1. Тема диссертационного исследования – «Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания сотрудников УИС»
2. Актуальность темы - большой вероятностью возникновения у сотрудников уголовно-исполнительной системы разных форм профессиональной деформации, в том числе «эмоционального выгорания», под влиянием сложных условий профессиональной деятельности; недостаточной изученностью проблемы «выгорания» у представителей социальных профессий, и особенно, у пенитенциарных служащих; отсутствием надежных, апробированных методик профилактики и коррекции явления «эмоционального выгорания» у работников УИС.
3. Разработанность темы - понятие «эмоционального выгорания» впервые появилось в зарубежной психологии в конце 20-го века (H.G.Freudenberg, 1974; С. Maslach, 1982; B.Pelman, Е. Hartman, 1982; Н. Kuunarpuu, 1984; К. Kondo, 1991 и др.).В отечественной психологии есть немало исследований, посвященных феномену «выгорания» в среде педагогов (А.А. Реан, 1994; Л.М. Митина, 1994; Т.И. Ронгинская, 2002; О.А. Баронина, 2003 и др.), у медицинских работников (Г.С.Абрамова, Ю.А. Юдчиц, 1998; Н.В. Козина, 1998 и др.), социальных работников (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова 1997 и др.); управленцев (Н.Е.Водопьянова, А.Б.Серебрякова, 1997 и др.), у торгового персонала, менеджеров (А.Р. Фонарев, 1995; Н.Е. Водопьянова, 1997 и др.), у психологов (Е.Г. Лешукова, 1995; А.Н. Моховиков, 2001 и др.). Что касается «выгорания» у сотрудников УИС, то специальных исследований, посвященных данной проблеме, не обнаружено.
4. Проблема исследования –эмоциональное выгорание сотрудников УИС
5. Цель - изучение особенностей коррекции «эмоционального выгорания» и разработка психолого-педагогических рекомендаций по его предупреждению у сотрудников УИС
|
6. Задачи:
· Изучить понятие «эмоциональное выгорание» в психолого-педагогической литературе
· Выявить особенности коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС
· Теоретически обосновать модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС
· Обосновать этапы, методы, методики исследования
· Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента
· Разработать программу психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС
· Оценить результаты формирующего этапа исследования
· Составить психолого-педагогические рекомендации по коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС
7. Объект исследования - эмоциональное выгорание у сотрудников УИС.
8. Предмет исследования - психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания сотрудников УИС
9. Гипотеза исследования - при проведении программы психолого-педагогической коррекции изменятся показатели эмоционального выгорания у сотрудников УИС
10. Теоретическая и методологическая база исследования - принцип единства личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); комплексный подход в акмеологии (Б.Г.Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.); системный подход (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов и др.); принцип развития (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);акмеологические концепции (Н.А. Кузьмина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, Н.А. Коваль и др.); идеи саморазвития и самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); представление о психологической сущности профессионализма (Е.А. Климов, К.К. Платонов, А.К. Маркова, Г.Г. Голубева, В.Д. Шадриков и др.);гуманистические идеи отечественной и зарубежной психологии (А. Маслоу, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский и др.); психологические концепции «эмоционального выгорания» (H.G.Freudenberg, С. Maslach, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др.).
|
11. Методы исследования:
· теоретические (изучить проблему в психолого–педагогической литературе, выяснить основные понятия, теории, проанализировать и обобщить).
· эмпирические (констатирующий эксперимент, тестирование по методикам:
· математико-статистический метод: коэффициент ранговой корреляции Т–Вилкоксана;
12. Научная и теоретическая новизна исследования - разработана модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС;составлена и реализована психолого-педагогическая программа по коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС
13. Практическая значимость - результаты проведенного исследования позволяют администрации и психологам, работающим в пенитенциарной системе, глубже понять причины профессиональных трудностей сотрудников УИС, способствующие развитию у них явления «эмоционального выгорания», и принять соответствующие меры по его предупреждению и устранению. Разработаны и апробированы рекомендации по психологической коррекции «эмоционального выгорания» для пенитенциарных служащих. Результаты диссертационной работы помогут социальным психологам и психологам-консультантам в организации психолого-просветительской работы среди представителей других социальных профессий, например, сотрудников правоохранительных органов, службы спасения, педагогов, обслуживающего персонала, социальных работников, медиков и т.п. Они также дают практическим психологам необходимый материал для проведения профилактической и консультативной работы по предупреждению и коррекции «эмоционального выгорания» у представителей этих профессий.
|
Эмпирическая часть
1. Замысел (логика) опытно-экспериментального исследования:
несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональных деформаций у сотрудников УИС (B.C.Медведев, Б.Д. Новиков, В.В. Лебедев, С.П. Безносов, С.Е. Борисова, Е.Г.Лунина, И.М. Долматова,), исследований эмоционального выгорания явно недостаточно, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции. Поэтому, актуальным представляется организация и проведение специального научного исследования, направленного на изучение «выгорания» у пенитенциарных служащих, а также мер по предупреждению и устранению этого феномена.
2. Модель изучаемого процесса или явления
Цель: Коррекция эмоционального выгорания сотрудников УИС.
|
Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявить уровень эмоционального выгорания сотрудников УИС. Цель – провести диагностику с помощью методик: «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко; «Опросник на «выгорание» MBI С. Maslach&S.E.Jackson», адаптированный Н.Е. Водопьяновой.
Формирующий блок разрабатывается на основе результатов первичной психологической диагностики. Создание и реализация программы психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
Цели:
5. создание условий способствующих коррекции эмоционального выгорания;
6. передача психологических знаний о эмоциональном выгорании, его причинах и способах преодоления;
7. развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
8. формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.
Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий. Цель: проведение повторной диагностики по методикам, анализ и обработка результатов с помощью Т-Критерий Вилкоксона.
3. Программа опытно-экспериментального работы (формирующего эксперимента)
3.1. Пояснительная записка (актуальность направления работы, цели и задачи программы, теоретическое обоснование, принципы, формы и методы работы, способы и методы проверки эффективности программы (методы математической обработки данных), структура программы).
Актуальность программы определяется тем, что конвойная служба относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции. Конвой относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Профессиональная деятельность сотрудников УИС вызывает эмоциональное напряжение, которое проявляется в снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности. Низкий уровень психической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть сотрудников (в соотношение с другими профессиями) страдает болезнями стресса — многочисленными соматическими и нервно психическими болезнями.
Цель программы:
· создание условий способствующих профилактике СЭВ;
· передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
· развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
· формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.
Задачи программы:
· развитие информационно-теоретической компетентности;
· обучить сотрудников УИС психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;
· развить у сотрудников УИС мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности;
· способствовать сохранению в коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, агрессивности;
· развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в конвойной службе.
Принципы работы:
· «Здесь и теперь».
· Искренность и открытость.
· Принцип «Я».
· Активность.
· Конфиденциальность.
Используемые методы и методики.
· Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
· Опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Водопьяновой Н. Е.).
· Метод наблюдения.
Структура занятий
В плане каждого занятия обеих программ предусмотрены такие части:
Вводная часть, которая включает в себя постановку проблемы и разминочные упражнения.
Основную часть, которая занимает большую часть времени.
Заключительная часть.
3.2. Организационные условия (материально-техническое оснащение, сроки и продолжительность реализации программы, требования к участникам и ведущему программы).
Материально-техническое оснащение:
· просторное помещение
· столы и стулья из расчета на группу.
· магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи, компьютер, проектор.
· бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые.
· участники программы: сотрудники УИС.
Сроки реализации программы: общая продолжительность программы составляет 10 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40-50 минут. Наполняемость группы составляет 12 – 15 человек.
Программа проводится в течение десяти занятий с группой наполняемостью 10 – 15 человек в довольно просторном помещении (лучше – в специально предназначенном, например, тренинговом зале).
Условия проведения: занятия проводятся на базе Управления по конвоированию в групповой форме, в отдельном кабинете; занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.
3.3. Содержание программы (учебно-тематическое планирование, конспекты занятий (№ цель, инструментарий, ход занятия).
1 занятие. Цель:
· познакомить сотрудников УИС с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
· формировать в м коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья;
· развивать систему профилактики эмоционального выгорания;
· формировать у сотрудников мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга.
Наглядный и раздаточный материал: презентация, бланки для работы, цветные карандаши, фломастеры, листы цветной бумаги, распечатки методики В.В. Бойко.
1. Приветствие присутствующих.
Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Упражнение: Мозговой штурм
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть
Упражнение «8 ассоциаций»
Профилактика профессионального выгорания?
4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.
50 минут
2 занятие.Цель: Знакомство с понятием «самооценки», «уровня притязаний» и их влиянием на успешность профессиональной деятельности.
Самодиагностика уровня самооценки и уровня притязаний. Выработка навыков повышения уровня самооценки. Осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.
1. Введение в занятие.
2. Лекция на тему.
3. Практическая часть:
Упражнение «Кто я?»
Упражнение «Личный герб и девиз».
Упражнение «Напиши обо мне»
4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.
40 минут
3 занятие.Цель: Знакомство с понятием «общение», структура общения, вербальное и невербальное общение. Осознание своих коммуникативных особенностей. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности
1. Введение в тему занятия.
2. Мини-лекция на тему.
3. Практическая часть:
Упражнение «Молчанка»
Упражнение «Слепое слушание»
4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.
40 минут
4 занятие. Цель: Знакомство с понятием «общение», структура общения, вербальное и невербальное общение. Осознание своих коммуникативных особенностей. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности.
Тренинг «Конструктивное поведение в конфликтах»
Информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, механизмам возникновения и конструктивных/ неконстуктивных стратегиях поведения в конфликте. Осознание своего поведения в конфликте. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.
1. Введение в занятие.
2. Мозговой штурм на тему «Конфликт — это...».
3. Мини-лекция на тему: «Конфликты».
3. Практическая часть:
Упражнение «Письмо».
Упражнение «Сказка о тройке».
Упражнение «Невидимая связь»
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.
50 минут
5 занятие. Цель: Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей, в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов.
Тренинг «Целеполагание»
Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей, в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов.
1. Введение в занятие.
2. Мини-лекция на тему: «Целеполагание как метод профилактики СЭВ».
3. Практическая часть.
Упражнение «Анкета»
Упражнение «Карта моей жизни»
Упражнение «Шесть шагов к достижению цели»
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.
50 минут
6 занятие. Цель: осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.
Психологическая гостиная
«Призвание –конвоир»
Осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.
1. Введение в занятие. Знакомство с темой.
Упражнение «Грецкий орех»
Упражнение «Три цвета личности»
2. Основная часть.
Тест геометрических фигур
Упражнение «Моя копилка»
Упражнение «Или – или»
3. Рефлексия. Упражнения «Круг света».
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.
50 минут
7 занятие. Цель: информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени. Анализ использования рабочего времени, его планирование. Выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.
Тренинг «Тайм-менеджмент»
Информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени. Анализ использования рабочего времени, его планирование. Выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.
1. Введение в занятие.
2. Мини-лекция на тему: «Тайм-менеджмент».
3. Практическая часть.
Упражнение «Поглотители и ловушки времени».
Упражнение «Смятая бумага»
Упражнение «Матрица управления временем»
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.
50 минут
8 занятие. Цель: помочь участнику тренинга в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека.
Тренинговое занятие «Просто поверь в себя»
помочь участнику тренинга в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека
1. Введение:
Упражнение «Приветствие»
Опрос самочувствия. Процедура «Эмоциональная диагностика».
Разминка. Упражнение «Я сильный – Я слабый»
2. Основная часть.
Упражнение «Рисунок Я».
Упражнение «Дополнительное рисование».
Упражнение «Я – звезда».
3. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.
Опрос самочувствия. Упражнение «Пожелания по кругу».
Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты по кругу».
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.
50 минут
9 занятие. Цель семинара: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья у сотрудников УИС.
Семинар-тренинг «Навстречу здоровью»
создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья
1. Введение
2. Разминка
Упражнение «Картинка»
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
Упражнение «Откровенно говоря»
Упражнение «Калоши счастья»
Упражнение «Плюс-минус»
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.
50 минут
10 занятие. Цель: обучать сотрудников способам регуляции психоэмоционального состояния; формировать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья; развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания;
Тренинг «Люби себя»
1. Введение
2. Мини-лекция о профессиональном выгорании.
3. Практическая часть.
Упражнение «Лимон»
Упражнение «Моечная машина»
Повторное тестирование по методикам.
4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.
Притча о колодце
50 минут
Список литературы:
1. Вараева, Н. В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» [Электронный ресурс] – М.: ФЛИКТА, 2013 г. – 53 с. – Режим доступа: https://modernlib.ru/books/__araeva/rogramma_profilaktiki
2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова — СПб.: Питер, 2009 г. – 440 с.
3. Глазырина, Л. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» [Электронный ресурс] – 2012 г. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-sindroma-yemocionalnogo-vygoranija-trening-dlja-pedagogov-lyubi-sebja.html