Теоретико-методологическая часть




1. Тема диссертационного исследования – «Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания сотрудников УИС»

2. Актуальность темы - большой вероятностью возникновения у сотрудников уголовно-исполнительной системы разных форм профессиональной деформации, в том числе «эмоционального выгорания», под влиянием сложных условий профессиональной деятельности; недостаточной изученностью проблемы «выгорания» у представителей социальных профессий, и особенно, у пенитенциарных служащих; отсутствием надежных, апробированных методик профилактики и коррекции явления «эмоционального выгорания» у работников УИС.

3. Разработанность темы - понятие «эмоционального выгорания» впервые появилось в зарубежной психологии в конце 20-го века (H.G.Freudenberg, 1974; С. Maslach, 1982; B.Pelman, Е. Hartman, 1982; Н. Kuunarpuu, 1984; К. Kondo, 1991 и др.).В отечественной психологии есть немало исследований, посвященных феномену «выгорания» в среде педагогов (А.А. Реан, 1994; Л.М. Митина, 1994; Т.И. Ронгинская, 2002; О.А. Баронина, 2003 и др.), у медицинских работников (Г.С.Абрамова, Ю.А. Юдчиц, 1998; Н.В. Козина, 1998 и др.), социальных работников (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова 1997 и др.); управленцев (Н.Е.Водопьянова, А.Б.Серебрякова, 1997 и др.), у торгового персонала, менеджеров (А.Р. Фонарев, 1995; Н.Е. Водопьянова, 1997 и др.), у психологов (Е.Г. Лешукова, 1995; А.Н. Моховиков, 2001 и др.). Что касается «выгорания» у сотрудников УИС, то специальных исследований, посвященных данной проблеме, не обнаружено.

4. Проблема исследования –эмоциональное выгорание сотрудников УИС

5. Цель - изучение особенностей коррекции «эмоционального выгорания» и разработка психолого-педагогических рекомендаций по его предупреждению у сотрудников УИС

6. Задачи:

· Изучить понятие «эмоциональное выгорание» в психолого-педагогической литературе

· Выявить особенности коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС

· Теоретически обосновать модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС

· Обосновать этапы, методы, методики исследования

· Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента

· Разработать программу психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС

· Оценить результаты формирующего этапа исследования

· Составить психолого-педагогические рекомендации по коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС

7. Объект исследования - эмоциональное выгорание у сотрудников УИС.

8. Предмет исследования - психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания сотрудников УИС

9. Гипотеза исследования - при проведении программы психолого-педагогической коррекции изменятся показатели эмоционального выгорания у сотрудников УИС

10. Теоретическая и методологическая база исследования - принцип единства личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); комплексный подход в акмеологии (Б.Г.Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.); системный подход (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов и др.); принцип развития (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);акмеологические концепции (Н.А. Кузьмина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, Н.А. Коваль и др.); идеи саморазвития и самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); представление о психологической сущности профессионализма (Е.А. Климов, К.К. Платонов, А.К. Маркова, Г.Г. Голубева, В.Д. Шадриков и др.);гуманистические идеи отечественной и зарубежной психологии (А. Маслоу, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский и др.); психологические концепции «эмоционального выгорания» (H.G.Freudenberg, С. Maslach, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др.).

11. Методы исследования:

· теоретические (изучить проблему в психолого–педагогической литературе, выяснить основные понятия, теории, проанализировать и обобщить).

· эмпирические (констатирующий эксперимент, тестирование по методикам:

· математико-статистический метод: коэффициент ранговой корреляции Т–Вилкоксана;

12. Научная и теоретическая новизна исследования - разработана модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС;составлена и реализована психолого-педагогическая программа по коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС

13. Практическая значимость - результаты проведенного исследования позволяют администрации и психологам, работающим в пенитенциарной системе, глубже понять причины профессиональных трудностей сотрудников УИС, способствующие развитию у них явления «эмоционального выгорания», и принять соответствующие меры по его предупреждению и устранению. Разработаны и апробированы рекомендации по психологической коррекции «эмоционального выгорания» для пенитенциарных служащих. Результаты диссертационной работы помогут социальным психологам и психологам-консультантам в организации психолого-просветительской работы среди представителей других социальных профессий, например, сотрудников правоохранительных органов, службы спасения, педагогов, обслуживающего персонала, социальных работников, медиков и т.п. Они также дают практическим психологам необходимый материал для проведения профилактической и консультативной работы по предупреждению и коррекции «эмоционального выгорания» у представителей этих профессий.

 

Эмпирическая часть

1. Замысел (логика) опытно-экспериментального исследования:

несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональных деформаций у сотрудников УИС (B.C.Медведев, Б.Д. Новиков, В.В. Лебедев, С.П. Безносов, С.Е. Борисова, Е.Г.Лунина, И.М. Долматова,), исследований эмоционального выгорания явно недостаточно, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции. Поэтому, актуальным представляется организация и проведение специального научного исследования, направленного на изучение «выгорания» у пенитенциарных служащих, а также мер по предупреждению и устранению этого феномена.

 

2. Модель изучаемого процесса или явления

 

 

Цель: Коррекция эмоционального выгорания сотрудников УИС.

               
   
 
 
   
 
 
 
 
   
Результат: улучшение показателей эмоционального выгорания

 


Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявить уровень эмоционального выгорания сотрудников УИС. Цель – провести диагностику с помощью методик: «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко; «Опросник на «выгорание» MBI С. Maslach&S.E.Jackson», адаптированный Н.Е. Водопьяновой.

Формирующий блок разрабатывается на основе результатов первичной психологической диагностики. Создание и реализация программы психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.

Цели:

5. создание условий способствующих коррекции эмоционального выгорания;

6. передача психологических знаний о эмоциональном выгорании, его причинах и способах преодоления;

7. развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;

8. формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий. Цель: проведение повторной диагностики по методикам, анализ и обработка результатов с помощью Т-Критерий Вилкоксона.

3. Программа опытно-экспериментального работы (формирующего эксперимента)

3.1. Пояснительная записка (актуальность направления работы, цели и задачи программы, теоретическое обоснование, принципы, формы и методы работы, способы и методы проверки эффективности программы (методы математической обработки данных), структура программы).

Актуальность программы определяется тем, что конвойная служба относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции. Конвой относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Профессиональная деятельность сотрудников УИС вызывает эмоциональное напряжение, которое проявляется в снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности. Низкий уровень психической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть сотрудников (в соотношение с другими профессиями) страдает болезнями стресса — многочисленными соматическими и нервно психическими болезнями.

Цель программы:

· создание условий способствующих профилактике СЭВ;

· передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

· развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;

· формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Задачи программы:

· развитие информационно-теоретической компетентности;

· обучить сотрудников УИС психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;

· развить у сотрудников УИС мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности;

· способствовать сохранению в коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, агрессивности;

· развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в конвойной службе.

Принципы работы:

· «Здесь и теперь».

· Искренность и открытость.

· Принцип «Я».

· Активность.

· Конфиденциальность.

Используемые методы и методики.

· Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

· Опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Водопьяновой Н. Е.).

· Метод наблюдения.

Структура занятий

В плане каждого занятия обеих программ предусмотрены такие части:

Вводная часть, которая включает в себя постановку проблемы и разминочные упражнения.

Основную часть, которая занимает большую часть времени.

Заключительная часть.

3.2. Организационные условия (материально-техническое оснащение, сроки и продолжительность реализации программы, требования к участникам и ведущему программы).

Материально-техническое оснащение:

· просторное помещение

· столы и стулья из расчета на группу.

· магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи, компьютер, проектор.

· бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые.

· участники программы: сотрудники УИС.

Сроки реализации программы: общая продолжительность программы составляет 10 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40-50 минут. Наполняемость группы составляет 12 – 15 человек.

Программа проводится в течение десяти занятий с группой наполняемостью 10 – 15 человек в довольно просторном помещении (лучше – в специально предназначенном, например, тренинговом зале).

Условия проведения: занятия проводятся на базе Управления по конвоированию в групповой форме, в отдельном кабинете; занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.

3.3. Содержание программы (учебно-тематическое планирование, конспекты занятий (№ цель, инструментарий, ход занятия).

1 занятие. Цель:

· познакомить сотрудников УИС с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;

· формировать в м коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья;

· развивать систему профилактики эмоционального выгорания;

· формировать у сотрудников мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга.

Наглядный и раздаточный материал: презентация, бланки для работы, цветные карандаши, фломастеры, листы цветной бумаги, распечатки методики В.В. Бойко.

1. Приветствие присутствующих.

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Упражнение: Мозговой штурм

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть

Упражнение «8 ассоциаций»

Профилактика профессионального выгорания?

4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.

50 минут

2 занятие.Цель: Знакомство с понятием «самооценки», «уровня притязаний» и их влиянием на успешность профессиональной деятельности.

Самодиагностика уровня самооценки и уровня притязаний. Выработка навыков повышения уровня самооценки. Осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.

1. Введение в занятие.

2. Лекция на тему.

3. Практическая часть:

Упражнение «Кто я?»

Упражнение «Личный герб и девиз».

Упражнение «Напиши обо мне»

4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.

40 минут

 

3 занятие.Цель: Знакомство с понятием «общение», структура общения, вербальное и невербальное общение. Осознание своих коммуникативных особенностей. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности

1. Введение в тему занятия.

2. Мини-лекция на тему.

3. Практическая часть:

Упражнение «Молчанка»

Упражнение «Слепое слушание»

4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.

40 минут

4 занятие. Цель: Знакомство с понятием «общение», структура общения, вербальное и невербальное общение. Осознание своих коммуникативных особенностей. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности.

Тренинг «Конструктивное поведение в конфликтах»

Информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, механизмам возникновения и конструктивных/ неконстуктивных стратегиях поведения в конфликте. Осознание своего поведения в конфликте. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.

1. Введение в занятие.

2. Мозговой штурм на тему «Конфликт — это...».

3. Мини-лекция на тему: «Конфликты».

3. Практическая часть:

Упражнение «Письмо».

Упражнение «Сказка о тройке».

Упражнение «Невидимая связь»

4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

50 минут

5 занятие. Цель: Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей, в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов.

Тренинг «Целеполагание»

Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей, в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов.

1. Введение в занятие.

2. Мини-лекция на тему: «Целеполагание как метод профилактики СЭВ».

3. Практическая часть.

Упражнение «Анкета»

Упражнение «Карта моей жизни»

Упражнение «Шесть шагов к достижению цели»

4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

50 минут

6 занятие. Цель: осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.

Психологическая гостиная

«Призвание –конвоир»

Осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.

1. Введение в занятие. Знакомство с темой.

Упражнение «Грецкий орех»

Упражнение «Три цвета личности»

2. Основная часть.

Тест геометрических фигур

Упражнение «Моя копилка»

Упражнение «Или – или»

3. Рефлексия. Упражнения «Круг света».

4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

50 минут

7 занятие. Цель: информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени. Анализ использования рабочего времени, его планирование. Выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.

Тренинг «Тайм-менеджмент»

Информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени. Анализ использования рабочего времени, его планирование. Выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.

1. Введение в занятие.

2. Мини-лекция на тему: «Тайм-менеджмент».

3. Практическая часть.

Упражнение «Поглотители и ловушки времени».

Упражнение «Смятая бумага»

Упражнение «Матрица управления временем»

4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

50 минут

8 занятие. Цель: помочь участнику тренинга в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека.

Тренинговое занятие «Просто поверь в себя»

помочь участнику тренинга в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека

1. Введение:

Упражнение «Приветствие»

Опрос самочувствия. Процедура «Эмоциональная диагностика».

Разминка. Упражнение «Я сильный – Я слабый»

2. Основная часть.

Упражнение «Рисунок Я».

Упражнение «Дополнительное рисование».

Упражнение «Я – звезда».

3. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

Опрос самочувствия. Упражнение «Пожелания по кругу».

Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты по кругу».

4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

50 минут

9 занятие. Цель семинара: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья у сотрудников УИС.

Семинар-тренинг «Навстречу здоровью»

создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья

1. Введение

2. Разминка

Упражнение «Картинка»

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

Упражнение «Откровенно говоря»

Упражнение «Калоши счастья»

Упражнение «Плюс-минус»

4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

50 минут

10 занятие. Цель: обучать сотрудников способам регуляции психоэмоционального состояния; формировать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья; развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания;

Тренинг «Люби себя»

1. Введение

2. Мини-лекция о профессиональном выгорании.

3. Практическая часть.

Упражнение «Лимон»

Упражнение «Моечная машина»

Повторное тестирование по методикам.

4. Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

Притча о колодце

50 минут

 

Список литературы:

1. Вараева, Н. В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» [Электронный ресурс] – М.: ФЛИКТА, 2013 г. – 53 с. – Режим доступа: https://modernlib.ru/books/__araeva/rogramma_profilaktiki

 

2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова — СПб.: Питер, 2009 г. – 440 с.

 

3. Глазырина, Л. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» [Электронный ресурс] – 2012 г. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-sindroma-yemocionalnogo-vygoranija-trening-dlja-pedagogov-lyubi-sebja.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: