Деятельность следователя характеризуется высоким уровнем ответственности, а также чрезмерным уровнем эмоционального напряжения.




Понятие и принципы организации следственной деятельности.

Основное назначение следственной деятельности является расследование преступлений.

Следственная деятельность очень четко регламентирована уголовно-процессуальным законом, хотя, с другой стороны, в принятии решений следователь остается процессуально независимой фигурой. Осуществление следствия предусматривает наличие у соответствующего субъекта властных полномочий, которые гарантированы государством и осуществляется от имени государства.

Характеризуя принципы осуществления следственной деятельности, подчеркнем, что это основополагающие идеи, которые определяют основу и пути повышения эффективности и качества расследования преступлений. При этом не все принципы приобретают непосредственного закрепления в статьях законов, руководящих разъяснениях, приказах, а иногда формируются в сфере юридической практики и лишь затем получают официальное признание.

Деятельность следователя характеризуется высоким уровнем ответственности, а также чрезмерным уровнем эмоционального напряжения.

Процесс расследования, его результаты во многом зависят от психологической активности и психического состояния следователя и лиц, участвующих в расследовании. классификация психических состояний следователя:

* интеллектуальные качества следователя, логическое и интуитивное мышление и выделяя такие свойства мышления следователя, как быстроту, глубину, широту, гибкость, продуктивность, самостоятельность, критичность мышления;

* характериологические свойства следователя (характер, принципиальность, последовательность и целеустремленность, организованность, уверенность);

* психофизиологические качества следователя (эмоциональная уравновешенность, способность к сосредоточению и психическая выносливость, объем и распределение внимания). Н.И.Порубов, анализируя эмоциональную устойчивость, «душевное равновесие», пишет: «Человек, который все время нервничает, легко теряет спокойствие, не может быть хорошим следователем.»[28]

Поэтому использование психологических средств, активизирую-щих психическую деятельность, направлено на повышение уровня организации расследования.

«Под психологическими средствами организации расследования следует понимать совокупность приемов, методов активизации деятельности следователя (мыслительные процессы, волевые усилия, регуляция эмоциональных состояний) и лиц, принимающих участие в расследовании».

Психологические средства направлены на активизацию:

* процессов восприятия следователем носителей информации: обстановки, отдельных фактов, объектов (для достижения этой цели используются приемы концентрации внимания, саморегуляции, самоконтроля, чтобы снизить отрицательное воздействие внешних раздражителей);

* процессов мыслительной деятельности следователя;

* процессов взаимодействия с другими участниками, организацию их деятельности и воздействия следователя на них.

Говоря о мыслительной деятельности следователя, нужно отметить, что процесс расследования преступлений – процесс информационный. Следователь оперирует одновременно двумя потоками информации. Один поступает извне – это то, что следователь узнает о конкретной следственной ситуации. Второй поток – это знания, представления, профессиональный опыт следователя. Кроме того, «поступающей информации одновременно и слишком много и слишком мало. Много – потому что поступающая к следователю информация в большей степени разбавлена ненужными ему в данный момент сведениями. Мало – потому что, как правило, необходимая и потенциально полезная информация в большей своей части остается ему недоступной».

Процесс переработки информации следователя строится на трех видах способностей:

* способностях к логической, рациональной обработке информации;

* способностях к интуитивной, образной обработке информации;

* способностях к эвристической (преобразовательной, поисковой) обработке информации, когда логическое мышление пересекается с творческим, так как для творческого мышления имеющихся знаний недостаточно, а логическое мышление невозможно из-за отсутствия необходимых для этого данных. «Недостающие знания следователь получает благодаря творческой фантазии, воображению, самым разнообразным комбинациям, что позволяет обнаружить связи и зависимости между известным и еще неизвестным, заполнить пробелы в исходных данных».[31]

Для этого возможно применение целого ряда психологических средств организации расследования:[32]

* при восприятии объектов (предметов, следов, процессов) постановка широкого круга вопросов для установления всех свойств, параметров объекта, следов взаимодействия и связи с другими объектами;

* формально-логические приемы построения систем умозаключений для сопоставления, оценки собранной информации, постановки новых вопросов на сбор дополнительной информации;

* мысленное экспериментирование (мысленное восстановление процесса появления следов, образное мышление);

* мысленное моделирование. Мысленное моделирование всегда опирается на знания криминалистики о структуре данного вида преступлений, механизме преступлений, механизме образования следов и позволяет на основании изучения наблюдаемых объектов создать единую картину произошедшего события.

* концентрация мыслительной деятельности, нахождение новой информации, направленной на преодоление противодействия следствию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: