Лекция 3
Социальные институты
и социальные организации
План
1. Понятие институционализации.
2. Социальные институты: основные признаки, функции, виды. Социальный институт семьи.
3. Социальная организация: характерные признаки, основные элементы, строение и особенности функционирования. Формальное и неформальное в организации. Типология организаций.
1.Понятие институционализации. Другим «срезом» социальной структуры общества является институциональная структура. В данном случае компонентами социальной структуры выступают социальные институты.
В процессе взаимодействия люди создают коллективные формы социальной жизни, которые пронизывают основные стороны человеческого бытия. Эти коллективные формы способны существовать длительное время. Они воссоздаются новыми поколениями как общепринятые системы социальных действий в определенных сферах жизнедеятельности людей. Безопасность человека и общества, здоровье, отдых, образование, хозяйственная деятельность, бизнес и т. д. — все эти социальные явления приобрели упорядоченный, стабильный, организованный характер. Они институционализированы, т. е. установлены, укоренены, прочны в четко налаженных процедурах действий и поступков по удовлетворению важнейших потребностей людей. Институцонализированное противостоит хаотичному, случайному.
Современное общество представляет собой структуру с высокой степенью институционализации, которая не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль в ее упорядочении играют институционализированные (огражденные от влияния случайностей) взаимодействия, которые обеспечивают удовлетворение самых важных потребностей общества, социальной группы и отдельных индивидов. В общем, общество может быть представлено как система взаимосвязанных социальных институтов.
|
Для общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для его членов. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей; потребность в социальной безопасности и необходимость деятельности общественных институтов правового регулирования общехозяйственных норм и правил побуждает людей к формированию политических социальных институтов.
2.Социальные институты: основные признаки, функции, виды. Г.Спенсер одним из первых употребил понятие «социальный институт». Определяющими факторами в развитии институтов общества он считал борьбу за существование с соседними обществами (войну) и с окружающей природной средой. Задача выживания общественного организма в условиях его эволюции и усложнение структур порождают, по Г. Спенсеру, необходимость формирования особого рода регулятивного института. Г. Спенсер отмечал, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система... При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры»[1].
|
Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе продолжил Э. Дюркгейм, придерживавшийся идеи о позитивности общественных институтов, которые выступают важнейшим средством самореализации человека[2]. Э. Дюркгейм высказался за создание особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда — профессиональных корпораций. Он утверждал, что корпорации, неоправданно считающиеся анахронизмом, на самом деле полезны и современны. Корпорациями Э. Дюркгейм называл институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей и работников, стоящих достаточно близко друг к другу, чтобы быть для каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью[3]. Значимость профессионально управляющих структур в рамках общественной системы была отмечена и в трудах М. Вебера. М. Вебер считал, что социальные институты (государство, религия, право и т. п.) должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях»[4]. Так, обсуждая вопрос о рациональности общества промышленного капитализма, он на институциональном уровне рассмотрел рациональность как продукт отделения индивида от средств производства. Классическим примером является анализ М. Вебером института бюрократии как типа легального господства, обусловленного прежде всего целерациональными соображениями. Бюрократический механизм управления предстает при этом в качестве современного типа администрации, выступающего социальным эквивалентом индустриальных форм труда и «так относится к предшествующим формам администрации, как машинное производство к домашинным»[5].
|
Представитель психологического эволюционизма, американский социолог начала XX в. Л. Уорд рассматривал социальные институты как продукт скорее психических, чем каких-либо других сил. «Социальные силы, — писал он, — это те же психические силы, действующие в коллективном состоянии человека»[6].
В школе структурно-функционального анализа понятию «социальный институт» принадлежит одна из ведущих ролей. Т. Парсонс строит концептуальную модель общества, понимая его как систему социальных отношений и социальных институтов. Институциональной структуре социума придается важнейшая роль, поскольку именно она призвана обеспечить социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию[7].
Я. Щепаньский дает такое интегральное определение: «Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения общественных и безличных функций ради удовлетворения существенных индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп»[8].
Н. Смелзер под социальным институтом понимает комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой — социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности[9].
Социальный институт является устойчивым комплексом формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в системы социальных статусов и ролей. Каждый социальный институт обладает особой нормативной средой, в которую входят нормы отношений между его членами, отношений с другими индивидами, а также нормы отношений к государству и к властям.
В социальных институтах четко распределяются функции, права и обязанности участников взаимодействия в рамках социального института. Поведение индивида здесь обладает высокой степенью предсказуемости.
Разделение труда и профессионализация выполнения функций предполагает специальную подготовку людей и обеспечивает высокую эффективность института.
Социальное регулирование взаимоотношений людей в рамках социального института обеспечивается за счет обезличенности требований, деперсонификацией обязанностей и прав.
Включение человека в деятельность института предполагает принятие определенной роли или ролей, следование определенным правилам и моделям поведения, которые исторически сложились как наиболее приемлемые и эффективные для данного института.
Социальный институт предполагает наличие учреждений, в рамках которых организуется его деятельность, осуществляется управление и контроль. Например, система образования как социальный институт имеет в своем распоряжении дошкольные учреждения, общеобразовательные и высшие школы, университеты, свои органы управления, издательства и т. д.
Каждый социальный институт, кроме того, должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Например, для деятельности системы образования нужны материальные ресурсы в виде помещений, учебного оборудования, библиотек, интеллектуальные ресурсы в виде высококвалифицированных учителей, преподавателей, профессоров, а также моральные ресурсы — высокую мотивацию, увлеченность, взаимоуважение педагогов и учащихся.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Российский социолог С. С. Фролов[10] выделяет пять групп признаков, являющихся общими для всех социальных институтов:
1. Установки и образцы поведения (например, для института семьи — привязанность, уважение, ответственность; для института религии — почтительность, лояльность, поклонение; для института бизнеса — производительность, экономичность, производство прибыли);
2. Культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для религии — крест, икона, святыни; для бизнеса — фабричная марка, патентный знак; для института государства — флаг, печать, герб, национальный гимн);
3. Утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для религии — церковные здания, реквизит, литература; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование, бланки и формы; для института образования — классы, библиотека);
4. Устные и письменные кодексы поведения (для семьи — семейные запреты и допущения; для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии).
5. Идеология как система идей о том, почему люди должны действовать определенным образом и как они должны относиться к действиям других (для семьи — романтическая любовь, совместимость, коллективизм или индивидуализм; для бизнеса — монополия, свобода торговли, право на труд; для религии — православие, баптизм, протестантизм и т. д.).
Основной функцией социального института является удовлетворение социальных потребностей. Социальные институты реализуют множество других функций. Среди них можно выделить следующие функции, являющиеся общими для социальных институтов:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
2. Регулятивная функция, связанная с обеспечением необходимого уровня социального контроля за деятельностью всех членов общества и направленностью их поведения;
3. Интегративная функция, связанная с обеспечением сплоченности, взаимоответственности членов социальных групп, преемственности и социализации;
4. Функция производства и распределения;
5. Коммуникативная функция.
Напомним, что по Р. Мертону, следует различать явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закрепляются в системе статусов и ролей. Перечисленные выше функции — это явные функции. Латентные, или скрытые, функции связаны с деятельностью социальных институтов, которая не соответствует их целям и заранее предполагаемым результатам.
В современном обществе существует многообразие социальных институтов. Различают формальные (оформленные, т. е. регулируемые законами, правилами, инструкциями) и неформальные институты.
Примером неформальных социальных институтов может быть дружба, любовь, соседство. Социальные связи здесь строятся на доверии, уважении, симпатии. Они регулируются своеобразными формами социального контроля и санкций — обида, ссора, прекращение отношений и т. д.
Формальные социальные институты, как уже отмечалось, строятся преимущественно на основе формально оговоренных правил. Их функционирование контролирует государство. Они определяют прочность и стабильность общества. По характеру реализуемых функций выделяют следующие основные виды социальных институтов:
Экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организаций и разделением труда. К «первокирпичикам», на которых строятся макроинституты (промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговля), относят такие институты, как собственность, труд, управление, конкуренция, ценообразование, банкротство, рынок, деньги и т. д.
Понятие «политический институт» выражает определенную совокупность устойчивых форм политики. Политические институты — это институты, связанные прежде всего с борьбой за власть, ее осуществление и распределение (государство, армия, полиция, суд, политические партии и организации, выборы, политические элиты, группы давления, политическая культура, политические идеологии и др.) Они существуют на протяжении относительно длительного временного периода независимо от конкретных политических событий и их участников; они обеспечивают воспроизводство политики, ее относительную стабильность и возможность регулирования. Совокупность политических институтов общества образует политическую систему. Важнейшим политическим институтом современного общества является государство. Обладая верховной властью (властью, которая не может быть ограничена властью какой-либо другой организации) и монопольным правом на осуществление легального (узаконенного) принуждения в отношении населения страны, государство осуществляет контроль и регулирование основных сфер общественной жизни, выполняя функцию главного субъекта социального управления.
Макс Вебер выделял три типа легитимности власти: легитимность, основанную на праве, легитимность, основанную на традиции, и, наконец, легитимность, основанную на харизме (т. е. на признании исключительного права именно данного человека и именно данной группы на управление людьми). При любом типе легитимации выделяются несколько ее важных предпосылок. Одной из них является время, длительность существования власти и привыкание к ней населения. Люди привыкают к определенному типу власти, к ее языку и идеологии, к ритуалам и атрибутике. В сознании граждан привычность типологии и атрибутики власти является важным фактором укорененности и легитимности. После резкой смены власти или, тем более, общественного строя, необходимо и время, и чрезвычайно напряженные усилия, направленные на легитимацию новой государственности и ее представителей. Именно такая ситуация дважды наблюдалась в России после 1917 и после 1991 гг. Другим фактором становления образа легитимной власти в народном сознании является ее успешность. Аура победителей, атмосфера успеха — все это должно сопутствовать позитивному ментальному восприятию государственности. Правильность, оправданность формирования власти — один из важных факторов ее легитимации
К институтам культуры и социализации относят систему образования, науку, искусство, религию, семью.
Остановимся подробнее на институте семьи. Тщательное изучение этого социального института в социологии и выделение в социологических теориях среднего уровня социологии семьи не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культуры общества, а также необходимым условием социализации личности.
В социологии семья рассматривается как социальный институт и малая группа, члены который связаны узами родства и брака и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.
В большинстве примитивных обществ семья оставалась единственным реально функционирующим социальным институтом. При переходе к более сложным культурам в обществе появляются и со временем начинают приобретать большое значение другие институциональные образования (рынок, деньги, государство, право, армия, религия и т. д.). С развитием общества развивается и семья как важнейшая ячейка общества.
Современная семья выполняет множество функций в различных сферах жизнедеятельности. Основными из них являются следующие: репродуктивная, связанная с биологическим воспроизводством населения; социализационная, реализуя которую семья обеспечивает социокультурное воспроизводство общества, а также удовлетворяет потребности в родительстве и воспитании детей, взаимных контактах и самореализации членов семьи; хозяйственно-бытовая, связанная с поддержанием нормальных условий жизни и физического здоровья всех членов семьи; экономическая — поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи материальными средствами и другие функции (морально-регламентационная, досуговая, эмоциональная, сексуальная коммуникативная).
В настоящее время в России более 40 млн семей. До недавнего времени преобладала двухдетная, нуклеарная модель семьи.
В конце ХХ века произошли сдвиги в составе и структуре российских семей. Как оценивают специалисты[11], суть их в том, что динамика числа семей и семейная структура населения определяются снижением рождаемости и уменьшением числа детей в семьях, увеличением числа разводов и внебрачных рождений. Семейную структуру в России отличает относительно низкая доля брачных пар без детей — 33,3% (США — 41%) и относительно высокая доля неполных семей. Доля неполных семей среди домохозяйств в России (13,4%) ниже чем в США, однако выше, чем в Европе. Каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет, воспитывается в неполной семье. У нас в стране больше, чем в среднем по Европе, сложных семей, включающих две и более брачные пары — 3,6% (Европа — 1,4%)
В России в 1990-е годы отмечалось увеличение доли семей, проживающих с родителями и родственниками. Основные причины этого — трудности с жильем, его дороговизна, свертывание практики бесплатного предоставления жилья государством. Тенденция к росту числа нуклеарных семей, имевшая место в 1970–1980 годы, стала снижаться. В результате действия этих двух противоположных тенденций средний размер российской семьи составил 3,128 человека при тенденции ее дальнейшего уменьшения[12]. В 1990-е годы отмечалось падение уровня брачности, что связывают как со сложными экономическими условиями, так и с расширением доли незарегистрированных браков.
По данным ВЦИОМ на май 2000 г.[13], у большинства опрошенного населения России сложилось мнение, что в «идеальной семье» должно быть двое детей (52% опрошенных). 21% опрошенных считают, что в такой семье должно быть трое детей и лишь 12% — один ребенок. Среди опрошенной молодежи (до 29 лет) 55% считают, что в «идеальной семье» должно быть двое детей, 22% — трое, 12% — один ребенок. Но планируют иметь в своей семье двоих детей (включая тех, которые уже есть) 40% опрошенной молодежи, троих — 8%, одного ребенка — 27% из опрошенной молодежи до 29 лет. Как видим, представления о репродуктивном поведении «идеальной семьи» и своей семьи значительно расходятся.
Социальные институты обеспечивают возможность членам общества удовлетворять свои потребности, стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность в действия людей.
Социальным институтам отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений. Они рассматриваются как важнейший компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Социальные институты обладают свойством консерватизма. Они устойчивы к изменениям, имеют большой запас инерции, поэтому в периоды социальных перемен являются источником торможения преобразований.
3.Социальная организация. Понятия «социальная структура» и «социальный институт» тесно связаны с понятием «социальная организация». Если понятием «структура» обозначается упорядоченность лиц, то понятием «организация» — упорядоченность деятельности.
В социологии социальную организацию определяют как искусственно созданное объединение людей, совместно реализующих интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил. В этом смысле организация выступает как социальный институт и рассматривается как его конкретное учреждение. Например, в институте образования социальными организациями являются школа, университет, министерство образования и т. д.
Термин «организация» употребляется также в значении определенной деятельности, процесса, связанного с сознательным воздействием на объект. Под организацией может пониматься и упорядоченность какого-то объекта, т. е. определенные структуры, строение или тип связей как способ соединения частей в целое.
Характерными признаками социальной организации являются следующие:
— направленность на достижение цели;
— распределение членов организации по ролям и статусам;
— разделение труда и его специализация;
— построение по иерархическому принципу;
— управление в единстве с самоорганизацией.
Основные элементы организации:
1. Социальная структура организации, которая рассматривается в разных аспектах. Во-первых, это групповая структура организации, в определенной мере отражающая социально-групповую структуру общества по демографическим, профессиональным, национальным, образовательным и другим признакам. Во-вторых, нормативная структура как система ценностей, норм и ролевых ожиданий, выступающих регулятором поведения членов организации и гарантом организационного порядка. В строении организации выделяются также формальная (заданная, регламентированная) и неформальная (незапрограммированная, спонтанная) составляющие.
2. Цели, ради достижения которых осуществляется деятельность организации.
3. Члены организации — это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в организации и выполнять соответствующую роль.
4. Технология, представляющая собой, во-первых, систему физических объектов (станки, аппаратура и т. д.); во-вторых, методы изготовления продукции; в-третьих, совокупность знаний людей о процессах, протекающих в сфере функционирования организации.
5. Внешняя среда, окружающая организацию, включающая различные компоненты (государство, рынок, ресурсы, культура и т. д.).
Каждая социальная организация предполагает управление. Это необходимо для обеспечения участников организации целями, направления деятельности всех без исключения элементов организации, удержания в допустимых пределах отклонения от поставленных целей. Управление социальной организацией есть отношение субъект–субъектное. Объект воздействия здесь также имеет свои цели, интересы, волю. Он может неоднозначно реагировать на методы и формы управления.
В социологии организаций выделяют три слагаемых управления: целевое управленческое воздействие на объект через приказ, задание, стимулирование координации и т. д.; организационный порядок, понимаемый как система норм и правил поведения в организации, внешне заданных по отношению к работнику; самоорганизация, т. е. спонтанное регулирование[14]. В обществе функционирует множество различных организаций. Совокупность взаимодействующих социальных организаций составляет организационную структуру общества.
Типология организаций. Можно выделить такие основные типы организаций, как:
Деловые организации (предприятия, учреждения и т. д.), которые создаются государством, местной властью, акционерными обществами и т. д. Участие в деловых организациях дает человеку доход, заработную плату. Основа внутреннего регулирования в них — административный распорядок, принцип единоначалия, назначения, целесообразности.
Общественные организации (партии, союзы и т. д.), цели которых вырабатываются «изнутри». Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности. Членство в таких организациях позволяет удовлетворять различные интересы участников.
Кроме деловых и общественных организаций в обществе возникают организационные образования, имеющие многие признаки организации, но не являющиеся ею в строгом смысле. Это ассоциативные организации — семья, научная школа, неформальная группа. Они имеют некоторую автономию от среды, относительную стабильность состава, иерархию и др. Однако степень их формализации незначительна, регуляция осуществляется спонтанно на основе складывающихся коллективных норм и ценностей. Особенность таких организаций еще и в том, что общие цели здесь совпадают с индивидуальными.
В современном урбанизированном обществе сходными с организациями признаками обладает такой тип общности, как поселение.
Социология организаций особое внимание уделяет изучению деловых организаций. Она рассматривает типологию таких организаций, их строение, проблемы функционирования, их организационную культуру и др.
Организационная культура представляет собой специфическую для конкретной организации совокупность ценностей и норм, традиций и образцов поведения, убеждений и ожиданий, а также способов взаимодействия организации с внешней средой. Она вбирает в себя основные черты современной российской национальной и российской организационной культур.
Многообразие моделей организационной культуры складывается в различных социальных контекстах. Особая организационная культура формируется, к примеру, на производственных предприятиях строительного профиля. Эти предприятия, обладая важнейшими признаками социальных организаций (направленность на достижение цели, распределение членов организации по ролям и статусам, разделение труда и его специализация, построение по иерархическому принципу), имеют специфическую социальную структуру. Её социально-групповой срез отличается неоднородностью половозрастных и профессионально-образовательных характеристик членов организации. Специфику строительных предприятий составляет высокая степень пространственной дифференциации, а именно: удаленность строительных объектов от офиса, отдаленность объектов строительства друг от друга, частая смена строителями мест работы.Ценностно-нормативная структура как система ценностей, норм и ролевых ожиданий функционирует с разной степенью интенсивности в тех или иных профессиональных группах.
Специфика предприятий строительного профиля как социальных организаций обуславливает их особую организационную культуру. На этих предприятий она имеет различную степень интенсивности функционирования в зависимости от дифференциации социально-групповой структуры и иерархического построения организации. Особенности организационной культуры этих предприятий проявляются в специфике составляющих ее субкультур.
Множественность уровней управления, связанная со спецификой строительных предприятий, порождает ситуацию, когда правила, нормы и ценности, принимаемые управленческим составом, осваиваются рядовыми работниками поверхностно. Получается, что «импульс» организационной культуры, идущий от высшего руководства, останавливается на среднем или низшем управленческом звене. В звене исполнителей этот импульс практически исчезает. Внутренняя среда этих предприятий характеризуется непреодолимой дистанцией во взаимодействии офисной и цеховой субкультур.
Наличие офисной и цеховой субкультур порождает двоякое отношение работников к организационной культуре. Представители офисной и цеховой субкультур демонстрируют значимые различия своих ценностных ориентаций. Для сотрудников офисов более значимыми являются процветание предприятия, интересная по содержанию работа, уверенность в завтрашнем дне, в то время как рабочие строительных площадок (представители цеховой субкультуры) выделяют наиболее значимыми приоритетами материальное благополучие, семью, личное счастье и взаимопомощь. В пятерку приоритетных для обеих групп респондентов ценностей вошли «уверенность в завтрашнем дне» и «семья».
Нехватка трудовых ресурсов, особенно в категории среднего линейного персонала и квалифицированных рабочих, приводит к необходимости привлечения неквалифицированного труда мигрантов из Средней Азии. Строительные предприятия более чем другие деловые организации вынуждены привлекать работников-мигрантов. Это сказывается на организационной культуре таких предприятий, трансформируя нормы и правила поведения, изменяя ценности, порождая разногласия систем «руководитель — сотрудник» и «я — организация». В данной ситуации могло бы наблюдаться столкновение культур, но этого не происходит, так как мигранты из Средней Азии исповедуют ислам, который диктует особые нормы поведения. Провозглашаемые организацией ценности не могут конкурировать с ценностями этнической группы, к которой они принадлежат.
В результате образуется специфическое культурное пространство внутри организации со своими ценностями, верованиями, законами и правилами поведения. Оно обособлено, самостоятельно и имеет свои особенности, с которыми руководству при формировании стратегии управления предприятием необходимо считаться.
Существенное отличие деловой организации состоит в том, что важнейшим ее компонентом является система безличных связей и норм. Для деловой организации характерна сложность, связанная со множеством и разнообразием элементов, многообразием связей между элементами и их автономией. Преодоление сложности организации достигается путем формализации, которая означает закрепление единых образцов и стандартизацию поведения (статус работника, обязанности, режим, связи, средства контроля, стимулы и т. д.). Формальная организация представляет собой систему заданных отношений, соответствующую ей официально установленную структуру статусов, совокупность правил и норм, предписанных данной организации. Особенности формальной организации связаны с ее рациональностью, безличностью, одномерностью (не предусматривает другие отношения, кроме служебных). Вместе с тем, существуют объективный и субъективный пределы формализации. Формальная часть определяет организацию, но не исчерпывает ее. Социологи выделяют как формальную (упорядоченную), так и неформальную составляющую деловой организации. Под неформальной понимаются незапрограммированные организационные связи и процессы. Они возникают спонтанно, самопроизвольно как по поводу реализации целей организации, так и в связи с межличностными отношениями, складывающимися в ходе общения работников.
Пока организации остаются относительно немногочисленными, они зачастую успешно функционируют на основе непосредственно личного взаимодействия между их членами. Крупные организации не могут обойтись без утверждения формальных производственных и административных процедур. В связи с укрупнением современных организаций и повышением их сложности потребовался механизм синхронизации и интеграции различных видов деятельности, т. е. обустройство организаций по принципу бюрократической структуры. Эта структура основана на иерархии должностей и ролей, предписании четких правил и стандартов, разделении функций и власти.
М. Вебер рассматривал бюрократию как идеальный тип правления в условиях капитализма. Основные компоненты бюрократической организации по Веберу: 1) принцип разделения труда и обязанностей; 2) иерархия власти; 3) безличность; 4) формирование персонала на рациональных критериях; 5) решения и действия предпринимаются по строго определенным правилам и должностным инструкциям.
По оценке социологов, бюрократия недостижима в ее идеальном типе, она имеет недостатки, или дисфункции. В социологии кроме классической веберовской есть множество теорий организации и управления, обосновывающих различные варианты функционирования и развития организации (теория рационализации Ф. Тейлора, административная теория А. Файоля, теория «человеческих отношений» Э. Мэйо, теория управленческих решений А. Пригожина и др.).
* * *
Социальный институт определяется как нормативно регулируемая совокупность лиц и учреждений. Основными социальными институтами являются семья, система образования, собственность, государство, армия, религия и т. д.
Социальной организацией называют объединение людей, совместно реализующих цели на основе определенных правил. В социологии выделяют деловые, общественные и ассоциативные организации.
[1] Spencer Н. First principles. — N. Y., 1898. — P. 46.
[2] См.: Durkheim Е. Les formes elementaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie. — P., 1960. На рус. яз.: Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / пер. с фр. — М.: Канон+, 1998.
[3] См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М., 1996.
[4] История социологии в Западной Европе и США. — М., 1993. — С. 180.
[5] Weber М. Essays on sociology. — N. Y., 1964. — Р. 214.
[6] Ward L. F. The physic factors of civilization. — Boston, 1893. — P. 123.
[7] См.: Parsons Т. Essays on sociological theory. — N. Y., 1964. — P. 231–232.
[8] Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. — С. 96–97
[9] Смелзер Н. Социология. — М., 1994. — С. 79–81.
[10] См.: Фролов С. С. Указ. соч. — С. 150.
[11] См.: О положении семей в Российской Федерации. — М.: НИИ семьи, 1998. — С. 5–7, 12.
[12] См.: там же. — С. 20.
[13] См.: Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. — 2000. — № 4. — С. 82–83.
[14] См.: Пригожин А. И. Современная социология организаций: учебник. — М., 1995. — С. 68.