Предметы ведения и полномочия местного самоуправления




К предметам ведения, относящимся к органам власти, относится круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти. Каждый уровень власти осуществляет действия – функции по закреплённым за ним предметам ведения. Для выполнения возложенных функций каждый уровень власти и управления наделён правами, которые принято называть полномочиями. Полномочия на выполнение функций одновременно являются и обязанностью выполнять возложенные функции. Следовательно, полномочия – это права, совмещённые с обязанностями.

Сочетание предметов ведения и полномочий является компетенцией. В Конституции РФ определены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти. Конституция разделяет предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и её субъектов, и предметы ведения субъектов РФ. Согласно статье 72 Конституции установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению РФ и её субъектов. В статье 76 Конституции установлен порядок разграничения полномочий по предметам совместного ведения. В соответствии с установленным порядком предметы ведения и полномочия местного самоуправления устанавливаются федеральным законом и могут конкретизироваться законами субъектов РФ.

При этом принципиальное значение имеет вопрос эффективности разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Эффективным может быть принцип субсидиарности, при котором за каждым уровнем власти закрепляются те предметы ведения, которые он может решить наилучшим образом. В соответствии с этим принципом, за нижним, самым близким к населению уровнем, должны быть закреплены все вопросы, которые он может решить. Вопросы, которые не могут эффективно решаться на нижнем уровне управления, передаются на более высокий. Каждый более высокий уровень управления несёт субсидиарную ответственность за деятельность нижнего уровня, и его представители обязаны вмешаться, если деятельность нижнего уровня представляет угрозу для благополучия населения.

Предметы ведения местного самоуправления в российском законодательстве обозначаются термином «вопросы местного самоуправления». К вопросам местного самоуправления принято относить:

- вопросы, которые могут самостоятельно решаться населением или органами местного самоуправления, не требуя вмешательства органов государственной власти;

- вопросы, последствия решений которых не выходят за территорию данного муниципального образования, т. е. не оказывают неблагоприятного воздействия на соседние территории.

Во всём мире основным предметом ведения местного самоуправления считается благоустройство и социально-экономическое развитие местной территории, организация и предоставление различных услуг населению на местном уровне. Европейская хартия местного самоуправления закрепляет принципы, которые устанавливают компетенции органов местного самоуправления.

1. Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Однако, это не исключает предоставления отдельных конкретных полномочий в соответствии с законом.

2. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключён из их компетенции и не отнесён к компетенции другого органа власти.

3. Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Предоставление каких-либо из них иному органу власти должно производиться с учётом объёма и природы поставленной задачи, а также требований эффективности и экономии.

4. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть оспорены или ограничены иным органом власти, центральным или региональным, только в пределах, установленных законом.

5. При делегировании полномочий центральными или региональными органами местные органы самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой приспосабливать их осуществление к местным условиям. В силу специфики государств и местных традиций перечень предметов ведения и полномочий местного самоуправления в отдельных странах может существенно различаться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: