г. Ярославль, учитель истории и обществознания.




Фокина Т.А.,

Заместитель директора по воспитательной работе

Средней школы № 18,

г. Ярославль, учитель истории и обществознания.

 

Описание практики.

Название практики: Общественная акция для детей и их родителей «Дни открытой книги: PROчитаем вместе»

Целевая аудитория: учащиеся 1-11 классов, родители и члены их семей, педагоги.

Цель: стремление с помощью новых неформальных средств и техник презентации современной литературы способствовать формированию читательской грамотности у молодого поколения и их родителей.

Автор идеи и главный ведущий – Михаил Александрович Нянковский, заслуженный учитель школы РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года», писатель, директор книжного издательства «Академия 76»

Организаторы и партнеры:

· Управляющий Совет средней школы № 18 г. Ярославля

· Издательство «Академия 76»

· Ассоциация учителей русского языка и литературы Ярославской области

Описание:

Главная особенность предлагаемой идеи заключается в родительской инициативе. Организатором и вдохновителем образовательного события является Управляющий совет школы. В условиях массового распространения Интернета и альтернативных источников информации происходит снижение интереса к классической литературе и книге как универсальному культурному феномену. По мнению авторов идеи, вернуть в современном обществе любовь к чтению, культуре речи, интеллектуальному стилю общения можно с помощью нестандартных форм – воркшопов, баттлов, стандапов, творческих лабораторий и др.

Исходная гипотеза состояла в предположении, что книжному просвещению и развитию читательской грамотности необходимо учить совместно: на помощь школьному учителю приходят известные писатели, журналисты, ученые, работники культуры. Формат Акции предусматривает детско-взрослую общность и совместные семейные чтения.

Предлагаемая модель формирования читательской грамотности носит универсальный характер. Конструктор (сценарий) Акции может быть наполнен актуальным содержанием в зависимости от места и времени проведения.

Первый день (пятница) предполагает серию событий в ученических классах и группах. Обычно готовятся три тематических трека. Например, в первой линия (треке) занятия проводят лучшие в городе (области) учителя словесности, истории и обществознания. Это могут быть открытые уроки, мастер-классы, посвященные юбилейным датам (к 75-летию Победы, дню рождения писателей) или занятия по материалам, не входящим в школьную программу.

Организаторы заранее обсуждают с гостями тематику, возраст и формы занятий, чтобы выдержать общую концепцию мероприятия. Например, в 2020 году «учительский» трек был посвящен творчеству Джанни Родари. Так получилось, что знаменитый итальянский сказочник приезжал в школу № 18 с визитом, подружился с ребятами и учителями. Помимо уроков по произведениям Дж. Родари была организована встреча с очевидцами событий – теми, кто помнил приезд писателя, остался на исторических фотографиях. Дети-участники этой необыкновенной встречи на личном опыте убедились, как читательская грамотность способствует межкультурному общению, как влияет на жизнь школьного сообщества (важнейшее читательское действие – выявление связи между прочитанным и современной реальностью). Уверены, что подобные интересные страницы истории есть в каждой школе и могут позволить направить усилия педагогического коллектива на развитие читательской культуры.

Второй трек обычно включает совместную работу с писателями или учеными (преподавателями высшей школы). На примере конкретного творчества происходит восприятие различных литературных жанров (поэзии, прозы, драмы), художественного вымысла и реалистичности, глубинного авторского смысла. Встреча с живым писателем, автограф-сессии и интервью помогают возбудить интерес подростков к современной литературе.

Третий трек пользуется неизменной популярностью у ребят всех возрастов. Для участия в нем приглашаем журналистов, блогеров, режиссеров. Можно было бы эти тренинги обозначить в общем виде по названию одного из занятий - «монетизация читательского опыта» (кстати, проводил его наш родитель, В.А.Хохлов). Как создать подкаст или написать лонгрид, как вести свою страницу в социальных сетях, как красиво и грамотно выражать мысли – вот немногие темы этих встреч. Надо добавить, что и формой занятий становятся нетрадиционные для школы воркшопы, стандапы, баттлы. Этот раздел в общем сценарии Акции «PROчитаем вместе!» - своеобразная дань моде. Нелепо было бы игнорировать новые технологии, которые меняют передачу информации в современном мире. Задача школы – научить ребенка извлекать практическую пользу из информационного шума, уметь направить читательский опыт на достижение личных целей.

Таким образом, в течение первого дня у всех гостей и участников Акции есть право выбора занятий в любом из трех треков. В общей сложности предлагается до полутора десятков разных активностей. А для удобства ориентации еще до начала самого мероприятия в социальных группах школы и на информационных стендах ведется представление гостей и экспертов. Заканчивается первый день «круглым столом» всех гостей и коллектива школы: «Как открыть книгу современному подростку? ». Этот прямой разговор позволяет сфокусироваться на лучших практиках и запланировать продолжение сотрудничества.

Второй день Акции (суббота) – родительский день. Он готовится как большое титульное мероприятие, которое проводится одновременно для всех в Актовом зале школы. В этот день на встречу с детьми и их родителями приглашаются общественные деятели, писатели, издатели, блестящие лекторы – люди, которые могут служить примером читательской культуры. Главное условие презентации – возможность и необходимость совместного чтения детей и взрослых. Именно в такой общности происходит, на наш взгляд, передача от поколения к поколению национального культурного кода. Дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, а школа делает шаг навстречу семье.

Программу этого дня формирует заслуженный учитель школы РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года», писатель и директор книжного издательства М.А.Нянковский. Арт-пространство школы в этот день сопровождается выставкой-продажей книг, буккроссингом, автограф-сессиями. Думается, что некоторые неудобства с расписанием уроков представляются оправданной жертвой для достижения гораздо более зримого эффекта – роста популярности хорошего чтения, престижности современного образования.

Главный результат Акции «PROчитаем вместе» - реальный и важный шаг на пути формирования читательской грамотности современной молодежи.

 

Перспективы совершенств ования:

Конструктор мероприятия в будущем может быть адаптирован к любой школьной среде и наполнен новым тематическим и методическим содержанием.

Приложение № 1

Выдержки из программы

Второй день (9.02, 2019, суббота)

Ток-шоу «PROчитаем вместе ». (Семейные чтения)

Место действия: актовый зал школы (вместимость – до 200 человек: родители + дети)

Ведущий – Михаил Александрович Нянковский, заслуженный учитель школы РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года», писатель, директор книжного издательства «Академия 76»

10.00 – 10.45 - Авторский семинар: «Как привить ребенку любовь к чтению?» Ведущий – Ксения Гладышева, эксперт по детской литературе, педагог, игротехник.

10.45 - 11.30 – Публичная лекция: «Фигура и фон личности школьника: смотрим и (или) читаем». Спикер – Степанов Валентин Николаевич, заведующий кафедрой массовых коммуникаций, проректор по управлению знаниями Академии МУБиНТ, доктор филологических наук, профессор.

11.30 - 12.15 – Мастер-класс: «Как делаются книги. Будни издателя, или Чего не видит читатель». Ведущий - Михаил Александрович Нянковский, заслуженный учитель школы РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года», писатель, директор книжного издательства «Академия 76».

12.15 – Презентация новой книги. «Путешествие по Ярославскому краю для детей». Ведущий – Наталья Ключарева, поэт, прозаик, журналист, лауреат литературной премии им. Ю.Казакова.

10.00 - 13.00 Арт-пространство школы: буккроссинг, выставка и продажа книг, автограф-сессия.

Время проведения: 7-8 февраля 2020 г.

Целевая аудитория: 6+

Программа

Первый день (7.02.2020, пятница)

«Творческие мастерские»

Основные треки.

К юбилею Джанни Родари 75-летие Победы Журналистика и СМИ
9.40 – 10.20
Образовательный лингвопарк как новый формат обучения. Ведущие - Смирнова О.А, Думаревская А.В., учителя русского языка и литературы СШ № 18 «Что читают современные дети о войне?» Ведущая – Собеская И.А., учитель русского языка и литературы СШ № 30, победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года России» «Лонгрид – основа современной журналистики» Ведущая - Боковая Дарья, педагог дополнительного образования Ярославского городского Дворца пионеров.   «Как создать подкаст?» Ведущая – Яснова Ксения, главный редактор #РадиоМорс
10.35 – 11.15
Путешествие в мир Дж. Родари (приемы арт-технологий на уроках литературы) Ведущие – Костерина О.В., Крымова М.О., учителя русского языка и литературы. Дети блокадного Ленинграда в Ярославле Ведущая - Ицкина Н.Ф., специалист библиотеки №6, Власова А. Н, член ассоциации «Дети блокадного Ленинграда» «Искусство самопрезентации» Ведущая – Иванилова Екатерина, журналист, ведущая ярославского городского телеканала.   «Роль слова в журналистике » Ведущий - Гонозов Олег, журналист портала ЯрНьюс
11.25 - 12.05
Встречи с писателем интервью и воспоминания о Дж.Родари. Участники – Волкова Г.В., Галустова М.И., Караваева Т.С. и др. «Великая Отечественная война в документальном кино: способы актуализации» Ведущая – Петрова М.В., доцент кафедры журналистики ЯГПУ, кандидат культурологии.   «Жилища богатырей» Ведущий – Сапегин К.В., старший преподаватель ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, кандидат искусствоведения, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России» «Уроки импровизации». Ведущая - Хватова Татьяна, режиссер, сценарист, общественный деятель, г. Москва
  Круглый стол: как открыть книгу современному подростку?
       

Второй день (8.02, 2020, суббота)

Ток-шоу «PROчитаем вместе ». (Семейные чтения)

Место действия: актовый зал школы (вместимость – до 200 человек: родители + дети)

Ведущий – Михаил Александрович Нянковский, заслуженный учитель школы РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года», писатель, директор книжного издательства «Академия 76»

10.00 – 10.45 – Workshop «Либерика – современная технология обучения чтению». Ведущая – Строганова Лариса Романовна, тренер, управляющая Центра интеллектуального развития «Amakids Ярославль»

10.45- 11.30 - «Читать не вредно – вредно не читать!». Презентация новой книги для детей «Однажды в Сингапуре». Спикер – Бутусов Алексей Владимирович, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России», автор стихов и рассказов для детей.

11.30 - 12.15 – Мастер-класс: «Читать, чтобы ценить и беречь». Встреча с книгой: Маров В.Ф. «Ярославль. Архитектура и градостроительство». Ведущий - Михаил Александрович Нянковский, заслуженный учитель школы РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года», писатель, директор книжного издательства «Академия 76».

10.00 - 13.00 Арт-пространство школы: буккроссинг, выставка и продажа книг, автограф-сессия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: