Uber — онлайн-сервис, позволяющий людям с помощью мобильного телефона пользоваться услугами частных перевозчиков.
Компания позиционирует себя, как простого посредника между водителями желающими заработать на перевозках пассажиров и пассажирами. Которая готова была совершить революцию в сфере пассажироперевозок. Однако, как показало время все не так безоблачно, как есть на самом деле.
С самого начала своей деятельности компания начала сталкиваться со многими проблемами, из-за своей деятельности.
Первые из них, это массовые протесты обычных перевозчиков во многих странах мира.
«Они громят машины металлическими битами. Это что, Франция? Я была бы в большей безопасности в Багдаде», — писала в аккаунте в Twitter актриса и певица Кортни Лав, машина которой попала в эпицентр забастовки парижских таксистов в июне 2015-го.
Власти Франции еще 1 января 2015 года объявили вне закона сервис Uber, но компания дала указание партнерам-водителям продолжать работать, а сама пыталась опротестовать запрет в суде. Таксисты оказались менее терпеливыми, и после трех дней беспорядков власти пошли на серьезные меры: в офис Uber пришли с обысками, главу французского Uber Тибо Симфаля и генерального менеджера компании в Европе Пьера Димитрия Гор-Коти арестовали по обвинению в «незаконном предоставлении услуг такси».
Парижские беспорядки были далеко не первыми: протесты таксистов против деятельности Uber в 2014–2015 годах развернулись пропорционально ее экспансии. Даже в США, несмотря на все свои ресурсы и многомиллиардную оценку, Uber продолжает вести непрекращающуюся борьбу с местными властями и таксистами как на улицах, так и в судах. По подсчетам Reuters, на октябрь 2015 года Uber была участницей как минимум 173 судебных процессов (для сравнения, у конкурента Lyft — только 66). И не всегда успешно — Uber запрещена в Лас-Вегасе и Портленде.
|
По последним подсчетам Uber вообще не скупится на лоббизм: она с 2013 года продавливает принятие на уровне штатов законов, закрепляющих за ней и ее конкурентами статус «компании транспортной сети» — некой новой сущности, на которую не должны распространяться правила, принятые ранее для такси. По оценке журнала Bloomberg Business Week, интересы компании только на уровне законодательных органов штатов отстаивают 250 лоббистов и 29 лоббистских фирм. Это на треть больше, чем у такого гиганта, как Walmart, отмечало издание.
Еще одна сила, на которую компания опирается при столкновении с властями, — лояльные клиенты. Когда в 2011-м Вашингтон попытался ввести закон, существенно ограничивающий возможности Uber снижать цены на поездки, она обратилась за помощью к своим пользователям. Те завалили местные власти более чем 50 тыс. электронных писем и устроили масштабную кампанию в Twitter с хештегом #UberDCLove. Или «боевой» хештег 2014 года #VegasNeedsUber, который, правда, не привел к победе. Хотя часто это срабатывает. Так, совет Сиэтла в 2014 году ограничил число машин, которые единовременно могут работать с сервисами типа Uber, до 150. Однако жители города несколько месяцев бомбардировали администрацию жалобами, и совет в итоге отменил это решение. «Мы дали голос избирателям, людям, которых никогда не слышали раньше», — с гордостью говорил Каланик в одном из интервью.
Как утверждает издание New York Times, Uber в течение нескольких лет обманывает органы власти стран, где была ограничена или запрещена работа сервиса из-за низких цен на поездки. Четверо бывших и нынешних сотрудников Uber рассказали газете, что сервис при помощи инструмента Greyball, использует данные, собранные приложением Uber и другими способами, для того чтобы выявить и обойти чиновников, выступающих против сервиса.
|
Этот инструмент является частью программы VTOS (нарушение условий сервиса), предназначенной для того, чтобы люди, которые, по мнению компании, используют ее неправильно, не могли пользоваться сервисом. Газета также отмечала, что данная программа используется с конца 2014 года для обхода властей городов США, Франции, Австралии, Китая и Южной Кореи.
Согласно информации газеты, одним из способов обойти чиновников является обозначение на карте геозоны вокруг правительственных зданий. Так, компания следит за теми, кто часто открывает и закрывает приложение Uber рядом с этими зданиями, и помечает их как возможных сотрудников правоохранительных органов.
Эти и еще многие другие проблемы связанные с ростом бизнеса Uber, сделали ее из любимицы публики и прессы превратилась в компанию с как минимум неоднозначной репутацией. На частном ужине в Нью-Йорке в конце 2014 года топ-менеджер Uber Эмиль Майкл заявил, что ей стоило бы потратить $1 млн на расследование частной жизни журналистов и блогеров, критикующих сервис. История всплыла в BuzzFeed, Uber дистанцировалась от заявления менеджера, Майкл принес извинения, но сохранил работу в компании.
Но позже как стало известно компания на протяжении времени скрытно соьирала информацию о своих пользователях. И даже в 2015 году глава Apple пригрозил основателю Uber Трэвису Каланику удалить приложение компании из App Store из-за используемой Uber программы слежки за клиентами. часть этой программы продолжала оставаться на телефоне,и собирать информацию, даже после удаления с телефона.
|
Возмущение публики вызвала ценовая политика Uber, которая повышает тарифы в зависимости от спроса и обстоятельств. Если рост цен в пятницу вечером или во время больших праздников еще можно было считать приемлемым, то кратное увеличение тарифов во время урагана «Сэнди» в США или драмы с захватом заложников в Сиднее вызвали волну критики. Люди всерьез задумались: какие цены установит Uber, если станет монополистом? Каланик и по этому поводу не думал оправдываться, заметив, что «цены устанавливает рынок».
Глава 3 Экономическая модель "uber".
Но не смотря на все проблемы капитализация Uber на сегодняшний день $69 млрд и занимает 84-87% рынке городских пассажирских перевозок, присутствуя в 292 городах мира., и при этом она стала самой убыточной компанией в истории ведения бизнеса, за всю свою историю компания потеряла уже более 5 млрд. долларов.
А причины этого, заключаются в той стратегии, которую компания выбрала для себя. Одновременно она хочет бороться, как с конкурентами так и с властями, где она ведет бизнес, и заключается она в том, что Uber хочет стать таким большим, чтобы его невозможно было запретить и на рынке не осталось ни одного конкурента в широком понятии этого слова.
Для того, чтобы сохранять темпы роста, Uber необходимо продолжать агрессивную рекрутинговую политику, а так же снижать цены на всех рынках, где ведет бизнес компания.
Uber анонсировал снижение расценок на поездки на такси UberX в Нью-Йорке на 20%. Этот шаг позволит сервису в финансовом плане стать более привлекательным для пассажиров, чем знаменитое на весь мир нью-йоркское желтое такси.
Неделей ранее было объявлено о снижении тарифов UberX в Сан-Франциско на 25%, а еще раньше — в июне, — Uber снизил цены и в Лос-Анджелесе.
Но при этом значительно снизились прибыль водителей. На недавним подсчетам текучесть кадров в компании составила более 50%, а встретить водителя Uber, который занимается этим более полугода практически невозможно.
Для этого компания начала выплачивать водителям компенсацию, за якобы раннее завышенные отчисления из прибыли.
Из этого можно сделать вывод, что на данный момент перевозку пассажиров компания осуществляет себе в убыток.
Так же компания проводит, различные мероприятия по улучшению условий для ведения своего бизнеса.
Британская строительная компания Moda Living предложила бесплатные поездки на Uber арендаторам жилья, готовым отказаться от своего места на парковке на территории дома.
Moda Living обещает своим жителям, отказавшимся от парковочного места, до 100 фунтов стерлингов в месяц на поездки на Uber.
Первыми к схеме подключат жителей 466 квартир комплекса Angel Gardens Moda, который сейчас строится в центре Манчестера, пишет The Independent. Его парковка рассчитана на 149 автомобилей.
Для Uber это первый опыт сотрудничества с британским застройщиком. В американской компании рассчитывают, что программа стимулирует местных жителей отказаться от собственных машин. По оценкам Uber, в Великобритании около 30 млн. автомобилей, и 95% времени они стоят на парковках.
"В этом году компания предложила в одном городе Великобритании
Чем больше людей бросит собственные транспортные средства, тем больше площадок, выделяемых на парковки, мы сможем использовать с дополнительной пользой. С ростом числа людей, использующих автомобили для совместных поездок и сервисы вроде UberPool, мы можем уменьшить пробки и объёмы выбросов."
— Джо Бертам, глава Uber в Великобритании
Такой политикой, компания рассчитывает разрушить традиционно сложившуюся транспортную систему. Результат: жители начнут воспринимать компанию как единственный источник перевозок. В конечном итоге с приходом беспилотного транспорта, Uber станет полным монополистом в сфере пассажиро-перевозок. Где она сможет полностью диктовать ценовую политику клиентам.
Так Uber начал использовать уже существующую ценновую политику «динамический тариф» В зависимости от востребованности автомобилей в данный момент цены могут повышаться в несколько раз — вплоть до 9,9 раз от стандартной цены. Но пользователей сервиса это всё равно не останавливает.
Во-первых, приложение сообщает пользователю об увеличении тарифа и о степени этого увеличения. Но оказалось, что пользователь охотнее пойдёт на оплату поездки при увеличении тарифа в 2,1 раз, чем в 2,0 раз.
Экономистам уже известно, что среди продавцов, размещающих свои лоты на eBay, быстрее продают товар те, кто пишет для него круглую цену — $50 вместо $49. Есть предположение, что круглое число говорит о небрежности или торопливости продавца, и такое предложение покупатель подсознательно воспринимает как более выгодное – раз продавец торопится, цена должна быть ниже рыночной.
В случае с Uber увеличение тарифа ровно в 2 раза воспринимается скорее как жадность компании, которая хочет сорвать денег. А увеличение тарифа в 2,1 раз показывает, что за расчётами стоит некий сложный алгоритм – значит, цена наверняка справедлива. По крайней мере, так рассуждает клиент.
Во-вторых, компания установила, что клиент скорее оплатит более высокий тариф, если у его смартфона почти разрядился аккумулятор (а приложение Uber как раз запрашивает доступ к информации о том, перешёл ли телефон в режим экономии энергии). Понятно, что человек с разряжающимся смартфоном не захочет оставаться без такси и оплатит поездку даже по более высокому тарифу. Правда, Кит Чен клятвенно обещает, что эта информация не влияет на формирование тарифа для клиента…
До работы в Uber Чен был экономистом-бихевиористом (так он сам себя позиционировал), и изучал психологию приматов – в частности, капуцинов. Оказалось, что и у низших приматов есть потребность избегать потерь [loss aversion]. Психологически приматы (включая людей) воспринимают потери сильнее, чем приобретения (в исследованиях утверждается, что потеря некоей ценности воспринимается в два раза сильнее, чем приобретение такой же ценности).
Получается, что многие особенности, влияющие на принятие человеком решений, заложены природой и не являются результатом воспитания. Использует ли Чен опыт работы с приматами для формирования ценовой политики Uber – остаётся только догадываться.
Так же инновации компании отражают изменение способов управления работниками, к которым прибегают компании в связи с распространением «экономики подработки», основанной на труде фрилансеров.
Водители компании — это независимые предприниматели, которые самостоятельно выбирают, сколько и когда им работать, без привязки к графику. Это позволяет Uber минимизировать затраты на трудовые ресурсы, но снижает возможность контролировать количество такси на линии.
Чтобы решить эту фундаментальную проблему, компания использует психологические стимулы и другие приемы из арсенала общественных наук, чтобы влиять на то, когда, где и как долго работают водители. Найти баланс между спросом пассажиров, предложением водителей и минимизацией расходов для компании и ее клиентов — это серьезная задача для Uber.
«Мы говорим о манипуляции, которая влияет на доходы людей. Руководители Uber используют информацию о водителях, возможность контролировать и менять интерфейс и финансовые стимуляторы, чтобы влиять на поведение водителя в той мере, в которой им это нужно», — уверен профессор права Вашингтонского университета Райан Кало, который изучает то, как компании используют данные и алгоритмы для эксплуатации психологических уязвимостей людей.
Некоторые локальные менеджеры-мужчины начали подписываться женским именем, когда обнаружили, что это увеличивает влияние на водителей.
Так же компания использует грязные трюки против своих конкурентов.
Компания Lyft рассказала прессе о грязных трюках, которые использует её более известный конкурент. С октября прошлого года она зарегистрировала 5560 фальшивых вызовов такси, когда вызывающий потом отменял заказ. По номерам телефонов Lyft выяснила, что все эти вызовы совершили 177 таксистов и сотрудников, работающих в Uber.
То есть это не просто какие-то случайные цифры, а больше похоже на целенаправленную кампанию против конкурента, которую санкционировали в руководстве Uber.
А ещё, такая тактика уменьшает количество машин конкурента в определённых районах. Например, таксист из Uber стоит в хорошем районе и видит на экране, что вокруг в радиусе километра нет других машин, если не считать этого «гада» из Lyft.
Заключение
В данной работе мы попытались раскрыть скрытую стратегию компании Uber, направленную на устранение как конкурентов
Экономическая модель sharing economy, которая сделала компанию Uber одним из наиболее успешных стартапов планеты, стала возможной благодаря не только подрывным технологическим, но также и финансовым инновациям. Хотя, в отличии от технологий, про которые компании так любят рассказывать, о деталях финансовой стороны обычно все скромно умалчивают. Неужели модель Uber настолько уникальна, что она дала компании принципиальное преимущество по сравнению с конкурентами на рынке и поэтому компания не стремится о ней рассказывать? Давайте попытаемся разобраться в чем секрет.
Как мы видим из из данной работы, Uber не обладает какими-либо эксклюзивными технологиями или преференциями на рынках. На данный момент п технологии достигли того уровня, когда они стали доступными не только мировым лидерам, таким как Uber, Airbnb, Blablacar, а также любому среднему и малому бизнесу в любой точке мира. И успех Uber заключается в правильном использовании этих технологий, их композиции в эффективную финансовую модель.
Список источников.
1. https://vc.ru/p/mental-uber
2. https://habrahabr.ru/post/233137/
3. Ассель Маркетинг: принципы и стратегия / Ассель, Генри. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 804 c.
4. Бирли Оценка 360 градусов. Стратегии, тактики и техники для воспитания лидеров / Бирли, Козуб Уильям;, Татьяна. - М.: Эксмо, 2009. - 336 c.
5. Люгер, Дж.О. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем / Дж.О. Люгер. - М.: Диалектика, 2013. - 864 c.
6. Портер Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / Портер, Майкл. - М.: Международные отношения, 2010. - 896 c.
7. Портер, Майкл Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 456 c.
8. Портер, Майкл Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / Майкл Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 454 c.
9. Рон 7 стратегий достижения богатства и счастья / Рон, Джим. - М.: АСТ, Фолио, Кладезь, 2012. - 124 c.