Лекция № 4 Особенности текста в зависимости от характера отраженной в нем объективной действительности




Текст - это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.

Текст реализует структурировано представленную деятельность, а структура деятельности предполагает субъект и объект, сам процесс, цель, средства и результат. Эти компоненты структуры деятельности отражаются в разных показателях текста - содержательно-структурных, функциональных, коммуникативных.

Текст имеет свою микро - и макросемангику, микро- и макроструктуру. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации; структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках текста как цельного сообщения.

Следует различать:

· внешнюю (композиционную) структуру текста,

· внутреннюю структуру текста.

На композиционном уровне выделяются:

· предложения,

· абзацы,

· параграфы,

· разделы,

· главы,

· подглавы,

· страницы и др.

Все композиционные элементы, кроме предложения, лишь косвенно связаны с внутренней структурой. Предложения задают границы действия знаков препинания, анафорических и катафорических ссылок.

Под структурой текста понимается его внутренняя структура. Единицами внутренней структуры текста являются:

· высказывание (реализованное предложение);

· ряд высказываний (меясфразовое единство), объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент;

· фрагменты-блоки (совокупность межфразовых единств, обеспечивающих тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и тематических связей).

Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи.

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики.

Основными признаками текста являются:

Ø завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;

Ø связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;

Ø стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.

Ø цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.

 

Повествование - это тип текста, в котором события описываются в определенной последовательности. Такой тип текста бывает в форме разговорного или художественного стиля. Текст художественного повествования создается по определенной композиционной схеме: экспозиция, завязка развитие действия, кульминация, развязка.

Экспозиция - вступительная часть литературного произведения, в которой содержатся мотивы, развивающиеся в дальнейшем.

Завязка - начало каких-либо действий или событий, которые имеют продолжение в этом литературном произведении.

Развитие действия - раскрытие последующих событий в тексте после завязки действия.

Кульминация - высший напряженный момент в литературном произведении (кульминационный момент).

Развязка - заключительная часть произведения.

Например:

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

 

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собой свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе. Воробей»).

 

В художественное повествование могут включаться описательные фрагменты, характеризующие Действующих лиц, окружающие предметы, место действия и пр. Например:

 

Холодным ноябрьским утром, когда мокрый снег падал на глинистую землю, пришел я на подмосковное кладбище Митино. Невдалеке от входа, слева от главной аллеи, тянулись аккуратные ряды одинаковых могил. Белые мраморные доски, золотые надписи. Даты рождения разные, даты смерти обозначены маем 1986 года.

Герои Чернобыля. Жертвы Чернобыля. Возможно, среди них были виновники Чернобыля. Смерть всех уравняла, дав нам, живым, право лишь на одно чувство: безмерной скорби от утраты этих молодых человеческих жизней.

 

Я поклонился их праху (пришлось при этом, правда, предъявить свое писательское удостоверение постовому милиционеру, словно было в моем поступке что-то подозрительное) и уехал с тяжелой думой о времени, пережитом нами после Чернобыля.

 

Авария эта своими беспощадными рентгеновскими лучами моментально высветила наш народный, государственный механизм. На суровом экране Чернобыля отчетливее, чем когда-либо, проявились и наши внутренние огромные силы и резервы, и наши серьезные, застарелые болезни, которые никак не уложить в благодушную формулу прошлых лет. (Ю. Щербак)

 

Описание - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

 

Описательный текст может быть в форме любого стиля.

Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Например:

1. Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер <...> И характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке. А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате); и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой... (И. А. Бунин. «Чистый понедельник»).

2. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стенка с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок. (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»).

 

3. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудесный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница»).

 

В художественном описании языковые средства для обозначения признаков значительно разнообразнее, чем в научном. Если в научном описании признаки выражаются обычно прилагательными и существительными, причем книжными, с прямым, часто отвлеченным значением, то в художественном используются прилагательные с более конкретным значением, слова в переносном значении, сравнение. Например:

 

В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блестящую тушь, трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Чёрном, совершенно прозрачна.

 

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез к осин. Они устилают воду так густо, что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

 

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает резким свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли от их отражения в воде. (К. Паустовский)

 

Рассуждение - смысловой тип текста, в котором утверждается и отрицается какое-то явление, факт, понятие.

 

Рассуждение строится по определенному плану. Сначала выдвигается тезис, в котором кратко излагается какая-либо идея или одна из основных мыслей сочинения, доклада или лекции. Затем приводятся убедительные аргументы, т.е. довод или доказательство правильности выдвинутого ранее тезиса. В заключение текста-рассуждения следует вывод, подтверждающий правоту рассуждений.

 

Обычно тезис и аргументы связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

 

Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей:

 

Например:

1. Да, странная это вещь - книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и... все? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

 

Книга... Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся. (Н. Морозова)

 

2. «Горе от ума», например, я думаю - гениальнейшая русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчностью и злостью в душе, с лицом неподвижным, в котором «жизни нет»; мало этого: неласковый человек с

лицом холодным и тонким, ядовитый и скептик - увидал «Горе от ума» во сне. Увидел сон - и написал гениальную русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных. (Ал. Блок. «О драме»).

 

3. Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?» «А - для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяр и все - хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не ведала земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, но выходит, что для лучшего. По сту лет... а может, и больше - для лучшего человека живут! Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек!

 

Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» (М. Горький. «На дне»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: