галерее Бельведер ещё в 1988 году и умерла в 2001 году.
|
Адам и Ева
«Адам и Ева» — как бы продолжение темы «Поцелуя», но только более откровенное. Доминирует на полотне изображение Евы, обнажённой Матери мира. Она изображена на фоне своего мужа. Кстати фигура Адама изображена как-то расплывчато.Мы видим его лицо, плечи, но ноги прикрыты шкурой ягуара. Скорее всего, это изображение этой пары после грехопадения. Лицо Адама уставшее и измождённое, Ева же светиться каким-то вселенским покоем, но в глазах – лукавство. Шкура леопарда укрывает Адама, а в ногах Евы – цветы. Даже несмотря на блистательную обнажённость и явно провокационность – Ева прекрасна.
Климт этим полотном напомнил нам о том, откуда взялась женщина. Адам изображён в таком как бы глиняном цвете. Ведь по легенде он сам сделан из земли, а вот женщина из ребра мужчины. И вот как это сделал художник: правая кисть руки как бы растворяется в Адаме – это намёк или даже символ на единение душ.
Стоит ли говорить о том, что полотна Климта в советское время были, строго говоря, прикрыты и о них знали только специалисты. Для широкой публики бывшего СССР полотна этого художника полновесно открылись лишь во времена перестройки и после распада страны.
Климт создал не так много полотен, как некоторые его великие коллеги, но того что есть вполне достаточно, чтобы признать его великим мастером живописи.
|
Литературный обзор
Первая книга, которую я прочитала по данной теме, была “Густав Климт. Эпоха и жизнь венского художника” Патрика Кареза. Патрик Карез – французский историк искусств. Окончил факультет искусствоведения Сорбонны. Работал в Министерстве культуры Франции, а с 2007 – стал научным сотрудником Австрийской национальной галереи в Вене. Автор биографий деятелей европейского искусства, из которых самой известной стала биография Климта. Написанная в 2014 году в Вене книга рассказывает, с кем художник был близок и кому доверял, что предшествовало Сецессиону и чем австрийский художник жил после столь безудержного творческого взлета. Сюжет в этой книги повествуется в своеобразной стилистической манере, будто сам Климт рассказывает нам о своей жизни с самого детства и до смерти. В настоящее время книга стала мировым бестселлером и оставила отпечаток в сердцах многих. Это книга позволила мне глубже узнать его, теперь благодаря этой книге я знаю больше, чем простые сведения из его биографии. Семья, художественное училище, первые заказы, факультетские работы, сецессион, выставки, путешествия, Эмилия Флеге, отцовство, “Золотой период”, выставка 1908г, болезнь, война и смерть,- все в этой книге есть, буквально вся жизнь художника. И я благодарна Патрику Карезу за проделанный труд, а так же переводчикам, благодаря которым я смогла ознакомиться с данной работой, и смогла подчеркнуть нужную мне информацию для данного проекта.
|
Так как я ранее уже была ознакомлена с биографией художника в художественной школе, второй моей прочитанной книгой была “Великие зарубежные живописцы. Климт” издательства Рипол Классик, это книга из одноименной серии посвященной европейским художникам, в серию вошло 20 книг начиная с Леонардо да Винчи и заканчивая Модильяни. В данной книге доступным для понимания языком рассказана основная биография художника, которую должен знать каждый, и именно поэтому большая часть текста этой книги вошла в мою презентацию.
Чтобы закрепить полученные знания и сделать описание картин “Золотого периода” я посмотрела две видео лекции Александра Таирова на его одноименном YouTube канале. Александр Таиров участник Международных, Всесоюзных и Всероссийских выставок, член Союза Художников России, а так же руководителей кабинета Художественного Конструирования Новосибирского государственного технического университета. Художник, лектор и дизайнер. Мне очень понравились его лекции, если будет возможность я обязательно схожу на другие его лекции в живую. Его лекции помогли мне собрать полный образ Климта, помогли узнать какие смыслы прячутся в его картинах, а так же по подробнее узнать о тех женщинах, которые на них изображены. Так же как и Патрика Кареза, благодарю его за этот труд и за ведение канала, т.к абсолютно любой может посмотреть его видео, узнать для себя что-то новое и тем самым стать ближе к искусству.