Раздел 2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ.




Ильина Т.А.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

По выполнению курсовых работ по дисциплине «Аудит»

Для студентов специальности 38.03.01.03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

 

 

Ижевск

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам.Директора ИЭиУ

по учебно-методической работе

_______________О.А.Воробьева

«___»_______________2018г.

 

Составитель:

к.э.н., доцент кафедры "Финансы и учет" Т.А.Ильина

 

 

Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры финансов и учета

 

Протокол № 14 от «25» января 2018 г.

 

Заведующий кафедрой С.Ф.Федулова

 

© Ильина Т.А.,2018г.

© ИЭиУ ГОУВПО «УдГУ»,2018г.

Содержание

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  
Раздел 2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ  
Раздел 3. ОБЪЕМ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
Раздел 4. ОФОРМЛЕНИЕ И ТЕКСТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
Приложения 1  
Приложения 2  
Приложения 3  
Приложения 4  
Приложения 5  
Приложения 6  
Приложения 7  
Приложения 8  
Приложения 9  
Приложения 10  
Приложения 11  
Рекомендуемая литература  
   
   

 

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выполнение курсовой работы является важнейшим звеном в подготовке специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту.

Курсовая работа показывает умение студента самостоятельно работать с литературой, практическими материалами организаций, логически мыслить, делать выводы и предложения по совершенствованию теории и практики аудита.

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Аудит» является подготовительным этапом выполнения будущей выпускной квалификационной работы, выполненной полностью по организации аудита, или в сочетании вопросов бухгалтерского учета и аудита.

В соответствии с учебным планом, изучение дисциплины «Аудит» осуществляется в десятом и одиннадцатом семестрах. В течение десятого семестра студенты изучают основы аудита. По завершении четвертого курса студенты должны иметь солидный теоретический и практический багаж знаний и по другим специальным дисциплинам – по бухгалтерскому учету, финансам, анализу, праву, налогообложению и др. Все это будет способствовать успешному выполнению курсовой работы по дисциплине «Аудит».

В настоящее время, в силу субъективных причин, контрольные функции в организациях существенно ослаблены, а внешний аудит практически осуществляется только на предприятиях, которые подлежат обязательному аудиту. Студенту могут просто не предоставить необходимую информацию, ссылаясь на «коммерческую тайну». Поэтому многие положения в курсовой работе могут носить теоретический характер.

В оптимальном варианте тема курсовой работы должна совпадать с темой дипломной работы.

Выполнение курсовой работы является условием допуска студента к сдаче курсового экзамена по дисциплине «Аудит».

Все вопросы по содержанию, оформлению и представлению курсовой работы излагаются в последующих разделах.

На выполнение курсовой работы предусматривается 58 часов.

 

Раздел 2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ.

1. Организация работы аудитора по проведению аудиторских проверок.

2. Аудит учредительных документов и расчетов с учредителями.

3. Проверка соблюдения законодательства и расчетов по оплате труда.

4. Аудиторская проверка учета операций с денежными средствами.

5. Аудит расчетов с подотчетными лицами.

6. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

7. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.

8. Проверка правильности формирования затрат на производство реализованной продукции.

9. Аудит процесса реализации продукции, работ, услуг.

10. Аудиторская проверка формирования финансовых результатов.

11. Аудит расчетов по налогам и сборам.

12. Аудиторская проверка операций с производственными запасами, готовой продукцией, материальными ценностями и товарами.

13. Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами.

14. Аудиторская проверка капитальных вложений.

15. Аудиторская проверка учета животных на выращивании и откорме.

16. Аудиторская проверка формирования и использования собственных средств организаций.

17. Аудит кредитов и займов.

18. Аудит финансовых вложений.

19. Аудит лизинговых операций.

20. Аудит финансово-производственной деятельности организации.

21. Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

22. Проблемы организации аудиторской деятельности.

23. Аудит расчетов по возмещению материального ущерба.

24. Аудит расходов по организации производства, управлению и расходов будущих периодов.

25. Аудит исчисления себестоимости готовой продукции, работ, услуг.

26. Аудит реализации основных средств и прочих активов.

27. Аудит реализации продукции и расчетов с заготовительными организациями.

28. Аудит капитала, фондов и финансирования.

29. Аудит формирования и использования прибыли.

30. Аудит инвестиционной деятельности на предприятии.

31. Аудит финансовых результатов.

32. Аудит валютных операций и внешнеэкономической деятельности предприятий.

33. Аудит системы внутрихозяйственного контроля в организациях.

Раздел 3. ОБЪЕМ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

Курсовая работа по дисциплине «Аудит» включает:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· теоретические аспекты аудита объекта исследования;

· планирование аудиторской проверки конкретного объекта;

· содержание аудиторских процедур и результаты проведенного исследования;

· оформление результатов аудиторской проверки;

· вопросы совершенствования методов аудиторской проверки;

· выводы и предложения;

· библиографический список (30-40 наименований);

· приложения (объем и количество зависят от темы исследования).

Курсовая работа оформляется мягким или твердым перелетом. Общий объем работы не должен превышать 60-70 страниц рукописного или 40-50 страниц печатного текста (не считая приложений). Решение писать или печатать принимает студент самостоятельно.

Курсовая работа начинается с титульного листа. В титульном листе сначала указывается полное название ВУЗа: ГОУ ВПО «УдГУ». Затем крупным шрифтом пишется «КУРСОВАЯ РАБОТА» и ниже тема курсовой работы с указанием организации, на примере и материалах которой она была выполнена.

Далее указывается курс, факультет, группа, специальность, фамилия и инициалы студента, а также фамилия и инициалы руководителя курсовой работы.

Заканчивается титульный лист указанием города и года выполнения работы. Образец титульного листа курсовой работы приведен в приложении 1.

Титульный лист не нумеруется.

После титульного листа в курсовой работе помещается содержание, в котором перечисляются разделы работы – введение, главы, разделы глав, выводы и предложения, библиографический список, приложения и проставляются страницы разделов.

При этом введение не нумеруется, главы нумеруются крупными арабскими цифрами, а разделы нумеруются двухзначными арабскими цифрами –первая цифра обозначает главу, а вторая –раздел. Например: 3.1. –означает первый раздел третьей главы.

В правом верхнем углу содержания проставляется буква «С» (страницы) и далее указываются номера страниц начала главы или раздела.

Правильное составление содержания работы имеет большое значение для качественного ее выполнения. Оптимальный вариант содержания помогает студенту наиболее полно провести исследование по избранной теме, раскрыть сущность основных вопросов и избежать затрат труда и времени на раскрытие несущественных для избранной темы вопросов.

В этой связи необходимо помнить, что объем и содержание курсовой работы регламентируются установленными действующими стандартами.

Образец содержания курсовой работы, выполняемой по темам приведен в приложении 2.

Во введении студент должен обосновать выбор данной темы курсовой работы исходя из ее значимости, конкретных особенностей организации, на материалах которой выполнена работа, указывается актуальность избранной темы, цель проводимых исследований, методологическая основа исследований и методы исследований. Так, при определении актуальности внешнего и внутреннего аудита следует руководствоваться тем, что аудит обеспечивает создание условий, способствующих экономической устойчивости, обеспечивает гарантии собственникам (акционерам, пайщикам и другим инвесторам) сохранности их вложений, предоставляет информацию о реальном положении дел организации заинтересованным пользователям. Здесь же следует, при необходимости, указать и на актуальность системы внутрихозяйственного контроля, который вместе с учетом в условиях рыночных отношений приобретает особую значимость, являясь основной частью системы управления производством, позволяет наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы, предупреждает непроизводительные потери.

Целью курсовой работы является разработка методики проведения аудиторской проверки в исследуемой организации и выработка предложений по совершенствованию методов аудита.

При определении цели исследований следует исходить из того, что для выполнения курсовой работы по избранной теме необходимо изучить теорию вопроса, используя учебную и научную литературу, действующие законодательные и нормативные документы, относящиеся к данной теме, освоить практическое осуществление аудита на примере исследуемого предприятия, сделать соответствующие выводы и предложить пути совершенствования бухгалтерского учета в организации и методов проведения аудиторской проверки. Поставленные задачи должны определяться планом курсовой работы, содержанием курсовой работы и быть связанными с выводами и предложениями.

Методологической основой исследований по избранной теме курсовой работы являются учебная, научная и методическая литература по рассматриваемым в работе вопросам, законодательные и нормативные документы, материалы исследуемой организации.

При выполнении курсовой работы используются, как правило, следующие методы исследований: абстрактно-логический, монографический и экономико-аналитический. Сущность указанных методов исследования в курсовой работе раскрывать не следует.

Глава 1 курсовой работы должна носить теоретический (обзорный) характер. Написание первой главы свидетельствует о том, что студент кроме учебной литературы изучал и другие источники, относящиеся к теме исследования.

Так в разделе 1.1. необходимо указать или раскрыть значение теоретических исследований при разработке методики и практического осуществления тех или иных общественных, хозяйственных и экономических явлений.

Значение теоретических исследований в области аудита заключается в том, что они позволяют организовывать и осуществлять его с наименьшими затратами труда и времени и одновременно обеспечить качество оказания аудиторских услуг.

При описании нормативного регулирования аудиторской деятельности указываются положения общего характера, например: ФЗ-№ 119 «Об аудиторской деятельности», «Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002г. №696, а затем нормативные документы прямо регулирующие те или иные темы исследований. Обязательно следует дать характеристику нормативным документам раскрыть их значимость для объекта исследования. Количество приведенных нормативных документов 10-12, при необходимости может быть и больше.

Далее в разделе 1.2. необходимо сделать обзор литературных источников, касающихся вопросов методологии, методики и практического осуществления внешнего и внутреннего аудита. Такими источниками являются труды ученых-экономистов, приведенные в монографиях, периодической печати и изданиях, в сборниках научных трудов и т.д.

Ниже приводится образец примерного написания раздела 1.2.:

В настоящее время в различных литературных источниках вопросам аудита (указывается объект) уделяется значительное внимание. Так, например, В.И.Подольский (условно) в своей статье (указывается название статьи) говорит о том, что (указывается, о чем идет речь) и предлагает (указывается, что предлагает автор)».

Таких высказываний нужно привести несколько, при этом дать собственные комментарии. Студент должен показать свое умение выразить собственное обоснованное отношение к различным сторонам исследуемого вопроса, как в положительном, так и в критическом аспектах. Положительные аспекты могут быть рекомендованы студентом для внедрения в практику аудиторской деятельности.

Объем первой главы в соответствии с принятыми стандартами должен составлять примерно 15 % общего объема курсовой работы. Печатный текст оформляется 14 шрифтом полуторного интервала (в таблицах размер шрифта-12, интервал - одинарный).

В главе 2 рассматриваются вопросы организации и планирования аудиторской проверки исследуемого предприятия. Оценка бизнеса организации проводится на основе информации о местоположении предприятия, финансового состояния. В этом разделе приводятся основные исторические сведения о предприятии– год образования, реорганизации и организационно-правовая структура в настоящее время. Эту информацию можно почерпнуть из Устава организации.

. Для более наглядного представления финансового состояния организации приводятся любые другие показатели, рассчитанные в курсовых работах по курсу «Анализ хозяйственной деятельности», «Финансы предприятий» и др.

Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля осуществляется на основании выполнения требований Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (введено Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405)

Глава 2 предусматривает рассмотрение вопросов планирования аудиторской проверки. В ней планируется будущее построение аудиторских процедур. Эта глава выполняется на основе федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 532), настоящих методических указаний, а также указаний и рекомендаций руководителя курсовой работы. В этой главестуденту необходимо самостоятельно составить план и программу проведения аудита по избранной теме. Здесь следует помнить, что план и программа аудита составляются аудитором и являются его рабочей документацией, поэтому очень важно полно и точно отобразить все рассматриваемые вопросы.

Планирование аудиторской деятельности позволяет:

· предварительно определить объем и характер работы;

· оценить затраты времени и труда по выполнению работ;

· достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала работы;

· иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества проведения его у данного клиента;

Планированию предшествуют:

· предплановая подготовка;

· получение общей информации о предприятии;

· оценка существенности;

· оценка системы внутреннего контроля и риска ее неэффективности;

· оценка аудиторского риска.

При составлении плана аудиторской проверки можно использовать условные сроки проведения аудита, фамилии аудиторов и приемлемый аудиторский риск не более 5%- так как многие аудиторы считают, что высокий аудиторский риск отрицательно влияет на качество аудиторской проверки. В курсовой работе студенту будет необходимо определить:

- степень приемлемого аудиторского риска, которая отражает его суждение о приемлемой вероятности наличия в финансовой отчетности существенных ошибок после завершения аудита и выдачи клиенту заключения;

- уровень неотъемлемого риска, характеризующего вероятность появления в отчетности в целом (или в статье баланса, в данном бухгалтерском счете, в однотипной группе хозяйственных операций и т.п.) существенных ошибок до того, как они будут выявлены средствами системы внутреннего контроля;

- риск средств контроля, выражающий вероятность пропуска (невыявления) существенных ошибок системой бухгалтерского учета и системой внутреннего контроля;

- риск необнаружения (процедурный), устанавливающий вероятность невыявления в процессе проведения проверки существенных ошибок.

Эта модель может рассматриваться в качестве основы планирования аудита, так как позволяет понять скорее качественную, чем количественную взаимосвязь отдельных составляющих аудиторского риска и оценить объем предстоящей работы.

Понимать эти взаимосвязи важно для организации сбора необходимого количества свидетельств.

Риск необнаружения определяет количество свидетельств, которые аудитор планирует собрать. При низком уровне риска необнаружения аудитор не соглашается брать на себя большой риск невыявления ошибок из-за недостатка свидетельств, поэтому в данном случае необходимо получить большое число свидетельств. Когда аудитор готов взять на себя большой риск, свидетельств требуется меньше.

В курсовой работе студент должен определить аудиторский риск и рассчитать уровень существенности для финансовой (бухгалтерской) отчетности исследуемой организации и последующее распределение этой ошибки между статьями отчетности, руководствуясь при этом федеральным правилом (стандартом) аудиторский деятельности №4 «Существенность в аудите», в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.

На основании оценки бизнеса организации, оценки ее системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, расчета аудиторского риска и уровня существенности студент должен самостоятельно разработать общий план аудита и программу аудиторской проверки данной организации, используя методы аудиторской проверки и приемы аудиторской выборки.

В приложении приведен пример составления плана и рабочей программы аудита.

В главе 3 «Практическая часть» описывается осуществление непосредственно аудиторских процедур.

Внутренними источниками информации при проведении аудита тех или иных объектов учета могут быть: учредительные документы предприятия, приказ по учетной политике, внутренние приказы, решения, данные первичного и сводного учета и бухгалтерской отчетности, материалы различных проверок, проводимых в сельскохозяйственной организации, материалы работ инвентаризационных или ревизионных комиссий. Источники данной информации указываются применительно к теме курсовой работы.

В разделе 3.1. приводится перечень нормативных документов (законы, указы, положения, инструкции), которыми регулируется бухгалтерский учет соответствующих объектов.

Перечень нормативных документов начинают с положений общего характера, например: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», утвержденный 23.11.1996г. № 129-ФЗ, а затем нормативные документы прямо регулирующие те или иные объекты проверки. Необходимо охарактеризовать нормативные документы с позиций значимости для данного объекта проверки. Количество документов 10-12, при необходимости может быть и больше.

Раздел 3.2. посвящен оформлению результатов аудиторской проверки. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторским доказательством.

Для сбора доказательств могут быть использованы различные процедуры. Это может быть наблюдение или участие в инвентаризации; наблюдением за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций; устный опрос; получение письменных подтверждений; проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; анализ. Аудиторские доказательства включают выдержки из учредительных документов и других юридических документов, учётную политику, бухгалтерскую отчётность и др.

В соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №2. «Документирование аудита» в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 532, аудиторские организации и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих авторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В рабочих документах должно содержаться обоснование всех важных моментов, по которым необходимо вынести свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. Рабочие документы являются собственностью аудиторской организации.

В разделе 3.3. рассматриваются вопросы совершенствования методов аудиторской проверки, в котором выносятся предложения по устранению выявленных нарушений организации, ведения бухгалтерского учета, отчетности, разрабатываются мероприятия по совершенствованию внутреннего и внешнего контроля и аудита и определяется эффективность предлагаемых мероприятий.

Многие положения главы 3 можно в дальнейшем трансформировать в выводы и предложения.

После выполнения последней главы курсовой работы оформляются выводы и предложения, которые представляют собой изложение обобщенных, взаимосвязанных конкретных мероприятий, направленных на совершенствование технологии проведения аудита в исследуемой организации и краткое обобщение результатов исследований в виде выводов.

Здесь не следует повторять, дополнять или развивать какие-либо положения курсовой работы, а самостоятельно сделать выводы, например, о финансовой устойчивости предприятия, о взаимоотношениях с аудиторскими фирмами, о состоянии учета и системы внутреннего контроля и др., т.е. выводы должны как констатировать действительное положение дел, так и отражать достоинства и недостатки и далее каждый вывод можно трансформировать в предложение.

Конкретно, раздел выводы и предложения можно выполнить следующим образом – вначале делается запись примерно следующего содержания: «На основании проведенных исследований в проверяемой организации можно сделать следующие выводы:», и далее, каждый раз начиная с красной строки или проставляя нумерацию, указать положения примерно такого характера:

- основные экономические показатели свидетельствуют о достаточной финансовой устойчивости, что позволяет оценить риск бизнеса в категории «средний»;

- аудиторские проверки в организации не проводятся (указать причины).

Указанные выше выводы позволяют предложить следующее: в приказе по учетной политике необходимо предусмотреть раздел по организации системы внутрихозяйственного контроля на предприятии.

Заключительным этапом текстовой части является составление библиографического списка.

Литературные источники нумеруются арабскими цифрами и располагаются в следующей последовательности: нормативные акты - в порядке иерархии (вначале кодексы РФ, законы РФ, Указы Президента РФ и далее в порядке убывания, затем монографии в алфавитном порядке (по фамилии авторов), периодические издания, учебные пособия и в конце документы, опубликованные без указания авторства.

Сведения о литературных источниках должны содержать фамилию автора в именительном падеже и его инициалы, заглавие (название) источника, наименование издательства, место издания, год выпуска и страницы, на которых расположен использованный материал (для периодических изданий).

 

Например: Аудит: учебник для вузов / В.И.Подольский, Г.Б.Поляк, А.А.савин, Л.В.Сотникова; под ред. проф. В.И.Подольского. М.: аудит, ЮНИТИ, 2006. 432с.

При включении в список статей, периодических изданий приводятся следующие данные: указываются фамилия и инициалы автора в именительном падеже, название статьи, затем ставятся две косые линии (//), дается название журнала, сборник или газеты, год издания, номер журнала или дата выпуска газеты, номера страниц.

Например: Газарян А.В. Аудиторская выборка в процессе аудита// Бухгалтерский учет – 1998 г. №4, с 39-44.

Если в источнике не указано место издания, то пишутся прописные буквы Б.М. (без места), при отсутствии года издания пишутся прописные буквы Б.Г. (без года).

Каждая курсовая работа по аудиту должна иметь приложения.

Приложениями могут быть копии документов относящихся к конкретной теме исследований.

Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте (Приложение 1) или (см. Приложение 1).

Приложения имеют самостоятельную нумерацию. Номер ставится в правом верхнем углу.

К курсовой работе можно прилагать Бухгалтерскую отчетность организации, Устав предприятия, приказ по Учетной политике и другие документы в соответствии с темой исследований. Ими могут быть формы периодической отчетности, акты различных проверок, инвентаризационные описи и сличительные ведомости и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: