Автор повествует нам о различных религиозных представлениях.
Какое могут иметь значение различия в языческих обычаях для оценки условий распространения христианства? Различия сами по себе еще не означают борьбы и противоречий между разными племенами. Соперничество и борьба разных форм язычества начинается, как правило, тогда, когда верования выходят на социальный уровень, когда боги втягиваются в межплеменную вражду и стараются утвердить свое племя в качестве господствующего. Обычно у племен с неразвитыми социальными противоречиями в таких божествах нет и потребности. Болеесложной была оценка язычества русов и варягов.
Многое тем не менее зависело от характера принимаемого христианства. На южном берегу Балтики борьба язычества против христианства заняла четыре столетия и носила в высшей степени кровавый характер. На Руси такого рода столкновения были все-таки довольно редкими.
Борьба с язычеством в северной половине Руси растянется на несколько столетий. В «Повести временных лет» упоминается о восстаниях 1024 и 1071 годов в Суздальской земле, во главе которых становятся волхвы. Правда, язычника иногда приписываются вовсе не свойственные им представления.
В христианстве всегда существовало разное отношение к язычеству. И, конечно, проще относились к нему те направления, которые не признавали централизованной иерархии. На Руси нетерпимость к инаковерующим привносилась прежде всего византийским духовенством. Христианство, однако, овладевает верхним этажом духовного здания. Здесь конкуренция у него была слабой, поскольку государственные институты только что начинали создаваться, а церковная организация явилась частью именно этих институтов. Факты добровольного ухода из «мира» князей показывают, что христианство выполняло главное свое назначение: смягчать социальные противоречия. Не только социальные низы удерживались от выступления против нараставшего так или иначе уровня эксплуатации, но и верхи страшились возможного наказания на том свете.
Глава 7. Организация ранней русской церкви.
Вопрос об организации ранней русской церкви является одним из наиболее спорных и вместе с тем наиболее важных, поскольку формы организации тесно связывались с характером самого вероучения.
Автор ведет речь об источнике под названием «Устав князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных». Изучает появление митрополитов.
Незадолго до крещения Русь находилась во враждебных отношениях с Византией. Именно тогда, после достаточно длительного периода первоначального устройства, Владимир избрал и организационную структуру, отличавшуюся и от византийской, и от римской. В литературе обычно обсуждается вопрос о том, сколько было первоначально епархий на Руси. Но для времени Владимира такая постановка вопроса не имеет особого смысла. Дело в том, что в рамках принятой Владимиром организации епископы возглавляли не какие-то земли, а церковные общины. Должности эти в общинах могли быть выборными, хотя практика ирландцев, а также в Хорватии (до XII века включительно) допускала и наследование их в одном роде. Поэтому епископы при Владимире упоминаются во множественном числе, но без привязки к той или иной местности. В том же Новгороде, помимо Анастаса Корсунянина, могли быть и другие епископы. И авторитет его в данном случае определялся не духовным званием, а реальным положением как главы местных церковных общин.
В данной главе автор рассматривает принятие Крещения. Согласно «Повести временных лет»,Киевский князь Владимир принял решение креститься от Константинопольской Церкви. А затем крестил Россию. Некоторые ученные растягивают процесс Крещения Руси с 986 - 988год. Это очень интересный, длительный и сложный процесс в истории России, который на мой взгляд требует отдельного рассмотрения и изучения его более подробно. Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу - прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества.
Список источников
1. Вагнер Г. К. Историческая проблематика в русском искусстве X—XIII вв. — «Вопросы истории», 1972, № 10
2. Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Спб., 1876, ч. 1 — 2.
3. Пархоменко В. А. Начало христианства Руси. Очерк из истории Руси IX—X вв. Полтава, 1913.
4. Тихомиров М. Н. Древняя Русь. М., 1975.
5. Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. М., 1972
Заключение
Исследование автора показалось мне очень значимым. Автор выделил наиболее актуальную тему, поставил перед собой цель и задачи для достижения этой цели. Проделал огромную работу, изучил достаточно большое количество материала. На основе изучения данного материала я могу сделать следующие выводы.
Что дало Руси христианство? Такого рода вопросы всегда не просты, поскольку учитывать надо не только приобретения, но и потери. Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Крещение Руси содействовало укреплению международного положения Киевской Руси. Русь вошла в семью европейских христианских народов, получила широкий доступ к знаниям, накопленным человечеством, так как Византия была самой образованной страной того времени. И, наконец, сама церковь в лице митрополита, епископов, паломников стала влиятельным элементом внешней политики и самой дипломатической службы. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира. Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. Данная тема является не простой. В нее нужно очень глубоко углубиться, чтобы понять все факты, идеи закономерности.
Каждое утверждение автора доказывается. Исследование идет с самых древних времен. Текст книги Кузьмина «Падение Перуна (становление христианства на Руси)» – это всегда ясный и открытый разговор с читателем, не поучения и не инструкции, а эмоционально окрашенное живое повествование о том, о чем всем нам, потомкам наших предков, следует знать. Историю Руси в трудах Кузьмина мы видим на той стадии ее изучения, которая до наших дней признается основой для дальнейших разработок.