Портрет Маргариты Стонборо-Витгеншайн




Маргарита Витгенштейн происходила из конвертированного семейства Витгенштейнов, представителей венской крупной буржуазии. В авторитарной семьей, где отец оказывал серьёзное давление на сыновей, Маргарита выросла многогранно талантливой, необычной и сильной личностью. Маргарита увлекалась математикой и психоанализом, работала в химической лаборатории в Цюрихе, рисовала на пленэре, была салоньеркой и оказывала значительное влияние на младшего брата Людвига.

В 1904 году отец Карл Витгенштейн заказал Густаву Климту портрет дочери. По общему мнению всех, знавших Маргариту, портрет художнику не удался, он так и не смог уловить характер модели. Карлу Витгенштейну портрет не понравился, и в доме его скорее всего убрали с глаз долой, затем он был продан и в конечном итоге после долгого пути с несколькими пересадками оказался в Новой пинакотеке в Мюнхене.

7 января 1905 года Маргарита Витгенштейн вышла замуж за нью-йоркского фабриканта Джерома Стонборои переехала с ним в Берлин. В 1913 году супруги Стонборо приобрели в Гмундене виллу Тоскана, в 1923 году развелись. В июне 1938 года Джером Стонборо покончил жизнь самоубийством.

В 1926—1928 годах в Вене по заказу Маргариты Стонборо-Витгенштейн был построен аскетичный кубистический городской дворец по проекту архитектора Пауля Энгельмана. В 1940 году Маргарита эмигрировала в США, после Второй мировой войны вернулась в Австрию и сумела вернуть себе значительную часть конфискованного имущества. Маргарита Стонборо-Витгенштейн похоронена на городском кладбище в Гмундене.

Портрет представляет молодую особу, мечтательно смотрящую вдаль, словно пытаясь заглянуть в будущее. Ей действительно было о чем мечтать: Маргарет готовилась к свадьбе, а ее отец заказал Климту этот портрет в качестве подарка. За спиной девушки угадывается обстановка дома, однако нарушена перспектива, вследствие чего совмещены планы и фон оказывается декоративным. Вновь вниманием художника завладели лицо и роскошное белое платье модели. В этой работе он не использовал золото, в палитре преобладают холодные оттенки голубого.

 

Портрет Фрицы Ридлер

На картине «Портрет Фрицы Ридлер», зритель «встречается» не с женой государственного чиновника, коей на самом деле была эта женщина, а скорее, со жрицей любви. Голова модели находится на уровне орнаментального окошка, может быть, для того, чтобы получилось сходство с головным убором Марии Терезии, кисти Веласкеса. Только самые внимательные обнаружат, что символика – «павлиньи глаза», образуют кресло, на котором восседает героиня и, с трансформацией этого предмета в орнамент, исчезает его глубина и форма. Акцент золота, исчезнувший было из картин, проявился с новой силой.

 

В этот период творчества, Климт смещал акценты в сторону крупных орнаментальных вставок, причем иногда они выглядели главнее самого облика портретируемого.

 

Даная

Эта символистская картина Густава Климта «золотого периода» на известный древнегреческий сюжет о царевне, заточённой отцом в подземелье, чтобы она не родила ему внука, его предсказанную оракулом погибель. Темница не стала препятствием для пленённого красотой девушки бога из богов Зевса, золотым дождём проникшего к Данае, чтобы она зачала сына Персея. Особенность климтовской «Данаи» искусствоведы видят в её нарциссизме, в то время как мужской принцип — золотой дождь между массивными бёдрами царевны — сведён к орнаментальности.

Впервые «Даная» Климта демонстрировалась на Венской художественной выставке 1908 года и вызвала неоднозначную реакцию публики. На выставке «Данаю» приобрёл за 8 тыс. крон строительный магнат Эдуард Аст. В настоящее время картина оценивается в 40 млн евро и является жемчужиной в богатой коллекции австрийского издателя Ханса Диханда.

Все детали, относящиеся к сюжету, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения, давшая жизнь Персею, — мгновение, остановленное на века по воле художника. Округлые женские формы и орнамент являются теми главными композиционными элементами, которые придают эротичность полотну, которая ещё более подчёркивается золотым цветом дождя. Выбор позы и искажённая перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность, в то же время орнаментализация создает определённую дистанцию. Золотой дождь, проникающий в тело Данаи, и орнамент картины придают древнему сюжету характер возвышенной сакральной сцены.

В 2010 году был разгадан секрет золотого орнамента на прозрачном покрывале Данаи на первом плане картины. Искусствоведы описывали его как «овальные формы», «золотые филигранные письмена», «хромосомные формы». В 2010 году американский биолог развития Скотт Гилберт опознал в узоре бластоцисты — шарообразные образования из стволовых эмбриональных клеток вокруг наполненной жидкостью полости, которые возникают на третий-четвёртый день после оплодотворения. Версию Гилберта подтверждает исследование, проведённое в венских архивах историком биологии Сабиной Браукман.

Густав Климт был хорошо знаком с венским буржуазным семейством Цукеркандлей, некоторые представители которого были его меценатами и заказчиками. Страстная поклонница творчества Климта и его активная защитница, публицистка Берта Цукеркандль держала в венском дворце Либена — Аушпица салон, где собирались именитые учёные, писатели и художники, в том числе и Густав Климт. На рубеже XIX—XX веков Вена достигла несравнимой по плотности концентрации наивысших

достижений архитектуры, живописи, литературы и музыки. По воспоминаниям Берты Цукеркандль, именно Климт, живо интересовавшийся достижениями медицины, обратился к её мужу, анатому Эмилю Цукеркандлю с предложением читать научные лекции художникам, которые проводились по вечерам, в том числе и в Анатомическом институте на Верингер-штрассе. На диапроекторе Эмиль Цукеркандль демонстрировал слушателям ошеломительные микроскопические произведения искусства, созданные природой: кровеносные сосуды, эпидермис, каплю крови, мозговое вещество. Вероятно, на этих лекциях Густав Климт узнал о бластоцистах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: