Портрет Розы фон Ростхорн-Фридман




Введение.

В искусстве происходят значительные изменения: появляется стиль модерн. Он стремительно завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись. Появляется новый взгляд на мир и окружающую действительность, а так же и на саму личность. В начале XX века откровенные полотна Климта шокировали венскую публику. Кто-то считал художника гением, кто-то – извращенцем. Своеобразное преломление образа женщины двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Густава Климта. Художник пытается не только изобразить современную женщину, но и найти свой идеал.

Проблема: отношение общества к образу женщины и ее предназначению.

Актуальность: Противоречивый в свое время стиль модерн вызывает огромный интерес, что в свою очередь связано с параллельностью этого периода с современным событиями, изменяющих наше мировоззрение. Я считаю, что данная тема изучена недостаточно глубоко, и что мое исследование будет полезно и информативно не только подросткам, но и взрослым.

Цель: исследовать женские образы в творчестве Климта.

Задачи:

1. Познакомиться с биографией Климта.

2. Понять из-за чего академический художник стал модернистом

3. Рассмотреть “женские образы” в работах Климта, найти сходства и различия.

4. Посмотреть, как Климт изображает классические сюжеты: Юдифь, Даная и др.

5. Проанализировать и обобщить полученные знания, сделать выводы.

Тип проекта: исследование

Объект исследования: творчество Климта.

Предмет исследования: женские изображения в творчестве Климта.

 

Гипотеза: любовь помогает творчеству художника или он творит без нее?

 

 

Основная часть

1. Биография художника

· Детство и начало творческого пути

 

Густав Климт – австриец, но в его жилах текла и чешская кровь от отца-ювелира, чье детство и юность прошли в Богемии. В молодости мама будущего живописца тоже жила искусством – мечтала стать музыкантом. Планам помешала многодетная семья: Густав – второй по старшинству из семи детей Климтов, 3 сыновей и 4 дочерей.

Старшая сестра Клара с ранних лет страдала от депрессий, которые в то время ещё именовали «тихой хандрой»; она не вышла замуж, и вместе с матерью и младшей сестрой Герминой они оставались для Густава той семьёй, в которой он прожил всю свою жизнь. Густав был очень привязан к младшему брату Эрнсту, который тоже увлекался живописью. Вторая сестра Гермина тоже не заведёт семьи, посвятит себя заботам о быте брата Густава и оставит дневниковые записи, которые являются важным источником информации о нём. Второй брат Георг тоже посвятил себя искусству и стал при поддержке старшего брата успешным художником по металлу и медальером. После Георга у Климтов родилась болезненная дочь Анна, смерть которой потрясла мать. Седьмой ребёнок Иоганна стала единственной из дочерей Климтов, создавшей собственную семью. Работа отца, гравера по золоту, не приносила дохода, который позволил бы семье жить в достатке. По сохранившимся документам, например, в июле-августе 1889 года Эрнст Климт заработал менее 8 гульденов, в то время как заработная плата квалифицированного рабочего составляла 40 гульденов. Заработков отца зачастую не хватало на оплату жилья и питания, семье часто приходилось переезжать из одного доходного дома в другой. По воспоминаниям сестры Гермины, в Рождество у Климтов не всегда был хлеб на столе, не то, что подарки. Финансовая напряжённость снизилась только после того, как сыновья стали зарабатывать сами.

 

Первые шаги в творчестве маленького Густава были сделаны под началом отца, научившего сына смешивать краски и наносить мазки на полотно. Родители поддерживали его в этом начинании. Отец критиковал, так как он сам художник-профессионал и сразу подмечает ошибки мальчика. Мать же наоборот развивала фантазию ребенка, поощряла его новыми карандашами, хвалила. Он довольно часто рисовал в своих же школьных тетрадях, но учителя уже успели к этому привыкнуть и не ругали его, к тому же он был отличником, за что его винить? Да и сам он неоднократно заявлял, что тогда ему было намного приятнее находиться в школе, чем дома. Учитель рисования любил хвалить его по несколько раз на дню. Что, с одной стороны, нервировало, а с другой стороны - благотворно влияло на Густава. Дома его особо не поощряли, а лишь твердили, что он ленив, как вошь.

 

К 14 годам юный Климт поступил в художественно-ремесленное училище. Спустя год

в учебное заведение, действовавшее при Австрийском музее, поступил и брат Густава, Эрнст. А еще через несколько лет поступил в него и третий брат – Георг. Он единственный, кто выбрал чеканку металла, чтоб пойти по стопам отца.

После подготовительных классов все трое окончили трехлетний курс подготовки учителей рисования в средней школе. Вместе они начали зарабатывать себе на жизнь тем, что писали портреты знатных горожан по фотографиям и продавали их по шесть гульденов.

 

В 1879-1885 годах Густав и Эрнст Климты работали вместе с молодым художником из училища Францем фон Мачем, украшая декоративными картинами театры австро-венгерской провинции (в Райхенберге, Фиуме и Карлсбаде). Все три участника художественного товарищества обладали очень схожей манерой письма. Из автобиографических записок Мача известно, что для каждого заказа, порученного товариществу, три художника готовили три самостоятельных набора эскизов, чтобы заказчик имел выбор. Кто будет выполнять работу по выбранному эскизу, решал жребий, и случалось так, что Франц Мач работал по эскизу Густава Климта или наоборот. Младшему Эрнсту поначалу чаще поручали работу над фоном или обрамлением.

 

В 1880-м Климт получил первый серьезный заказ – потолок дворца Штурани в Вене должно было украсить живописное панно “Четыре аллегории”. Завершив обучение в 1883 году, Климт стал специализироваться на архитектурной живописи. Образцом для подражания для него в тот момент был художник Ганс Макарт, писавший исторические полотна.

 

В 1883 году братья Климт и Мач открыли в Вене собственную мастерскую. Поначалу они получали заказы лишь из провинциальных городов, но скоро молодыми художниками заинтересовались и в столице Австро-Венгрии. Популярность их мастерской росла, и в 1885 году им поручили по картонам покойного Макарта расписать виллу “Гермес” – излюбленное место отдыха императрицы в пригороде Вены.

 

В 1885-1886 годах художники оформили венские здания Бургтеатра и Художественно-исторического музея. Климт написал большую картину “Зрительный салон старого Бургтеатра”, где изобразил многих современных знаменитостей: ученых, политиков, художников и известных великосветских красавиц Вены. В этот период совместной работы стиль Климта начал отличаться от стиля его брата и Мача, и в конце концов художник постепенно отошел от академической манеры рисования. В начале 1890-х один за другим скончались отец и брат Густава Климта. Горе от потери близких наложило отпечаток на творчество мастера – вскоре у него появился индивидуальный почерк, сделавший картины узнаваемыми.

 

· Формирование собственного стиля

 

После завершения работы в Бургтеатре Климт получил из рук императора Франца Иосифа Золотой крест за заслуги перед отечеством в области искусства и отправился в путешествие по Старому свету, во время которого посетил Мюнхен и Венецию. Эта поездка подарила молодому художнику массу впечатлений и вдохновила на дальнейшую работу. Закончив роспись парадной лестницы Музея истории искусств в Вене, Климт окончательно отошел от академической манеры рисования. В его работах, изображающих аллегорические фигуры, впервые проявляются черты, ставшие затем главным для его творчества, - четкий силуэт и склонность к орнаментализму.

 

В 1886 году Климт выполнил для актового зала Венского университета настенные панно с аллегорическим изображением трех факультетов “Юриспруденция”, “Философия”, “Медицина”. К сожалению, эта его работа вызвала вал критики.Газеты разразились невежественными и злобными статьями, в которых Климту доставалось за всё современное искусство в целом. Один из профессоров естествознания Венского университета писал: «Я не знаком с Климтом и не знаком с его картиной. Но я испытываю такую ненависть к современному искусству, что противостою ему везде, где только могу». Спустя три недели после открытия выставки, продолжавшейся три месяца, картина «Философия» отправилась на Всемирную выставку в Париж, где завоевала золотую медаль.

 

А все дело в том, что Климт значительно преобразил традиционные аллегории и символы, и консервативным зрителям это показалось несовместимым с духом строгой науки. На его панно человек представлен заложником своих чувств, одержимым болью и страстью, беззащитным перед смертью. В своих работах Климт, отражая борьбу Эроса и Танатоса, Любви и Смерти, отрицал основные законы буржуазного общества. В “Философии”, в противоположность общепринятым представлениям, изображен триумф мрака над светом. В “Медицине” художник не восхваляет всесилие врачебной науки, а, напротив, указывает на ее слабость и неспособность излечить серьезные недуги. В “Юриспруденции” человек находится во власти трех фурий, окруженных извивающимся змеями: Истины, Правосудия и Закона. В качестве наказания несчастный осужденный медленно погибает в их объятиях. Много внимания уделяя архетипам, Климт хотел эпатировать на австрийское общество и разрушить “столбы морали”.

 

Однако видные политические, культурные и религиозные деятели резко высказывались против представленного панно Климта, и оно так и не было выставлено в главном здании университета. После этого Климт никогда больше не соглашался на публичные заказы.

 

Через несколько лет Густав Климт приобрел репутацию искусного мастера и стал

 

членом Союза изобразительных искусств. Казалось бы, судьба к нему необычайно благосклонна. После смерти близких, художник находился в глубокой депрессии, приступами которой он страдал потом всю жизнь. Тогда же Климт сблизился с Эмилией Флеге, сестрой овдовевшей невестки. Любовь к Эмилии Флеге он пронес через всю жизнь. Флеге стала его соратницей и была для художника воплощением современной, высокообразованной женщине.

 

В 1894 году Климт вместе со своим давним парнером Францем фон Мачем получил заказ на роспись Венского университета, а перед этим мастер над залами венгерского замка Эстерхази. Постепенно стиль его работ менялся, приобрел ярко выраженную символистскую окраску. Распространение в Европе стиля модерн сильно затронуло Климта: он навсегда порвал с официальными художественными кругами и встал в оппозицию к академической традиции.

 

· Венский Сецессион

 

В 1897 году Климт основал в Вене художественную группу “Сецессион” (лат. Seccesio – отделение, уход) и стал ее президентом. Поводом для создания организации, которая вначале называлась «Объединение художников Австрии», послужил отказ принять работы Густава на академическую выставку в венском Доме художников.Эта творческая группа намеривалась проводить выставки молодых художников, работающих в нетрадиционном стиле, привлекать лучших зарубежных живописцев в Вену и популяризовать работы участников объединения путем издания журнала “VerSacrum” (“Священная весна”), с которыми Климт регулярно сотрудничал в течение двух лет. За шесть лет его существования специально для журнала были созданы 471 рисунок, 55 литографий и офортов, а также 216 ксилографий. В объединение 50 учредителей, среди которых были архитектор Йозеф Хоффман, художник-декоратор Коломан Мозер и предприниматель Фриц Верндорфер, которые в 1903 году организуют Венские мастерские, а также архитектор Йозеф Мария Ольбрих, спроектировавший Дом сецессиона, и великий педагог Отто Вагнер, создавший архитектурный стиль и городское планирование, ставившие потребности человека выше архитектурных референций.

 

Художников сецессиона объединял не единый стиль, а желание найти подходящие выставочные возможности. К счастью для художников, правительство поддержало их начинание и сдало им в аренду участок городской земли, на котором впоследствии был выставочный павильон. Своим символом художники избрали изображение греческой богини мудрости Афины Паллады, покровительницы правосудия и искусства.

 

Густва Климта избрали перым председателем Венского Сецессиона и объяснялся такой выбор по нескольким причинам. Во-первых, Климту покровительствовал старший товарищ, влиятельный, успешный и популярный Карл Молль, неутомимый

сторонник модерна, обладавший обширными связями в венском обществе и выраженным организационным талантом. Именно в салоне Карла и Анны Молль Климт познакомился с представителями венского общества и начал писать их портреты. Среди них были Серена Ледерер, Мария Хеннеберг, Роза фон Ростхорн-Фридман и Тереза Блох-Бауэр, сестра знаменитой «Золотой Адели». Во-вторых, сыграла свою роль личность Климта: он был как раз тем лидером, который требовался художникам, — чудаковатым, немногословным, но всегда серьёзным. Ему удалось добиться успехов без помощи государства и Академии, его считали стойким и аутентичным.

Становление Климта как художника немыслимо без Венского сецессиона: здесь он знакомился со многими прорывными произведениями зарубежного искусства, здесь проходили резонансные презентации его собственных новых работ. Сецессион был для Климта не только убежищем, где он обрёл единомышленников, но и ареной, где он бросал вызов общественности.

 

Климт, будучи лидером, был вынужден неустанно работать, устраивая регулярные выставки. В художественной жизни Вены эти выставки постепенно превратились в знаковые события, и их всегда ждали с нетерпением. Посетителей потрясала многоцветность и орнаментальность работ живописцев и скульпторов. Польза от выставочных мероприятий была неоценима. Венское общество смогло познакомиться с искусством французских импрессионистов: Эдгара Дега, Огюста Ренуара и других мастеров.

 

В 1898—1902 годах сецессионисты провели тринадцать выставок, и в оформлении выставочного пространства произошли действительно радикальные перемены. Явным прорывом в этом направлении стала для Венского сецессиона Всемирная выставка в Париже и без того очень важном для объединения 1900 году, которая принесла сецессионистам международное признание и соответственно усиление их позиций в Вене.

 

Раскол в Венском сецессионе назрел в 1905 году как на идейной, так и на материальной почве. В идейном плане сецессионисты разошлись по вопросам стиля: Климт и его сторонники, так называемые «стилисты», выступали за проникновение искусства во всех его видах во все сферы жизни и придавали в этом направлении большое значение декоративно-прикладному искусству. Такой подход не устраивал «натуралистов», державшихся за чёткое определение искусства. Разногласия в Венском сецессионе, по словам Людвига Хевеши, вызревали ещё со времён подготовки к Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 году. Австрия поначалу отказалась от участия в этой Всемирной выставке, но узнав, что отказавшихся стран оказалось только две — Австрия и Турция, изменила своё решение. Министерство просвещения поручило подготовку экспозиции Австрии сецессиону, в котором вместо обычного отбора лучших работ задумали оформить в соответствии с идеалами

 

 

гезамткунстверка зал Хоффмана с произведениями всего трёх сецессионистов:

факультетскими картинами Климта, скульптурами Франца Мецнера и полихромными скульптурными работами Франца Андри. Такое решение не могло не вызвать недовольства у большинства сецессионистов. Так называемая «группа художников» во главе с Энгельхартом, вопреки реалиям жизни и необходимости зарабатывать на жизнь, протестовала против предательского смешения практики художественных ремёсел и искусства, против «коммерциализации» объединения и проведения «конкурентных выставок», где на каждое произведение искусства объявлен ценник. К 1905 году соратники Энгельхарта конфликтовали с так называемой «группой Климта», считая, что они незаслуженно отодвинуты на второй план такими успешными художниками, как Климт, Мозер или Молль, и обвиняя оппонентов в дискриминации на выставках. Такие обвинения были не совсем оправданы, поскольку группа Энгельхарта в эти семь лет существования сецессиона преимущественно концентрировалась на руководящих функциях и организационных задачах в подготовке выставок в ущерб творческому развитию, и Энгельхарт дважды избирался председателем сецессиона в 1899 и 1910 годах. Решение против группы Климта было принято с перевесом всего в один голос.

 

Образование Венского Сецессиона – важный этап в развитии и распространении стиля модерн как силы, противодействующей официальному академизму и буржуазному консерватизму. Этот протест молодости выражался в стремлении к свободе от социальных, политических и эстетических ограничений, наложенных на искусствов то время. Молодых художников ждал невероятный успех, и в конце концов у членов общества родилась прекрасная, но, увы, утопическая идея – они собирались с помощью искусства преобразовать общество, выведя его на качественно новый уровень.

· “Золотой период” творчества

 

После выхода из Сецессиона в 1905 году у группы Климта в течение трёх лет не было совместных выставок, которые для художников всегда были значительным источником дохода. Работы Климта, начиная с «факультетских картин» в 1907 году время от времени демонстрировались в венской галерее Митке и за рубежом, но в Вене для всей группы художников выставочных площадей не находилось. В 1908 и 1909 годах на площадке, отведённой под строительство нового концертного зала, но временно предоставленной министерством внутренних дел под выставку, группе Климта при финансовой поддержке министерства просвещения удалось организовать две масштабных выставки, каких ещё не видывала Вена. По проекту Й. Хоффмана из облегчённых конструкций были возведены павильоны на 54 выставочных зала, кофейня и театр под открытым небом, между которыми были проложены дорожки, террасы и сады. Первая Венская художественная выставка проходила с 1 июня по 16 ноября 1908 года по случаю 60-летнего юбилея царствования императора Франца Иосифа I и была посвящена искусству габсбургской монархии во всём её многообразии: церковное искусство, художественные ремёсла, плакатное искусство,

 

архитектура, скульптура и живопись. Экспозиция выставки насчитывала более 900 произведений искусства. В зале № 22, изящно оформленном Коло Мозером и наречённом Петером Альтенбергом «церковью современного искусства имени Густава Климта», были представлены работы художника, выполненные за последние пять лет: «Поцелуй», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Даная», «Три возраста женщины», «Подруги II», несколько женских портретов и пейзажей.Для этих работ автор использовал сусальное золото, полотна конца 1890-х наиболее дорогие и знаменитые.

 

Вопреки оптимизму её устроителей, художественная выставка в экстремально жаркое венское лето 1908 года не оправдала себя с финансовой точки зрения. К тому же жёсткая и неожиданная критика работ юного Оскара Кокошки затмила все положительные рецензии. Публика и критики так накинулись на дебютанта выставки, что вспомнился старый скандал вокруг «факультетских картин» Климта. Сомнения в правильности принятого решения об участии Кокошки в выставке высказывались и в самой группе Климта, ведь скандал из-за таких «дикостей» угрожал успеху всей выставки в целом, но Климт не отвернулся от своего ученика и отстаивал его участие в выставке, даже если бы её собирались закрыть. Несмотря на финансовый провал первой выставки, на второй выставке в 1909 году второе поколение модернистов уже представлял не только Оскар Кокошка, но и Эгон Шиле. Климт в том же зале № 22 представил в этот год «Юдифь II», «Надежду II», пейзажи и рисунки. Представленные на выставке 1909 года работы Ван Гога, Мунка, Гогена, Валлотона, Боннара и Матисса дали Климту импульс для нового этапа в творчестве. После этого громкого события в художественной жизни Вены с широким международным участием Климт больше никогда не занимался организацией художественных выставок.

 

· Личная жизнь

О темпераменте модерниста слагали легенды. Современники Климта шептались, что связи у Густава случались едва ли не с каждой натурщицей. Мэтру приписывают отцовство от 14 до 40 детей, рожденных дамами, заказывавшими портреты, натурщицами и просто «жрицами любви», которым он платил деньги. Поговаривают, барышни знатных родов выстраивались в очередь и были готовые на многое, лишь бы заполучить драгоценный портрет кисти самого Густава Климта.

 

Климт добровольно признал троих детей: сына Марии Учицки Густава и двух сыновей — Густава и Отто, умершего годовалым, — от Марии Циммермани оказывал им финансовую поддержку. Узнав о беременности Циммерман по возвращении из Италии, Климт написал ей письмо на десять страниц, в котором признавался, что чувствовал отчаяние и вину и обещал заботиться о ней и будущем ребёнке, как муж и отец. Мать двоих детей Климта Мицци Циммерман занимала очень ограниченное и изолированное место в его жизни, художник не афишировал своё отцовство, его окружение — семья, коллеги, меценаты — могли видеть её только на его картинах.

 

После смерти художника на его наследство претендовало 14 детей, в конечном счёте наследниками было признано только четверо.

 

Сколько бы женщин не было в жизни Густава, главной музой, так и оставшейся в статусе невесты, оказалась Эмилия Флёге, талантливый модельер и хозяйка модного дома. Флёге и Климт на всю жизнь остались родственными душами друг для друга и сохранили близкие доверительные отношения. Они проводили вместе много времени, вместе ходили в театр, появлялись вместе на официальных мероприятиях и много лет вместе проводили лето на Аттерзе. Ни Климт, ни Флёге никогда не комментировали характер своих отношений. Не сохранилось никаких документов, которые могли бы пролить свет на их чувства друг к другу, кроме серии фотографий в непринуждённой обстановке на летнем отдыхе. После смерти Климта Эмилия Флёге сожгла несколько корзин со своими письмами к нему, а в 1983 году, когда открыли её архив, в нём помимо прочего было обнаружено около четырёхсот писем и почтовых карточек от Климта. Но это была не любовная переписка, а обычные бытовые и повседневные послания, написанные кратко, телеграфным стилем, никак не выдающим эмоционального состояния или уровня отношений между ними. Эта корреспонденция только подтверждает, насколько прочным был союз двух неординарных людей, что бы ни лежало в его основе. Их связь длилась 27 лет, но так и не увенчалась браком.

 

· Последние года жизни

Последние годы жизни Густав Климт провёл в ещё большем уединении. В 1911 году он перенёс свою мастерскую поближе к природе, в Хитцинг, в одноэтажный дом с садом и цветочными клумбами на Фельдмюльгассе, 11, неподалёку от Шёнбруннского парка. В этой мастерской с большими окнами, в окружении ксилографий, скульптур, японских костюмов, самурайских доспехов и мебели дизайна Йозефа Хоффмана Климт начал новый творческий период и провёл за работой последние шесть лет жизни. Здесь были написаны яркие и цветистые «Дама с веером», «Невеста» и две «Танцовщицы», он как будто пытался вытеснить войну из своего мира и создал лишь одну злободневную картину «Смерть и жизнь». Согласно сохранившимся заметкам в блокноте Климта, он хорошо зарабатывал и в военные годы. В 1915 году умерла мать Густава Климта, он остался жить с двумя незамужними сёстрами в квартире на Вестбан-штрассе.

 

В 1912 году Густав Климт был избран председателем Австрийского союза художников и весной 1913 года в этом качестве присутствовал на общей художественной выставке в Будапеште, где было представлено десять его работ. В том же году его картины «Дева» и «Портрет Адели Блох-Бауэр II» участвовали в XI Международной художественной выставке в Мюнхене, а затем Карл Рейнингхаус пригласил его в жюри учреждённой им художественной премии. В мае 1914 года Климт отправился в Брюссель, чтобы впервые увидеть готовый фриз в столовой дворца Стокле. Ему понравился красивый дворец, сам фриз, как он писал Эмилии Флёге, напомнил ему о летних месяцах интенсивной работы над фризом в Каммере на Аттерзе в 1908 и 1909

годах, но своей работой он остался доволен не полностью. Чета Стокле подготовилаавстрийскому гостю обширную культурную программу, объездила с ним пол-Бельгии, но за исключением африканских скульптур в Музее Конго художнику ему в Бельгии ничего не понравилось: он плохо говорил по-французски, страдал ностальгией, насморком и от проблем с пищеварением. В 1917 году Густава Климта избрали почётным членом Венской и Мюнхенской академии художеств.

 

11 января 1918 года у Густава Климта случился инсульт, после которого ему парализовало правую половину тела. Его состояние здоровья стало быстро ухудшаться. Для лечения пролежней его положили на водную постель в общей больнице к профессору Герхарду Рилю, где он подхватил грипп и воспаление лёгких. В течение трёх недель в прессе публиковались бюллетени о состоянии здоровья художника, у которого якобы были все надежды на выздоровление. На смертном одре побритый и исхудавший Климт требовал у сестёр послать за Эмилией Флёге. Густав Климт умер в шесть часов утра 6 февраля 1918 года. 7 февраля Эгон Шиле спустился к другу в больничную покойницкую: Климт выглядел исхудавшим и помолодевшим, а на выполненных Шиле рисунках мёртвого Климта совершенно не узнать. Густава Климта похоронили на Хитцингском кладбище. В прощальных речах на похоронах Густава Климта звучало сожаление о том, как мало ценила художника Вена. Его наследство, состоявшее из стопок рисунков и незаконченных картин, поделили сёстры, брат и Эмилия Флёге.

 

· Женские портреты

1. “Портрет Женщины”

Эта картина является единственной известной на сегодняшний день «двойной работой» художника: изначально на ней была изображена женщина в широкополой шляпе, затем Климт переписал её. В 1997 году оно было похищено во время ремонта здания. После кражи картину называли «одним из самых разыскиваемых произведений искусства». С момента кражи периодически появлялась информация об её обнаружении, но найденные картины оказывались подделками. В декабре 2019 года оригинальное полотно было найдено музейными работниками в тайнике на территории самой Галереи. В январе 2020 его подлинность была подтверждена. На текущий момент стоимость картины оценивается в 66 млн долларов США.

Портрет написан между 1916 и 1917 годами. На ней вполоборота изображена женщина с каштановыми волосами, с полуоткрытым ртом, пристально смотрящая на зрителя. Её платье и фон картины написаны в живом экспрессионистском стиле оттенками синего и зелёного цветов. Помада и розовые щёки яркими пятнами разбавляют общую блёклость палитры, а маленькая чёрная родинка, расположенная под глазом, добавляет героине некоторое кокетство. В 1996 году было сделано открытие: полотно оказалось единственной известной на сегодняшний день «двойной» работой Густава Климта. 18-летняя студентка Клаудиа Мага, специализирующая по

истории искусств, обратила внимание на схожесть поз женщин на картине «Портрет женщины» и на другой, считавшейся утраченной картине 1910 года. Она сделала фотокопии обеих работ, а затем с помощью кальки наложила друг на друга; силуэты женщин идеально совпали. Свою догадку Мага озвучила директору музея, который решил провести рентгеновское исследования картины. После изучения полученных снимков, догадка студентки была подтверждена. Этому открытию была посвящена документальная программа телеканала BBC и готовящаяся выставка, в преддверии которой полотно было похищено. На первоначальной картине была изображена женщина (предположительно Мария Мунк, по другой версии Альма Малер) в широкополой шляпе и шарфе на зелёном фоне.

 

Портрет Сони Книпс

Этот портрет может удивить всех, кто знаком с произведениями Климта, ставшими “визитной карточной” художника. Он совсем не похож на изысканные, утонченные и предельно декоративные работы этого мастера. Кажется, что Климт экспериментировал сразу с несколькими художественными стилями.

Использование глубокого темного фона, на котором светлая фигура женщины словно светится, характерно для портретов старых мастеров. Но, в отличии от большинства художников, он не выписывает тщательно детали фигуры, уподобляясь импрессионистам в передаче общего впечатления образа девушки. В тоже время лицо прописано предельно реалистично, особенно удалось Климту выражение лица – это смесь встревоженности и напряженного внимания с отстранённостью. Кажется, будто Соня Книпс погружена в свои мысли, но ее кто-то отвлек.

Привлекает внимание необычная поза девушки. Она сидит в кресле, но не расслабленно, а напряженно, слегка наклонившись вперед, с лицом, обращенным к зрителю. Её левая рука лежит на подлокотнике кресла так, как будто девушка вот-вот встанет и уйдет.

На портрете нет лишних деталей. Кроме красивого лица Сони, внимание привлекают две детали – роскошное платье, словно воздушный кремово-розовый зефири изящные линии вьющегося растения с цветами на заднем плане. Если платье – дань импрессионизму, то причудливые растения отсылают к другим работам Климта – необыкновенно декоративным, запоминающимся ярким.

Соня Книпс родилась в 1873 году во Львове в обедневшей дворянской семье. Настолько обедневшей, что Софи даже пришлось получить профессию учителя.Иногда по вечерам своё свободное время она проводила в старой венской семье Krassl-Traissenegg, которая совместно с промышленником Антоном Книпсом владела металлургической компанией «Петзольд и Ко» в Саксонии. Антон и Соня поженились в 1896 году. После свадьбы молодые переехали жить в квартиру по адресу Vienna,

 

 

Gumpendorfer Straße 15, в дом, где размещалось управление компании. Там у четы родилось два сына – Рудольф и Герберт.

Это с самого начала была очень странная супружеская пара, не имевшая абсолютно никаких общих точек соприкосновения. Такие браки, заключающиеся между «благородством и деньгами», были не редкость. Антон был доброжелательным бизнесменом, для которого компания была наиглавнейшим, а интересы жены – на самом последнем месте. Но, тем не менее, промышленник всегда оплачивал все расходы супруги.

Не существует искусства без покровительства, и меценаты для «Сецессиона» были найдены прежде всего среди еврейских семейств венской буржуазии. Все они были среди тех, кто заказывал картины Климту, и он специализировался на портретах их жен.
Соня Книпс умерла в 1957 году в возрасте 85 лет от сердечного приступа в своем загородном доме в Seeboden.

 

Афина Паллада

«Афина Паллада» разительно отличается от других женских портретов Климта. Утонченные, пронизанные чувственностью, откровенно сексуальные роковые красавицы стали визитной карточкой художника. В отличие от них Афина излучает силу и властность, она полна воинственного магнетизма. Ее сверкающий шлем, золотой нагрудник и поразительно живые, горящие огнем глаза стали не только символом борьбы сецессионистов за свободу самовыражения (полотно настолько впечатлило критиков, что Афину стали называть «демоном сецессиона»), но и некой отправной точкой в творчестве Климта. Именно с этой картины начался новый виток в творчестве художника, который был назван «золотым периодом» и подарил миру самые знаменитые картины Климта, написанные в неподражаемом стиле.

Опершись на копье, в шлеме и доспехах, она источает магическую силу. На лице, наполовину скрытом золотым шлемом, горят огнем прекрасные глаза. Из-под шлема выбиваются пряди длинных каштановых волос, струящихся по груди. В руке у нее держава с фигуркой обнаженной девушки, которая держит сияющую звезду. Грудь Афины закрывает кольчуга из звеньев в форме золотой драконьей чешуи, украшенная щитком с изображением Медузы Горгоны. Фоном Афине служит мифическая сцена, выполненная в стиле чернофигурной вазописи.

В Афине, которую сецессионисты избрали своей покровительницей, художника интересовала по большей части ее божественная сущность, а не сексуальность. И это не удивительно, учитывая ее половую неоднозначность в греческих мифах. Дело в том, что, несмотря на внешнюю принадлежность к женскому полу, Афина наделена по большей части мужскими качествами. Как бы там ни было, почти асексуальная богиня. Афина Паллада стала одним из самых сильных женских образов в творчестве Климта.

Обнаженная истина

Многие произведения Густава Климта были очень скандальными из-за чрезмерных эротизма и порочности. Он был изрядным любителем женщин. Возможно, именно это и дало такой оттенок его картинам. Художник был далек от политики, никогда ею не интересовался, но он всегда боролся за то, чтобы убрать в искусстве жесткие рамки дозволенного.

На картине в полный рост была предельно натуралистично изображена полностью раздетая женщина с копной рыжих волос и одним лишь зеркалом в руке - зерцалом истины.В лице рыжеволосой красавицы нет ни грамма смущения или стыда. Присутствие змеи у ее ног, цветов в волосах и почти мимолётного водного фона придает фигуре опасный и тревожный вид. Бледный цвет лица, рыжие волосы, окаменелый взгляд делают эту женщину еще более недоступной.

Элементом связи с женщиной являются два цветка, которые поднимаются своими тонкими и длинными стеблями. Они в некотором роде напоминают о мужском присутствии в форме сперматозоидов. В картине заложен еще один скрытый смысл. Девушка на картине держит в руках зеркало. В него художник предлагает заглянуть публике, взглянуть на самих себя, остаться с собой наедине и поразмыслить о том, какие же мы на самом деле внутри.

Есть и другие интерпретации зеркала: женщина, поворачивая зеркало к нам, призывает нас убежать от лжи, представленной змеей. В этом увещевании убежать от лжи мы читаем замысел художника: полную свободу искусству, которое должно говорить правду. Ложь и зависть, которая переливается через тело змеи из рамы картины с намерением стереть надпись «Nuda Veritas», именно для того, чтобы усилить эту борьбу лжи против истины. Общество, воспитанное на идеализированной наготе исторических или античных героинь, не смогло принять образ обнаженной современницы.

Широкая рама, оформляющая и дополняющая полотно, содержит надпись — цитату немецкого поэта Фридриха Шиллера:

«Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим — плохо».

Портрет Серены Ледерер

Серена происходила из богатой еврейской семьи, приходилась родственницей американскому журналисту и издателю Джозефу Пулитцеру и в юности была признанной красавицей. В австрийской столице Серена считалась самой изысканно

одетой венкой. Всю свою жизнь она поддерживала свой имидж и манеры гранд-дамы. 5 июня 1892 года Серена вышла замуж за промышленника Августа Ледерера. В их семье родилось трое детей Фриц, Эрих и Элизабет, Ледереры проживали в Дьёре, Вене и Вайдлингау.

В венской квартире Ледереров под собрание произведений Климта была отведена отдельная комната. В 1899 году Климт написал портрет Серены, положивший начало их близким дружеским отношениям, а позднее ещё два портрета — дочери Ледереров Элизабет Бахофен фон Эхт, матери Серены Шарлотты Пулитцер, а также племянницы Рии Мунк, дочери сестры Аранки. В неопубликованных записях дочери Серены

Элизабет была обнаружена забавная история о том, как Климт, которого она называла дядей, работал над её портретом. Несколько месяцев Климт готовил эскизы для портрет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: