Продолжительность и структура макроциклов




Структура подготовки в течение года обусловливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего совершенствования.

Принципиальной особенностью годичной подготовки является то, что она строится на основе относительно самостоятельных структурных образований, все элементы которых объединены общепедагогической задачей - достижение конкретного состояния подготовленности спортсмена, обеспечивающего успешное выступление в главных соревнованиях.

Построение годичной тренировки на основе одного макроцикла называется одноцикловым, двух - двухцикловым, трех - трехцикловым и т.д. В последние годы апробированы различные варианты четырехциклового, пятициклового и даже шести-семициклового построения годичной подготовки.

В одноцикловом построении год составляет один большой цикл тренировки и делится на три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.

У легкоатлетов подготовительный, продолжительностью около 6-ти месяцев (ноябрь-апрель), в свою очередь делится на три этапа: осенне-зимний подготовительный 3 месяца (ноябрь-январь), зимний соревновательный - 1 месяц (февраль) и весенний подготовительный - 2 месяца (март-апрель).

Соревновательный период делится на два этапа: ранний соревновательный - 1 месяц (май) и этап основных соревнований - 4 месяца (июнь-сентябрь).

Переходный - 3-4 недели (октябрь).

Этот вариант используется в подготовке начинающих и спортсменов младших разрядов. Среди хорошо подготовленных спортсменов одноцикловым вариантом пользуются бегуны на длинные дистанции, скороходы.

По двухцикловому планированию год состоит из сдвоенного цикла: у легкоатлетов осенне-зимнего - около 5 месяцев (15 октября - 14 марта) и весенне-летнего 6 месяцев (15 марта - 14 сентября), а также переходного периода (15 сентября -14 октября).

Осенне-зимний цикл, в свою очередь, делится на осенне-зимний подготовительный (15 октября - 30 ноября), специально-подготовительный (1 декабря-31 января) этапы и соревновательный период (1 февраля - 14 марта).

Весенне-летний цикл включает в себя подготовительный (15 марта -14 апреля) и специально-подготовительный (15 апреля - 31 мая) этапы, а также этапы подводящих (1-30 июня) и основных соревнований (1 июля - 14 сентября). Случается, что для спортсменов, уже достигших своих максимальных результатов и перешагнувших возрастную зону своих оптимальных возможностей, может быть принято трех- или четырехцикловое построение тренировки в течение года. Особенностью этого варианта является участие во многих соревнованиях в течение года с поддерживающими (иногда развивающими) тренировками и активным отдыхом между ними. В этом случае учебно-тренировочный процесс делится на три периода: повышение тренированности спортсмена, сохранение тренированности, снижения тренированности. Первый период продолжается до двух месяцев, второй - от одного до трех месяцев, третий - до одного.

Дальнейшая научная разработка системы построения годичной подготовки показывает, что возможно, такое ее построение, которое, с одной стороны, давало бы возможность спортсмену выступать в значительном количестве ответственных соревнований в течение года, а с другой - обеспечило бы планомерное повышение уровня готовности к наиболее ответственным соревнованиям - чемпионатам мира, Европы, Олимпийским играм.

В различных циклических видах спорта в последнее время успешно применятся цикловая система построения годичной подготовки. В ее основе 6-12-недельные относительно самостоятельные макроциклы, завершающиеся главными соревнованиями макроцикла. Заключительный (шестой или седьмой) макроцикл завершается главными соревнованиями года.

В каждом из макроциклов решаются две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: обеспечение планомерной подготовки к главным соревнованиям года и достижение высокого уровня готовности к успешному выступлению в главных соревнованиях макроцикла.

Таким образом, общим для построения учебно-тренировочной работы на год или более короткие отрезки времени является то, что определяются средства и методы, и устанавливается продолжительность сроков для повышения функциональных возможностей организма, сохранения на соответствующем промежутке времени достигнутого уровня развития двигательных способностей и учитывается неизбежное вслед за этим их кратковременное снижение. Указанное отражает закономерное изменение физического состояния человека на протяжении года или других отрезков времени под влиянием направленного воздействия на его моторику.

Периоды макроцикла

Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате определенных тренировочных воздействий, характер которых меняется в зависимости от периодов подготовки. В соответствии с этим в тренировочном процессе выделяют три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.

1. Подготовительный, когда закладывается функциональная база для успешной подготовки и участия в основных соревнованиях года.

Во всех случаях построения годичного цикла подготовительный период состоит из двух этапов тренировки - общеподготовительного и специально-подготовительного. Соотношение между ними по затрачиваемому времени для начинающих спортсменов может быть выражено как 3:1, для квалифицированных - как 3:2 или 2:2.

В продолжение общеподготовительного этапа повышается уровень общей физической подготовленности, возрастают возможности важнейших функциональных систем организма. Развиваются спортивно-технические и психологические качества спортсмена. Специальная часть этапа заключается в избирательном повышении возможностей и качеств, существенно влияющих на спортивный результат. Доля соревновательных упражнений невелика.

В специально-подготовительном этапе предусматривается непосредственное становление спортивной формы. Тренировки направлены на развитие комплексных качеств – скоростных возможностей и специальной выносливости. Основная роль отводится узкоспециализированным средствам, совершенствуются соревновательная техника и тактика с параллельным развитием физических качеств. Количество соревновательных и специально-подготовительных упражнений возрастает к концу этапа.

В легкой атлетике подготовительный период является наиболее длительным, когда предусматривается:

создание функциональной базы для выполнения больших объемов специальной работы;

подготовка двигательных и вегетативных функций организма к эффективной соревновательной деятельности;

совершенствование двигательных навыков;

развитие физических качеств;

совершенствование тактической и физической подготовки.

С первых дней подготовительного периода предусматривается выполнение упражнений, создающих физические, психологические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. Так, на первом этапе подготовительного периода высок объем работы аэробной направленности. Затем постепенно увеличивается объем аэробно-анаэробной и потом – анаэробной гликолитической работы.

Основная задача подготовительного периода состоит в широком применении специально-подготовительных упражнений, приближенных к общеподготовительным. В дальнейшем увеличивается количество соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.

2. Соревновательный, на протяжении которого происходит дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности и осуществляется непосредственная подготовка и участие в основных соревнованиях. Задачами этого периода являются сохранение и повышение уровня специальной подготовленности и полное ее использование в соревнованиях. В данном случае специальная подготовка осуществляется в соответствии со сроками главных стартов. Остальные старты носят тренировочный характер, и специальной подготовки к ним, как правило, не требуется.

За 2-3 недели до ответственных выступлений значительно снижается общий объем тренировочной работы. Отличающимися от соревновательных упражнений программами занятий предусматривается поддержание тренированности спортсмена.

Изменение суточного режима в зависимости от географических мест и времени соревнований связано с изменением кривой колебаний работоспособности, поэтому основные тренировочные занятия и контрольные соревнования планируются на предполагаемые часы важнейших стартов. Перестройка работоспособности обычно панируется за 3-5 недель до выступлений, когда режим работы и отдыха распределяется по дням, аналогичным соревновательным. Микроциклы повторяются так, чтобы участие в соревнованиях совпадало с образованием условно-рефлекторных связей, обеспечивающих максимальную работоспособность спортсмена именно в эти дни.

Особое внимание уделяется порядку подготовки за 7-14 дней до старта. Тренировка строится сугубо индивидуально с учетом:

функционального состояния и уровня тренированности спортсмена;

устойчивости соревновательной техники;

психического состояния спортсмена на данный момент;

его индивидуальных особенностей;

реакции на тренировочные и соревновательные нагрузки.

В это время очень важно не продолжать дальнейшего повышения функциональных возможностей систем и механизмов организма, определяющих уровень специальной выносливости.

3. Переходный, направленный на восстановление физического и психического потенциала после тренировочных и соревновательных нагрузок. Это способствует подготовке спортсмена к выполнению нагрузок в очередном макроцикле. Продолжительность переходного периода обычно не менее 2-3 недель.

Основная задача переходного периода – полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего сезона или макроцикла, а также поддержание функционального уровня для обеспечения готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание уделяется полноценному физическому и психическому восстановлению организма.

В спортивной практике существует три подхода к планированию переходного периода:

сочетание активного и пассивного отдыха, позволяющего восстановить психическую сферу спортсмена. Однако это приводит к существенному угасанию функциональных возможностей организма, что в дальнейшем требует довольно продолжительной работы по их восстановлению. И все же подобный подход приемлем для спортсменов высокого класса с длительным стажем, особенно на этапе сохранения высших достижений;

достаточно напряженная тренировка после нескольких дней активного или пассивного отдыха, построенная по принципу втягивающего мезоцикла первого этапа подготовительного периода. Этот подход рекомендуется к спортсменам, по разным причинам, не выполнившим программу предыдущего макроцикла;

широкое применение средств активного отдыха, а также неспецифических нагрузок, обеспечивающих поддержание основных компонентов тренированности. Данный вариант приемлем при нормальном протекании тренировочного процесса в продолжение года.

Тренировка в переходный период характеризуется небольшим суммарным объемом работы с незначительными нагрузками. По сравнению с подготовительным периодом объем работы сокращается минимум в 3 раза, занятия с большими нагрузками не планируются, а их количество не превышает 3-4 в неделю. Место занятий меняется: их проводят в лесу, у реки, в зонах отдыха. Наиболее целесообразно проводить занятия комплексной направленности, которые должны быть максимально эмоциональными. Направленность и содержание тренировок в переходный период связаны с этапом многолетней подготовки. В конце периода нагрузку постепенно увеличивают, что обеспечивает плавный переход к первому этапу очередного подготовительного периода.

Продолжительность периодов и этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяется большим количеством факторов. Одни из них связаны со спецификой вида спорта; другие – с этапом многолетней подготовки, закономерностями совершенствования различных качеств и способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих уровень достижений в данном виде спорта; третьи – с индивидуальными морфофункциональными особенностями спортсменов; четвертые – с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т.п.).

Например, в плавании, легкой атлетике и других циклических видах спорта продолжительность соревновательного периода может быть в 1,5-2 раза меньше, чем в спортивных играх. Сезонные виды спорта отличаются большей продолжительностью подготовительного и меньшей – соревновательного периода по сравнению с видами спорта, соревнования в которых проводятся в течение всего года.

На начальном этапе многолетней подготовки, а также этапе предварительной базовой подготовки более продолжителен подготовительный период; соревновательный период очень непродолжителен и не четко выражен. При подготовке спортсменов высокого класса наблюдается противоположная картина: подготовительный период резко сокращается, а соревновательный может занимать значительную часть года.

Участие в соревнованиях

Для высококвалифицированных спортсменов международный календарь подчиняет себе весь тренировочный процесс. Это обстоятельство делает международный спортивный календарь своеобразным «становым хребтом», на котором располагаются остальные объекты управления: спортивный календарь внутри страны, этапы спортивной подготовки в соответствии с задачами соревновательной деятельности, распределение средств и методов на различных этапах подготовки и других. Соревнования, в которых участвуют высококвалифицированные спортсмены, подразделяются на пять групп: главные, основные, отборочные, контрольные и подводящие.

В число главных соревнований входят Олимпийские игры, зимние и летние чемпионаты мира и Европы, кубки мира и Европы. Отличительной особенностью их является то обстоятельство, что по их итогам дается оценка деятельности спортивных организаций и атлетов со стороны государственных учреждений, средств массовой информации, спортивной общественности.

Отборочные соревнования - это состязания, в ходе которых производится отбор спортсменов, формируется команда.

Контрольные соревнования проводятся, по мере необходимости, для оценки эффективности учебно-тренировочного процесса на конкретном этапе годичного цикла. В них приобретается опыт спортивной борьбы, развивается способность к максимальной мобилизации и полноценной реализации накопленного потенциала, отрабатываются тактические варианты и совершенствуется тактическое мастерство.

Подводящие соревнования проводятся на всех этапах годичного цикла подготовки спортсменов. Они способствуют вхождению легкоатлетов в спортивную форму. С помощью подводящих соревнований решаются тактические (но не стратегические) задачи подготовки.

Общее количество соревнований в годичном цикле тренировки изменяется в зависимости от предмета спортивной специализации и спортивной квалификации. У высококвалифицированных легкоатлетов примерное соотношение различных групп соревнований представлено в таблице 1. При этом главные и основные соревнования объединены в рубрике наиболее значимых, а отборочные вошли в рубрики контрольные и подводящие.

В спортивной практике распространены два подхода в использовании соревнований в целях повышения тренированности. Одни спортсмены строят свою подготовку, широко применяя серию предварительных стартов в избранном виде спорта до участия в главных соревнованиях. Другие готовятся к наиболее ответственным стартам, соревнуясь очень мало. Тренировка в соревновательном периоде при втором подходе строится с более выраженной установкой не только на поддержании, но и на дальнейшее развитие специфических качеств атлета. Кроме этого, существует смешанный вариант построения структуры годичною цикла тренировки, когда спортсмены чередуют участие в серии соревнований с дальнейшей тщательной подготовкой к ответственным состязаниям без частых стартов.


 

Таблица 1.

Оптимальные параметры соревновательной деятельности квалифицированных легкоатлетов различных специализаций на протяжении годичного цикла тренировки.

Специализация Число соревнований в годичном цикле
Контрольных Подводящих Наиболее значимых Всего
Спринтерский бег 6-8 7-10 6-7 19-25
Барьерный бег 5-7 8-10 6-8 19-25
Прыжки 5-8 9-12 6-10 20-30
Метания 7-9 11-13 7-10 25-32
Бег на средние дистанции 11-13 10-14 5-7 26-34
Бег на длинные дистанции 9-12 8-12 4-5 21-25
Марафон (включая смежные дистанции) 4-6 6-8 2-3 12-17
Спортивная ходьба 3-6 4-5 2-4 9-15
Многоборье 3-5 5-8   10-15

 

Первый вариант с более частыми стартами используется в подготовке опытных спортсменов, имеющих стабильную технику.

Второй вариант структуры соревновательного периода может быть использован в тренировке сравнительно молодых атлетов, у которых незаурядные физические данные сочетаются с недостатками в технике движений. Активная соревновательная деятельность для таких спортсменов может оказаться вредной, способствующей закреплению характерных ошибок в движениях, которые легко проявляются в экстремальных условиях состязаний.

Третий вариант структуры соревновательного периода может быть использован в сезоне с особо важными соревнованиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: