магистрант 2 курса факультета психологии, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск, психолог Ок и РЛС «ФКУ УК ГУФСИН России по Челябинской области».
magasumova_l@mail.ru
Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания сотрудников УИС
Аннотация: в статье рассматривается феномен эмоционального выгорания, представлена дерево целей и модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, дерево целей, познавательная модель, прагматическая модель, инструментальная модель
Раздел (02) психология
В условиях развития социального и правового государства большая ответственность ложиться на такой социально-правовой институт, как уголовно-исполнительная система.
Решение сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) важных общегосударственных задач: сопровождения задержанных и заключенных под стражу лиц к месту назначения в установленном порядке, обеспечивать своевременное доставление конвоируемых лиц, их надежную охрану в пути следования, предупреждать и пресекать попытки конвоируемых к побегу, членовредительству, нападение на конвой значительно усложняются в связи с продолжающимся процессом формирования правового государства, нестабильностью социально-экономического состояния общества, что в свою очередь, создает условия постоянной повышенной психоэмоциональной напряженности в деятельности, необходимости адекватного реагирования в условиях дефицита времени, провоцирует возникновение разочарования в профессии, проявлении профессиональной деформации, невротических реакций, разного вида соматических заболеваний и т. п.
|
Кроме того, в последнее время всё чаще у сотрудников проявляются характерные признаки эмоционального выгорания: чувство усталости, эмоциональное перенасыщение контактами с коллегами по работе и субъектами профессиональной деятельности, циничность, раздражительность, эмоциональная отстраненность, пренебрежительное отношения к своей работе, снижение мотивации к деятельности, обезличивании, соматические нарушения и. т.п. Под эмоциональным выгоранием понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью[1]. Поэтому в настоящее время существует необходимость рассмотрения здоровья личного состава, в том числе психического, как одной из важнейших составляющих служебной деятельности и есть приоритетным направлением в УИС.
Несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональных деформаций у сотрудников УИС (B.C.Медведев, Б.Д. Новиков, В.В. Лебедев, С.П. Безносов, С.Е. Борисова, Е.Г.Лунина, И.М. Долматова,), исследований эмоционального выгорания явно недостаточно, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции. Поэтому, актуальным представляется организация и проведение специального научного исследования, направленного на изучение «выгорания» у пенитенциарных служащих, а также мер по предупреждению и устранению этого феномена.
Теоретической основой изучения эмоционального выгорания сотрудников УИС являются исследование общих закономерностей профессионального развития и измерения личности, отдельных ее свойств и психических состояний в ходе деятельности, факторов, составляющих индивидуальные различия в моторной, когнитивной и эмоциональных сферах, которые влекут за собой различия поведения.
|
Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Дерево целей – это структурированный иерархический перечень целей организации, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня.
Дерево целей– это графическое изображение связи между целями и средствами их достижения, построенное по принципу дедуктивной логики и с применением эвристических процедур [15].
Дерево целей позволяет представить полную картину взаимосвязей будущих событий вплоть до получения перечня конкретных задач, и получить информацию об их относительной важности. Оно обеспечивает работу по доведению целей до непосредственных исполнителей путем построения соответствия между организационной структурой управления и структурой целей.
На основании выше сказанного, графически представим «дерево целей»:
Генеральная цель |
| |||||
| |||||
|
|
Рисунок 1– Дерево целей психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС
|
Генеральная цель: теоретическое обоснование и реализация программы психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС
1. Теоретически обосновать проблему изучения эмоционального выгорания сотрудников УИС.
1.1. Раскрыть понятие «эмоциональное выгорание» в психолого–педагогической литературе.
1.2. Особенности коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
2. Организация и проведение исследования психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
2.1. Этапы, методы и методики исследования.
2.2. Характеристика выборки и результатов констатирующего эксперимента.
3. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
3.1 Организация программы психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента
3.3 Психолого–педагогические рекомендации по коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
На основе целеполагания разработаем модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
Теоретическое обоснование психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС можно представить в виде психолого-педагогической модели, что поможет отобразить четко и понятливо суть и сложность данной темы.
Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Под «моделью» понимается такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект–оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте–оригинале
Любая модель строится и исследуется при определенных допущениях, гипотезах. Модель – результат отображения одной структуры на другую. В качестве модели может рассматриваться и програмно–проектная документация. А одна из главных задач использования модели – это оценка качества и результатов деятельности моделируемой системы до запуска функционирования системы в реальных условиях.
В науке понятие «модель» зачастую вкладывается не однозначный смысл, и поэтому создать единую общепринятую классификацию видов моделей представляется весьма затруднительным.
Классификацию моделей можно проводить по различным основаниям (общим для данного класса моделей существенным признакам). В качестве существенных или классификационных признаков могут служить: цели моделирования, средства моделирования, объекты моделирования, уровни (глубина) моделирования, масштабы моделирования и др.
И.Б.Новик классифицировал модели по их назначению бывают познавательными, прагматическими и инструментальными.
Познавательная модель – форма организации и представления знаний, средство соединения новых и старых знаний. Познавательная модель, как правило, подгоняется под реальность и является теоретической моделью.
Прагматическая модель – средство организации практических действий, рабочего представления целей системы для ее управления. Реальность подгоняется под некоторую прагматическую модель. Это, как правило, прикладная модель.
Инструментальная модель – средство построения, исследования и/или использования прагматических и/или познавательных моделей.
Познавательные модели отражают существующие, а прагматические – хоть и не существующие, но желаемые и, возможно, исполнимые отношения и связи [42, с. 24].
Модель – искусственно созданное явление (предмет, процесс, ситуация), аналогичное естественному явлению, научное изучение которого затруднено или невозможно [42, с. 36].
Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Понятие моделирование означает исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Для осуществления психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС необходимо создание и реализация определенной модели: общей, типовой, индивидуальной.
Цель программы: изучить и представить в виде модели психолого-педагогическую коррекцию эмоционального выгорания сотрудников УИС.
Задачи:
1. Изучить эмоциональное выгорание сотрудников УИС в психолого-педагогической литературе;
2. Выделить элементы модели, дать им характеристику;
3. Выявить функции каждого элемента модели;
4. Выяснить внутреннюю организации
Е.К. Любова считает принятым, что моделирование – это метод исследования объектов познания на их моделях. Модель в переводе с французского означает - мера, образец, норма; в логике и методологии науки – аналог, схема, структура, знаковая система определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образований.
Само понятие «модель», отмечает профессор В.И. Долгова, приобрело общенаучный характер и обозначает в широком смысле «мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая отображает или воспроизводит объект исследования (природный или социальный) и способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [14, с.33]. Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале, конструировании оригинала, преобразования или управления им. Первоначально моделирование в научных изысканиях строилось на описании категорий «процесс» и «структура», исследователи стремились к тому, чтобы конструируемая ими модель максимально была приближена к реальности. Этот подход был особенно распространен в XVII – XVIII веках для описания простых механических объектов. [30, с.65].
С учетом выше изложенного рассмотрим модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
Цель: Коррекция эмоционального выгорания сотрудников УИС.
|
Рисунок 2– Модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявить уровень эмоционального выгорания сотрудников УИС. Цель – провести диагностику с помощью методик: «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко; «Опросник на «выгорание» MBI С. Maslach&S.E.Jackson», адаптированный Н.Е. Водопьяновой;Определение психического выгорания А. А. Рукавишников.
Формирующий блок разрабатывается на основе результатов первичной психологической диагностики. Создание и реализация программы психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания сотрудников УИС.
Цели:
1. создание условий способствующих коррекции эмоционального выгорания;
2. передача психологических знаний о эмоциональном выгорании, его причинах и способах преодоления;
3. развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
4. формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.
Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий. Цель: проведение повторной диагностики по методикам, анализ и обработка результатов с помощью Т-Критерий Вилкоксона.
Вывод:разработка мероприятий психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания является важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала уголовно-исполнительной системы. Риск «выгорания» может быть уменьшен путем инновационных превращений внутренней среды организации, обучения сотрудников ведения здорового образа жизни, навыкам эффективного делового общения и копингу, стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, повышению стрессоустойчивости, особенно следует заметить техники релаксации и когнитивного переструктурирования для снижения уровня психологического стресса. Беспокойство о каждом сотруднике, о его здоровье может не только приостановить процесс «выгорания», но и превратить его на производительное «горение без затухания».
Ссылки на источники:
1. Ленгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / Ленгле А. // Вопросы психологи. — 2008. — № 2 ст.3–16
2. Слюсар И. М. Разработка общих основ психогигиены профессиональной деятельности сотрудников ОВД в контексте психопрофилактической работы в ОВД Украины / Социально-психологическое обеспечение правоохранительной деятельности: теоретические и прикладные аспекты: материалы II научно-практической. конф. (Харьков, 19 февр. 2010 г.) / МВД Украины, Харьк. нац. ун-т внутр. дел, Учебно-науч. ин-т психологии, менеджмента, социальных и информационных технологий, Каф.прикладной психологии. — Х.: ХНУВД, 2010. — 332 с.
3. Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: Формирование, профилактика, коррекция. — К. — Сфера, 2004. — 272с.
4. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер. 2006. — 607с.
5. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — 3-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64с.
6. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336с.
Gumerova Lydia Raslina,
the student of the 1st year of the faculty of psychology, Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Chelyabinsk state pedagogical University, Chelyabinsk, psychologist OK and RLS PKU criminal code of the penitentiary service of Russia in the Chelyabinsk region".
magasumova_l@mail.ru