Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года определяет, что целью развития здравоохранения является "повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению РФ, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи". Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение ее эффективности. В качестве важнейшей задачи Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусматривает модернизацию системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования, в том числе:
· осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;
· введение страховых взносов на обязательное медицинское страхование по единому тарифу для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей;
· введение предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы;
· установление единых требований к определению размера взносов
субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
· создание эффективной системы выравнивания финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий;
· повышение ответственности страховых медицинских организаций при введении одноканальной модели финансирования организаций системы здравоохранения, участвующих в обязательном медицинском страховании;
|
· поэтапный переход к эффективным способам оплаты медицинской помощи на основе обоснованных тарифов в зависимости от качества ее оказания и объемов; медицинский страхование местный налог
· создание системы управления качеством медицинской помощи;
· формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации;
· обеспечение населения доступной информацией о деятельности страховщиков и медицинских организаций;
· создание условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в обязательном медицинском страховании.
Все задачи законодатели реализовали в федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Вопросы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования урегулированы главой 5 указанного закона:
· установлен порядок формирования средств ОМС;
· определен период, порядок и сроки уплаты страховых взносов;
· установлен размер страхового взноса неработающего населения;
· установлена ответственность за нарушения в сфере их уплаты;
· определен порядок расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС.
Изменилась структура управления системой ОМС - страховщиком в рамках реализации базовой программы ОМС признается Федеральный фонд ОМС, с 2012 года ему перечисляются все страховые медицинские взносы. Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере ОМС (ст. 12 Закона № 326-ФЗ). Средства ОМС формируются за счет:
|
· доходов от уплаты страховых взносов на ОМС;
· недоимок по взносам, налоговым платежам;
· начисленных пеней и штрафов;
· средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ФФОМС в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС; средств бюджетов субъектов РФ, передаваемых в бюджеты ТФОМС в соответствии с федеральным и региональным законодательством;
· доходов от размещения временно свободных средств;
· иных источников, предусмотренных российским законодательством (ст. ст. 21, 26 и 27 Закона № 326-ФЗ).
Здоровье населения - важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей. Медицинское страхование в РФ - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Сегодня одной из важнейших отраслей, по состоянию которой можно судить о благополучии государства является отрасль здравоохранения.
В процессе изучения этой темы были рассмотрены понятие, принципы, структура и финансирование обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на основе введения в действие федерального закона РФ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
|
Для создания идеальной модели страховой медицины необходимо использование «накопительного принципа» и за счет этого оказывать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу.
Теперь не работодатель, а застрахованное лицо имеет право на выбор и замену страховой медицинской организации. Он также имеет право на выбор врача. Появившаяся у пациента возможность идти с полисом ОМС как в частную, так и в муниципальную поликлинику - это реальный шаг к конкуренции в медицине.
Застрахованные лица будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории РФ.
Оплата медицинской помощи при одноканальном финансировании предполагает, что больницы получают финансовый ресурс за выполненные объемы работ по тарифам.
Однако чтобы запустить это механизм, нужно обеспечить ряд условий. Первое условие для введения одноканального финансирования: программа государственных гарантий оказания медицинской помощи населению должна быть бездефицитной. Второе условие: медицинская помощь, оказанная пациентам лечебным учреждением, должна оплачиваться по тарифам. И, наконец, третье условие - наличие нормативной базы.
Финансирование медицинских организаций из государственных источников реализовано по принципу «деньги следуют за пациентом». Это означает концентрацию 80-90% государственных средств в системе ОМС и финансирование медицинских учреждений по результатам их работы.
В условиях современной российской экономики роль местных налогов и сборов объективно возрастает, поскольку они в значительной мере формируют финансовую базу местных органов самоуправления, а величины объемов налоговых поступлений непосредственно связаны с решением основных социально-экономических проблем населения. Переход к рынку передал функции финансового обеспечения социальной защиты местным бюджетам, придал им особое значение, расширил рамки, выдвинул в разряд приоритетных решение задач обеспечения прожиточного минимума социально незащищенных групп населения, защиты от безработицы, поддержания функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Местные бюджеты во многом приняли на себя расходы по выплате ряду категорий жителей единовременных и регулярных денежных компенсаций в связи с ростом розничных цен и тарифов, по осуществлению мероприятий, регулирующих и поддерживающих занятость населения. На этом фоне очевидна актуальность теоретических исследований посвященных обоснованию теоретических подходов к формированию налоговой базы местных бюджетов и реформированию на их основе действующего налогового законодательства. При этом особенно остро стоит вопрос поиска адекватных состоянию современной российской экономики методов упорядочения и расширения налоговой структуры муниципальных образований. Все вышеизложенное и определяет актуальность нашего исследования, основной целью которого выступает анализ теоретических основ и некоторых практических моментов института местных налогов и сборов.