Методика обучения технике прыжка с шестом




 

Обучение технике прыжка с шестом традиционно считается сложным, так как освоению подлежит сложное по координации двигательное действие, содержащее множество операций. Разучивая технику прыжка необходимо, соблюдая методические принципы обучения, осваивать множество подводящих и специальных упражнений. Однако в практике обучения случается, что освоение ряда подводящих и специальных упражнений определенной фазы прыжка не позволяет выполнить эту фазу в условиях части или целого прыжка. Причиной этому служит сложная согласованность, взаимообусловленность, взаимосвязь элементов или фаз прыжка. Прыжок с шестом – единое двигательное действие, а разучиваемые элементы и фазы (части единого двигательного действия) и их интеграция – одна из важных задач обучения движениям. Поэтому при первой возможности необходимо совместно выполнять разучиваемые движения (фазы прыжка). Первоначально обучению подлежит техника прыжка на прямом шесте, а впоследствии – техника прыжка с эластичным шестом. Предлагается начинать обучение технике прыжка с освоения виса на прямом шесте с последующим присоединением (к освоенным движениям) последующих фаз прыжка («взмах», «разгибание с поворотом», «отжимание», «переход через планку», «приземление»), а также одновременно разучивать первую часть прыжка («разбег», «отталкивание») (см. приложение А). Освоение и интеграция отдельных фаз прыжка при этом подходе происходит параллельно: разучиваются движения (фазы) первой части прыжка – разбега, опускания, выноса и постановки шеста в упор, отталкивания и второй – виса-замаха, разгибания туловища, перехода через планку и приземления. Необходимая для начального обучения дифференциация средств обучения в конечном итоге закономерно перерастает в интеграцию движений в единое двигательное действие. В дополнение к средствам обучения прыжку с шестом предлагается использовать в процессе обучения комплекс тренажерных устройств, оснащенных средствами срочной информации. Рекомендации по использованию комплекса тренажеров представлены в приложениях Б, В. Успех начального обучения прыжку с шестом во многом определяет предварительная физическая подготовленность, уровень двигательной координации, психологические качества начинающих прыгунов. Минимальные требования к физической подготовленности: в висе на гимнастической перекладине поднимание ног к местам захвата не менее 5–7 раз; пробегание 40 м «с ходу» за 4,7–4,9 с, прыжок в длину с разбега – 3,90–4,10 м, тройной прыжок в длину с места – 5,70–5,90 м, выпрыгивание вверх толчком двух ног – 0,35–0,4 м.

5.1. Обучение технике прыжка на прямом шесте Задача 1. Создать представление о технике прыжка с шестом. Средства 1. Рассказ о технике прыжка. 2. Демонстрация иллюстраций и кинограмм прыжка, наглядных пособий. 3. Показ видеоматериалов выполнения прыжка. Методические указания Представление о прыжке нецелесообразно создавать на основе точных количественных данных параметров прыжка или рассказом о деталях или особенностях выполнения прыжка. Достаточно представить начинающим прыгунам основные закономерности техники прыжка без учета индивидуальных особенностей его выполнения.

Задача 2. Обучить вису и отталкиванию на прямом шесте, переходу от отталкивания к вису. Средства 1. Взяться за канат выпрямленной правой рукой, а левой – на 30–40 см ниже. Продвинувшись вперед грудью и тазом, перейти в положение виса: маховая нога согнута в колене под прямым углом; толчковая – прямая, отведена назад; верхняя по захвату рука выпрямлена, нижняя согнута в локте и направлена вперед-в сторону. 2. То же, отталкиваясь от возвышения и с использованием шеста, установленного в ящик для упора. 3. Принять исходное положение прыгуна в момент отталкивания: руки вверху захватывают шест, толчковая нога на опоре, маховая согнута в колене. 4. Принять конечное положение прыгуна в момент отталкивания: толчковая нога на носке, верхняя рука выпрямлена и чуть отведена назад, нижняя согнута в локте (см. рисунок 27). 5. Имитация отталкивания стоя на месте. 6. Переход из начального исходного положения в конечное положение при отталкивании. 7. С одного шага оттолкнуться и перейти в вис на шесте (используется в этом упражнении и в дальнейшем тренажерное устройство № 1 А, см. рисунок 17 А). 8. То же с предварительного разбега (2–3 шага разбега): верхняя по захвату рука скользит по шесту и направлена вперед-вверх, нижняя у груди свободна. Ученик делает 2–3 шага и повисает на шесте. Приземляется на согнутые ноги, руки выпрямлены спереди. 9. То же с высвобождением сначала вертикальной, а затем сагиттальной степеней свободы движений шеста тренажера № 1 А. Методические указания При принятии исходного положения прыгуна в момент отталкивания толчковая нога ставится на опору всей поверхностью стопы. Верхняя по захвату рука выпрямлена. Осанка ровная и без существенных прогибов. Толчковая нога чуть согнута в колене. В конечном положении прыгуна в момент отталкивания прогиб туловища – в грудном отделе позвоночника. Тренер осуществляет непосредственную физическую помощь в принятии исходного положения учеником. Толчковая нога выпрямлена и опирается на носок стопы, маховая сильно согнута в коленном суставе и выдвинута вперед. При имитации перехода из начального положения (при отталкивании) – в конечное, необходимо следить за тем, чтобы ученик ставил ногу на опору упруго на всю стопу. Движения при этом осуществлять с небольшой скоростью и амплитудой, и увеличивать их по мере освоения упражнения. Маховая нога к завершению момента отталкивания направлена коленом вперед и сильно согнута, толчковая выпрямлена и отведена назад-вниз. В момент отталкивания маховую ногу не опускать и удерживать в согнутом положении. При выполнении перехода от отталкивания – к вису на шесте тренажера, движения шеста (первоначально) ограничить в вертикальной и сагиттальной плоскостях движения. Движения рук и ног должны быть согласованы. Обратить внимание на активное разведение ног. Верхняя по захвату рука не сгибается на протяжении выполнения всего упражнения. Разбег осуществлять с ходьбы, а затем увеличить скорость и амплитуду движений и высвободить вертикальную и сагиттальную степени свободы движения шеста по мере овладения динамическим равновесием на подвижной опоре без существенных ошибок исполнения. Рисунок 27 – Положение прыгуна в момент окончания отталкивания

Задача 3. Обучить взмаху на прямом шесте. Средства 1. Различные размахивания с использованием гимнастической перекладины, брусьев, каната. 2. В висе на тренажере № 2 А (см. рисунок 19), толчковая нога отведена назад-вниз, правая согнута в колене (положение фазы «вис-замах»). Медленно перейти в конечное положение взмаха на шесте. 3. То же, выполняя постепенно и увеличивая скорость взмаха, амплитуду движений. 4. То же, выполняя взмах в соревновательном режиме. 5. В положении «шест над головой» разбежаться (4–6 шагов разбега), оттолкнуться и перейти в вис на шесте, взмахнуть ногами и приземлиться (отводя плечи назад-вниз выпрямленными руками) на выпрямленное туловище (см. рисунок 28). Методические указания При работе на тренажере № 2 (см. рисунок 19 А) тренер осуществляет непосредственную физическую помощь и направляет движения ученика, удерживая его плечо одной рукой, а другой помогая движению таза. Движение плеч назад и сгибания в коленных и тазобедренных суставах должны быть согласованы во времени. Постепенно, по мере успешности обучения, тренер дает ученику возможность выполнить маховое движение без его помощи. Ученик осваивает движения взмаха, используя данные горизонтальной составляющей усилий, производимых на тренажере № 2, и корректирует (на основании рассогласований с эталонной моделью усилий) свои движения. Рисунок 28 – Выполнение взмаха на прямом шесте Задача 4. Обучить бегу, несению, выносу и постановке шеста в упор. Средства 1. Принять исходное положение перед разбегом: руки удерживают шест вертикально, верхняя по захвату рука у таза, нижняя – на уровне груди, ноги в шаге расставлены на расстояние ширины плеч. 2. То же в ходьбе и медленном беге до 30–40 метров. 3. Имитация выноса и постановки шеста в упор, стоя на месте без шеста, а затем – с шестом (используется тренажер) (см. рисунки 26, 29). 4. То же в ходьбе и медленном беге. 5. То же с постановкой шеста в ящик для упора с двух шагов разбега. 6. Выполнение разбега с равномерным опусканием нижнего конца шеста и с постановкой его в упор на место установленного ориентира. 7. То же с постановкой шеста в упор в ящик с 4 и с 6 шагов разбега. 8. Постановка шеста в упор с использованием разбегов различной длины. Методические указания При обучении несению шеста и бегу с шестом необходимо добиться свободного его держания без лишних колебаний. Для этого возможно использование эластичного ограничителя движений (см. рисунок 30). Бег по разбегу осуществляется с постепенным равноускоренным увеличением скорости бега к моменту отталкивания. Для освоения оптимальной длины бегового шага целесообразно выполнение разбега с использованием ориентиров, через которые пробегает прыгун. Вынос и постановка шеста в упор осуществляется по возможности без отклонений от прямолинейного его движения и ближе к туловищу и повторяется многократно. Б А Рисунок 29 – Выполнение имитации выноса (А) и постановки шеста в упор (Б) с использованием тренажерного устройства Рисунок 30 – Ограничитель движений шеста Задача 5. Обучить заключительным фазам прыжка на прямом шесте (разгибанию, повороту, отжиманию, переходу через планку, приземлению) и выполнению прыжка в целом. Средства 1. Из исходного положения фазы «разгибание» (при непосредственной физической помощи тренера) перейти в конечное положение этой фазы (используется гимнастическая перекладина, брусья, тренажер № 3 (см. рисунки 21 А, 31 А, Б). 2. То же с переходом в упор на верхнюю по захвату на шесте тренажера № 3 руку (см. рисунок 31 В, Г). 3. То же с последующим отжиманием в стойку. 4. То же, но постепенно увеличивая скорость выполнения движений и осуществляя движения без помощи тренера. 5. Из исходного положения «взявшись за места захвата на закрепленном свободно на гимнастической перекладине шесте и стоя на толчковой ноге», взмахнуть ногами. В момент кача шеста вперед выполнить разгибание с поворотом на шесте (см. рисунок 32 А, Б, В). 6. То же с преодолением планки (резинового шнура) (см. рисунок 32 Г). 7. Из исходного положения «присед, руки у плеч», качнуться назад и сделать кувырок с выходом в стойку на руках с последующим преодолением планки (резинового шнура). 8. Прыжок с шестом в длину: стоя за четыре беговых шага до места отталкивания разбежаться и прыгнуть, выполнив вис-замах, взмах и приземлиться на спину (используется измерительное тренажерное устройство) (см. рисунки 22, 24). 9. То же, выполняя дополнительно разгибание с подтягиванием вдоль шеста. 10. Выполнение упражнения 9 со среднего и полного разбега с использованием измерительного устройства (см. рисунки 22, 23, 33). Методические указания При работе на тренажере № 3 движения выполнять с невысокой скоростью и при первых попытках – с ограничением контроля движений зрением. Тренер удерживает ученика одной рукой за голеностопы, другой – за плечо. Движения перехода в упор должны выполняться без рывков, слитно и как можно ближе к шесту тренажера или его тросу. Тренер направляет движение ног ученика вверх. Осанка в конечном положении отжимания – без прогиба туловища вперед или назад в отделах позвоночника. При этом коррекция движений должна быть направлена на увеличение показателей усилий, производимых на тренажере и их «плавного» развития. При первых попытках использования измерительного тренажерного устройства необходимо, чтобы сигнал секундомера включился в момент окончания фазы «вис-замах» – начала фазы «взмах». По отношению к этому сигналу ученик (сделав коррекцию) в следующей попытке должен уточнить свои временные представления о длительности изучаемых движений (упражнение 8). В дальнейшем сигнал измерительного устройства включается через 0,5–0,6 секунды (окончание фазы «взмах» – начало фазы «разгибание»). Ученик должен запомнить интервал времени между началом опорной части прыжка (отталкивание) и моментом срабатывания устройства (звуковой сигнал) и осуществить (по мере необходимости) коррекцию окончания фазы «взмах» и начала фазы «разгибание» в следующей попытке. При выполнении упражнения 10 ученик должен организовать свои движения в момент окончания виса-замаха и начала взмаха на шесте по отношению к сигналу измерительного устройства. Сигнал при этом включается при прохождении шестом установленного в определенном положении контакта (см. рисунки 23, 33). Выполнив попытку, ученик знакомится с показаниями устройства прохождения шестом двух отрезков углового расстояния, которые «прошел» шест. На основании анализа данных времени прохождения шестом отрезков прыгун вносит необходимые коррективы в свои движения при выполнении следующей попытки. Г В Б АА – положение прыгуна в момент начала разгибания; Б – положение прыгуна в период разгибания; В – положение прыгуна в момент окончания разгибания; Г – положение прыгуна в момент начала отжимания Рисунок 31 – Выполнение фаз «разгибание», «подтягивание» и «отжимание» с использованием тренажерного устройства № 3 Г В Б АА – исходное положение прыгуна перед выполнением упражнения; Б – положение прыгуна в момент начала разгибания; В – положение прыгуна в момент окончания разгибания; Г – положение прыгуна в момент перехода планки Рисунок 32 – Выполнение заключительных фаз прыжка с использованием тренажерного устройства «качающийся шест»

 

 

1 – ящик для упора шеста; 2 – дуга измерительного устройства; 3 – корпус измерителя; 4 – ус мата; 5 – многожильный провод; 6 – держатель планки; 7 – секундомер Рисунок 33 – Выполнение прыжка на прямом шесте с использованием измерительного устройства



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: