Классификация и ассортимент трансмисcионных масел




По наз­на­чению раз­ли­ча­ют тран­смис­си­он­ные мас­ла:

- об­ще­го наз­на­чения для сма­зыва­ния ци­лин­дри­чес­ких, ко­ничес­ких и дру­гих ви­дов зуб­ча­тых пе­редач;

- ги­по­ид­ные мас­ла для сма­зыва­ния ко­ничес­ких пе­редач с ги­по­ид­ным за­цеп­ле­ни­ем;

- уни­вер­сальные мас­ла для сма­зыва­ния тран­смис­сий и гид­ро­уси­лите­лей ру­лево­го уп­равле­ния.

Тран­смис­си­он­ные мас­ла по ГОСТ 17479.2—2015 клас­си­фици­ру­ют:

- по экс­плу­ата­ци­он­ным свойствам и при­мене­нию в тран­смис­си­ях ав­то­моби­лей и дру­гой под­вижной на­зем­ной тех­ни­ки — на пять групп (ТМ-1—ТМ-5) (табл. 2);

- ки­нема­тичес­кой вяз­кости — на клас­сы (табл. 3).

Таблица 2 - Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам и применению в трансмиссиях автомобилей и техники

Таблица 3 - Классификация трансмиссионных масел по кинематической вязкости

Класс вяз­кости ог­ра­ничи­ва­ет­ся до­пус­ти­мыми пре­дела­ми ки­нема­тичес­кой вяз­кости при 100°С и от­ри­цательной тем­пе­рату­рой зас­ты­вания мас­ла при ди­нами­чес­кой вяз­кости, не пре­выша­ющей 150 Па·с и дос­та­точ­ной для на­деж­ной зим­ней экс­плу­ата­ции аг­ре­гатов тран­смис­сии.

В за­виси­мос­ти от се­зона экс­плу­ата­ции тран­смис­си­он­ные мас­ла под­разде­ля­ют на зим­ние, лет­ние и все­сезон­ные, ко­торые обоз­на­ча­ют:

- для экс­плу­ата­ции в зим­нее вре­мя — чис­ло­вым зна­чени­ем с бук­вой «з» (зим­нее). Нап­ри­мер, «9з»;

- для экс­плу­ата­ции в лет­нее вре­мя — только чис­ленным зна­чени­ем. Нап­ри­мер, «18»;

- для все­сезон­ной экс­плу­ата­ции — дробью, при этом циф­ра в чис­ли­теле ука­зыва­ет на низ­ко­тем­пе­ратур­ные свойства мас­ла, циф­ра в зна­мена­теле — на вы­соко­тем­пе­ратур­ные свойства мас­ла.

До­пус­ка­ет­ся при обоз­на­чении тран­смис­си­он­но­го мас­ла в скоб­ках ука­зывать при­мер­ную груп­пу и класс вяз­кости в со­от­ветс­твии с клас­си­фика­ци­ей по API и SAE J306 (см. табл. 13.6).

При­меры обоз­на­чения:

- ТМ-5-18 (ти­па GL-5 по API, SAE 90), где ТМ — тран­смис­си­он­ное мас­ло, 5-й груп­пы с про­тиво­задир­ны­ми при­сад­ка­ми вы­сокой эф­фектив­ности и мно­гофун­кци­онально­го действия, 18-го клас­са вяз­кос­ти для экс­плу­ата­ции в лет­нее вре­мя. В скоб­ках ука­зана при­мер­ная при­над­лежность тран­смис­си­он­но­го мас­ла к груп­пе по API и клас­су SAE;

- ТМ-5-9з/18 (ти­па GL-5 по API, SAE 75W-90), где ТМ — тран­смис­си­он­ное мас­ло, 5-й груп­пы по об­ласти при­мене­ния мас­ла (см. табл. 13.2), 9з/18 — класс вяз­кости все­сезон­но­го мас­ла (см. табл. 13.3): ра­ботос­по­соб­но до −40°С (низ­ко­тем­пе­ратур­ные свойства мас­ла), ки­нема­тичес­кая вяз­кость при 100°С на­ходит­ся в пре­делах от 13,5 до 24 мм2/с (вы­соко­тем­пе­ратур­ные свойства мас­ла). В скоб­ках ука­зана при­мер­ная при­над­лежность тран­смис­си­он­но­го мас­ла к груп­пе по API и клас­су SAE.

За­рубеж­ная клас­си­фика­ция тран­смис­си­он­ных ма­сел по вяз­кости SAE J306 при­веде­на в табл. 4.

Таблица 4 - Классификация трансмиссионных масел по вязкости SAE J306

Класс вяз­кости мас­ла оп­ре­деля­ет­ся со­от­ветс­тви­ем пре­дельных зна­чений ки­нема­тичес­кой вяз­кости при 100°С и мак­си­мальной тем­пе­рату­рой зим­них клас­сов для ди­нами­чес­кой вяз­кости не ме­нее 150 Па·с.

Стан­дарт оп­ре­деля­ет зна­чения вяз­кости тран­смис­си­он­ных ма­сел при вы­соких и низ­ких тем­пе­рату­рах. По­это­му вяз­кость мас­ла сле­ду­ет вы­бирать с уче­том мак­си­мальной и ми­нимальной тем­пе­ратур экс­плу­ата­ции тех­ни­ки. Зим­ние клас­сы вяз­кости — SAE 70W, 75W, 80W, 85W, лет­ние — 80, 85, 90. Все­сезон­ные мас­ла, на­ибо­лее ши­роко ис­пользу­емые в тех­ни­ке, од­новре­мен­но удов­летво­ря­ют вы­соко­тем­пе­ратур­ным и низ­ко­тем­пе­ратур­ным тре­бова­ни­ям. Нап­ри­мер, тран­смис­си­он­ное мас­ло для сред­ней кли­мати­чес­кой зо­ны клас­са вяз­кости SAE 80W-90 ра­ботос­по­соб­но при ми­нимальной тем­пе­рату­ре ок­ру­жа­юще­го воз­ду­ха -26°С и ки­нема­тичес­кая вяз­кость мас­ла при 100°С 13,5…18,5 мм2/с обес­пе­чива­ет при­мене­ние в аг­ре­гатах тран­смис­сии при мак­си­мальной тем­пе­рату­ре ок­ру­жа­юще­го воз­ду­ха +45°С. Мас­ло SAE 250 рас­счи­тано на ис­пользо­вание в жар­ком и тро­пичес­ком кли­мате, а так­же в осо­бо тя­желых ус­ло­ви­ях экс­плу­ата­ции тех­ни­ки.

Клас­си­фика­ция тран­смис­си­он­ных ма­сел по API при­веде­на в табл. 5. Ка­тего­рии мас­ла оп­ре­деле­ны для ав­то­мобильных ко­робок пе­редач с руч­ным пе­рек­лю­чени­ем и ве­дущих мос­тов с раз­личным ти­пом за­цеп­ле­ний, наг­рузки, ско­рос­ти и тем­пе­рату­ры. Мар­ки тран­смис­си­он­ных ма­сел с по­вышен­ны­ми про­тиво­задир­ны­ми свойства­ми име­ют ин­дексы EP или HD.

Таблица 5 - Классификация трансмиссионных масел по API

Оте­чес­твен­ные тран­смис­си­он­ные мас­ла мо­гут мар­ки­роваться по меж­ду­народ­ной клас­си­фика­ции. Они от­ве­ча­ют тре­бова­ни­ям меж­ду­народ­ных стан­дартов и об­ла­да­ют вы­соки­ми экс­плу­ата­ци­он­ны­ми свойства­ми с со­дер­жа­ни­ем эф­фектив­ных про­тиво­из­носных и про­тиво­задир­ных при­садок.

При­мер обоз­на­чения: мас­ло тран­смис­си­он­ное GL-5 SAE 85W-90, API GL-5 — ка­тего­рия API GL-5 — для ги­по­ид­ных пе­редач ав­то­моби­лей; вяз­кость по SAE 85W-90 — 85W при низ­кой тем­пе­рату­ре (при тем­пе­рату­ре –12 °С ди­нами­чес­кая вяз­кость не пре­выша­ет 150 Па⋅с), удов­летво­ря­ет вы­соко­тем­пе­ратур­ным тре­бова­ни­ям для мас­ла SAE 90 (ки­нема­тичес­кая вяз­кость при 100°С в пре­делах 13,5…24,0 мм2/с).

При­мер­ное со­от­ветс­твие клас­сов вяз­кости и экс­плу­ата­ци­он­ных свойств (групп) тран­смис­си­он­ных ма­сел, рос­сийских — по ГОСТ 17479.2—2015 и за­рубеж­ных — по SAE и API при­веде­но в табл. 6.

Для оп­ре­деле­ния пол­но­го со­от­ветс­твия про­водят ком­плекс ис­пы­таний по оп­ре­делен­ным ме­тоди­кам.

До вве­дения клас­си­фика­ции и сис­те­мы обоз­на­чений ГОСТ 17479.2—2015 тран­смис­си­он­ные мас­ла мар­ки­рова­ли в нор­ма­тив­но-тех­ни­чес­кой до­кумен­та­ции (НТД) в со­от­ветс­твии с табл. 7.

В на­име­нова­нии мар­ки ука­зыва­ют обоз­на­чения по НТД, а в скоб­ках — по стан­дарту. Нап­ри­мер, ТСп-15К (ТМ-3-12з/18), ТАД-17и (ТМ-5-12з/18).

Таблица 6 - Примерное соответствие классов вязкости и эксплуатационных свойств (групп) трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2—2015 и классификациям SAE J306 и API

Таблица 7 - Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2—2015 обозначениям, принятым в нормативно-технической документации

Прек­ра­щена вы­работ­ка ста­рых ма­рок АК-15, ТС-14,5, ТСгип, ТС и сок­ра­щены объемы про­из­водс­тва ра­нее ши­роко ис­пользу­емых ма­сел ТЭп-15, ТАп-15В для ста­рых ма­рок ав­то­моби­лей и тех­ни­ки. Тран­смис­си­он­ные мас­ла без при­садок в тран­смис­си­ях сов­ре­мен­ных ав­то­моби­лей не при­меня­ют.

Ос­новные по­каза­тели ка­чес­тва тран­смис­си­он­ных ма­сел при­веде­ны в табл. 8.

Таблица 8 - Основные показатели качества трансмиссионных масел

Тран­смис­си­он­ное мас­ло ТСп-10 (TM-3-9з/9) со­дер­жит про­тиво­задир­ную при­сад­ку ОТП и пред­назна­чено для при­мене­ния в тран­смис­си­ях гру­зовых ав­то­моби­лей и на­зем­ной тех­ни­ки, для всех ви­дов пе­редач, в том чис­ле ги­по­ид­ных, в ка­чес­тве все­сезон­но­го в се­вер­ных районах и зим­не­го мас­ла во всех районах сред­ней кли­мати­чес­кой зо­ны. Его при­мене­ние обес­пе­чива­ет лег­кий пуск аг­ре­гатов при тем­пе­рату­ре до -35°С и на­деж­ную ра­боту тран­смис­сии при ус­та­новив­шемся ре­жиме. Ана­логич­но наз­на­чение мас­ла ТСп-10-ЭФО, со­дер­жа­щего про­тиво­из­носную при­сад­ку ЭФО.

Мас­ло ТСз-9гип (ТМ-5-5з/9) пред­назна­чено для зим­ней экс­плу­ата­ции в раз­личных ав­то­мобильных тран­смис­си­ях, вклю­чая ги­по­ид­ные пе­реда­чи, при тем­пе­рату­рах -50…120°С.

Все­сезон­ные тран­смис­си­он­ные мас­ла 12з/18 ши­роко пред­став­ле­ны в ас­сорти­мен­те по объему про­из­водс­тва и пот­ребле­ния. Об­ласть их при­мене­ния ох­ва­тыва­ет все гру­зовые и лег­ко­вые ав­то­моби­ли и на­зем­ную тех­ни­ку.

Мас­ло ТСп-15К (ТМ-3-12з/18) со­дер­жит ком­плекс эф­фектив­ных при­садок, пред­назна­чено для ко­роб­ки пе­редач и глав­ной двойной пе­реда­чи (с ци­лин­дри­чес­ки­ми и спи­рально-ко­ничес­ки­ми зуб­ча­тыми ко­леса­ми) ав­то­моби­лей Ка­мАЗ и яв­ля­ет­ся уни­фици­рован­ным сор­том для дру­гих гру­зовых ав­то­моби­лей. Об­ла­да­ет хо­роши­ми экс­плу­ата­ци­он­ны­ми свойства­ми (про­тиво­задир­ны­ми, про­тиво­из­носны­ми, низ­ко­тем­пе­ратур­ны­ми и ан­ти­пен­ны­ми). Ра­ботос­по­соб­но в те­чение дли­тельно­го пе­ри­ода при тем­пе­рату­рах -20…130°С.

Мас­ло ТАП-15В (ТМ-3-12з/18) об­ла­да­ет про­тиво­задир­ны­ми свойства­ми за счет вве­дения спе­ци­альных при­садок. При­меня­ют в тя­жело­наг­ру­жен­ных ци­лин­дри­чес­ких, ко­ничес­ких и спи­рально­кони­чес­ких пе­реда­чах ав­то­моби­лей и раз­личной тех­ни­ки, чер­вячных пе­реда­чах в ру­левом ме­ханиз­ме. В сред­ней кли­мати­чес­кой зо­не ис­пользу­ют все­сезон­но при тем­пе­рату­ре до -25°С (кро­ме се­вер­ных районов).

Мас­ло ТСп-14гип (ТМ-5-12з/18) пред­назна­чено для сма­зыва­ния ги­по­ид­ных пе­редач гру­зовых ав­то­моби­лей в ос­новном се­мейства ГАЗ и спе­ци­альных ма­шин в ка­чес­тве все­сезон­но­го для уме­рен­ной кли­мати­чес­кой зо­ны. Ком­плекс при­садок обес­пе­чива­ет мас­лу вы­сокие про­тиво­задир­ные, про­тиво­из­носные, ан­ти­кор­ро­зи­он­ные и ан­ти­окис­ли­тельные свойства. При­год­но для все­сезон­ной ра­боты ги­по­ид­ных, спи­рально-ко­ничес­ких, ко­ничес­ких и чер­вячных пе­редач ав­то­моби­лей в ди­апа­зоне ра­бочих тем­пе­ратур мас­ла -25…130°С.

Мас­ло ТАД-17и (ТМ-5-12з/18) — уни­вер­сальное, пред­назна­чено для сма­зыва­ния всех ти­пов пе­редач, в том чис­ле ги­по­ид­ных, лег­ко­вых ав­то­моби­лей ВАЗ, ГАЗ и дру­гой тех­ни­ки. Ра­ботос­по­соб­но при тем­пе­рату­рах от -25 до 130…140°С.

Мас­ло ра­боче-кон­серва­ци­он­ное ТМ5-9з/12(рк) со­дер­жит за­щит­ные (кон­серва­ци­он­ные) при­сад­ки. Мас­ло обес­пе­чива­ет дли­тельный пе­ри­од хра­нения тех­ни­ки и ввод ее в экс­плу­ата­цию без рас­консер­ва­ции тран­смис­сии, все­сезон­ное, ра­ботос­по­соб­но до тем­пе­рату­ры -40°С.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: