ТРАНСМИССИОННЫЕ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАСЛА.
Эксплуатационные требования к трансмиссионным маслам
К автомобильным трансмиссионным маслам относят смазочные материалы, применяемые для смазки зубчатых колес (шестерен), коробок передач, раздаточных коробок, задних мостов, бортовых передач и колесных редукторов, а также других агрегатов трансмиссии. В общем балансе смазочных материалов трансмиссионные масла составляют 5…8%.
В агрегатах трансмиссии применяют цилиндрические, спирально-конические, гипоидные и червячные передачи.
Основное назначение трансмиссионных масел — снижение износа трущихся зубчатых сопряжений, уменьшение затрат энергии на преодоление трения, отвод теплоты от деталей и предохранение их от коррозии.
Трансмиссионные масла также снижают действие ударных нагрузок, уменьшают шум и вибрацию зубчатых колес, уплотняют зазоры в сальниках и соединениях. В гидромеханических передачах (ГМП) они являются рабочей средой, передающей крутящий момент от двигателя на ведущие агрегаты трансмиссии. Условия работы масел в этих агрегатах имеют ряд особенностей, и поэтому они выделены в отдельную подгруппу.
Трансмиссии автомобилей разных марок имеют конструктивные особенности, которые следует учитывать при выборе масла.
Трансмиссионные масла работают в специфических условиях. Зубья колес работают в режиме высоких контактных давлений и скорости скольжения (2,5…3,0 м/с) в широком диапазоне температур (-60…150°С).
|
Условия работы зависят от типа передачи. В зоне контакта зубьев масла подвергаются действию высоких удельных нагрузок — до 2000 МПа, а в гипоидных передачах — более 2500 МПа. Поэтому для передач этого типа применяют специальные гипоидные масла с более высокими предъявляемыми к ним требованиями.
Рабочая температура масел в трансмиссиях обычно равна 80…100°С. Однако в местах контакта зубчатых зацеплений в результате кратковременного местного нагрева температура достигает 250…300°С и выше. В этих условиях наблюдается интенсивное окисление и термическое разрушение углеводородов масла.
При температурах порядка 200°С на площадках фактического касания тепловая энергия трения может превышать энергию связи полярных молекул присадки с поверхностью металла, что приводит к разрушению граничных пленок. В микрозонах может наступить сваривание металла. Момент наступления заедания зависит от величины нагрузки и числа очагов сцепления (сваривания) трущихся поверхностей.
Современные трансмиссии изготовляют из легированных сталей и используют отдельные детали (синхронизаторы, бронзовые втулки и т.д.) из цветных металлов. Последние весьма подвержены коррозии, поэтому к противокоррозионным свойствам масла предъявляются особые требования.
Трансмиссионное масло должно обеспечивать надежную смазку не только самих зубьев, но и подшипников скольжения и качения, механизмов переключения передач и других деталей трансмиссии.
|
Требования, предъявляемые к трансмиссионным маслам, определяются конструкцией, назначением и условиями работы трансмиссии. Общими требованиями являются:
§ высокая смазывающая способность, необходимая для обеспечения противоизносных и противозадирных свойств;
§ защита деталей трансмиссии от всех видов коррозии;
§ хорошая вязкостно-температурная и низкотемпературная характеристика — для обеспечения легкого пуска при низких температурах, быстрого прогрева масла и режимной работы агрегатов при надежной смазке узлов трения;
§ снижение до минимума потерь энергии при передаче мощности за счет выбора оптимального уровня вязкости;
§ химическая, термическая и физическая стабильность;
§ быть не токсичными и не загрязнять окружающую среду;
§ отсутствие абразивных механических примесей, воды и коррозионно-активных соединений.
Кроме того, трансмиссионные масла не должны разрушать резиновые уплотнения и образовывать пену.
Одним из важнейших показателей качества масла является вязкость и ее изменение в зависимости от температуры. Для обеспечения надежной работы зацепления нижний допустимый предел вязкости масла при 100°С составляет 5 мм2/с при норме уровня масла в картере механизма.
|
Максимально допустимая вязкость масла в трансмиссии определяется условием, когда подвижная наземная техника (автомобиль) трогается с места без применения средств подогрева. В зависимости от конструкции трансмиссии динамическая вязкость масла составляет 300…600 Па∙с. Трудности могут возникать, если автомобиль трогается при температуре окружающего воздуха -25…-30°С.
Вязкость масла в значительной степени определяет смазывающие свойства, которые улучшаются с ее ростом. При низкой вязкости (4…6 мм2/с при 100°С) трансмиссионные масла без противозадирных и противоизносных присадок не обладают требуемым уровнем смазывающих свойств при нагрузке 1,0…1,4 кН.
Для повышения КПД передачи (экономичности автомобиля) при установившейся работе и облегчения начала работы агрегатов трансмиссии в холодное время необходимы масла с небольшой вязкостью. При производстве автомобильных трансмиссионных масел в маловязкие масла для улучшения эксплуатационных свойств вводят присадки: антиокислительные, депрессорные (понижающие температуру застывания масла), вязкостные (повышающие вязкость масла при высоких температурах) и противопенные.
Противоизносные и противозадирные свойства являются основными характеристиками масла, обеспечивающими долговечность и безотказность при работе агрегатов трансмиссии. Для улучшения противоизносных и противозадирных свойств в масла вводят присадки, содержащие серу, фосфор, хлор, цинк и другие элементы. Присадки образуют на поверхностях трения пленки, защищающие металл от износа.
Противозадирные и противоизносные свойства трансмиссионных масел оценивают на ЧШМ по предельной нагрузке, при которой происходит сваривание, и диаметру пятна износа на нижних шариках (табл. 1).
Таблица 1 - Свойства трансмиссионных масел (ГОСТ 9490—75)
Условия эксплуатации (температура окружающего воздуха, нагрузка) существенно влияют на интенсивность изнашивания зубчатых колес. При понижении температуры износ значительно ускоряется. Стабилизация скорости изнашивания наступает при температуре окружающего воздуха 30…40°С, а трансмиссионного масла — при температуре 70…80°С.
Высокие удельные нагрузки, как правило, приводят к тому, что при начале работы (пуске), даже при установившейся температуре, наблюдается граничное, а не жидкостное трение, что может вызвать задир и выкрашивание зубчатых колес, образование выбоин и сколов на зубьях. Для обеспечения быстрого начала работы трансмиссии зимой необходимы небольшая вязкость и низкая температура застывания масла.