по методике безоценочного интервью




Обсуждение спектакля

Методика обсуждения спектакля, предлагаемая вниманию коллег, была разработана сотрудником педагогической части Московского ТЮЗа О. И. Троицкой в середине 80-ых годов XX века. В основе методики лежит представление о том, что каждый человек имеет право испытывать по отношению к увиденному любые чувства, но никому не дано право вешать ярлык на произведение чужого творчества. То есть каждый имеет права сказать: «для меня это было тягостное зрелище» или «мне было тепло и радостно во время спектакля»; но в то же время лучше не позволять себе высказываний типа: «это безобразное, а это великое произведение искусства». Методика основана так же на представлении о том, что человеческое восприятие всегда движется от первичного ощущения к формированию устойчивого чувства, от чувства к попытке его осмысления, от мысли к идее и постижению целостного мыслеобраза. Выстраивая беседу по спектаклю в определённой логике, интервьюер помогает зрителям пройти путь самостоятельного и личностного постижения увиденного. Ниже мы предлагаем Вам примерный план построения такой беседы.

1. Вопрос на пробуждение эмоциональной памяти. Закройте глаза (по честному), какая картинка, (звук, текст и т. д.) всплывают у вас в памяти в первую секунду, когда произносят: «………» (название произведения)?

2. Вопросы на легализацию и слив негативных эмоций. Например: Где вам было скучно? Что вас откровенно раздражало?

3. Вопросы на пробуждение позитива и разрешение эмоциональной реакции. Например: Где искренно смеялись? Где хотя бы улыбались?

4. Вопросы на глубинное переживание. Например: А где было ощущение, что действие захватило вас по-настоящему и до конца? Где было грустно, больно, хотелось поплакать?

5. Вопросы на личностную идентификацию. Например: За кем из героев вы чаще всего наиболее пристально следили? Были ли такие моменты, где вам было особенно радостно или страшно за них? Где вам было за них стыдно? Где вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с ним? Если бы Вы могли с ним познакомиться, кем бы Вы хотели его иметь: братом или сестрой, другом, старшим товарищем, бабушкой или дедушкой, тётей или дядей, кем-то ещё? О чём бы вы с ним разговаривали? Как бы проводили время (разговаривали, молчали, гуляли, играли в футбол и т.д.)?

6. Вопросы на осознание художественного образа. Например: Если бы произведение не имело названия – как бы Вы его назвали? Если бы в произведении не было таких-то сцен, изменилось бы что-то в вашем восприятии? Что? Если бы там была не такая, а другая музыка, (цветовая гамма, декорации и т. д.) что-то изменилось бы для вас – что?

7. Вопрос на осознание основного пафоса произведения. Например: Кому из своих близких и знакомых Вы посоветовали бы посмотреть (прочитать, послушать) это произведение? Почему? И что бы Вы ему при этом сказали? Кому вы не советовали бы это читать (смотреть, слушать) и почему? Хотите ли вы сами прочитать (посмотреть, послушать) это ещё раз? Или что-то другое этого же автора? С этими же исполнителями? Какого рода вы хотели бы увидеть произведение?

 

Уважаемые коллеги!

Пожалуйста, имейте в виду, что приведённая выше структура – только лишь схема. В каждом конкретном случае нужно понять:

· Какие вопросы будут оптимальны для данной конкретной аудитории (возраст, характер, зрительский опыт), и сколько их должно быть?

· Какие вопросы уместны для данных конкретных обстоятельств (общались с произведением только что, недавно, давно; утро, день, вечер, мера усталости; комфортная или не комфортная аудитория и т.д.)?

· Какие вопросы наиболее точно вскроют образный строй данного конкретного произведения?

 

Форма беседы хороша для подростков и старших школьников. А для работы с детьми младшего возраста логичнее выстроить творческую игру, решающую те же задачи. Такую игру на основе авторского тренинга С. В. Клубкова и методики О. И. Троицкой специально для обучающих фестивалей МИОО и АНО «Пролог» сочинили педагоги И. С. Есина и Е. В. Кочнева.

1. Творческая разминка на мобилизацию: одновременный хлопок, зеркало и другие.

2. Пробуждение эмоциональной памяти: равномерно занимаем пространство и всё время перемещаемся в нём. Педагог называет героев спектаклей, места и время действия, погоду из спектаклей и дети не прекращая движения превращаются во всё это или по хлопку замирают и строят живую картину на заданную тему. Например: двигаемся как цветки лотоса, распускающиеся утром навстречу солнцу, как лягушата, перепуганные появлением Дюймовочки, как любопытные комары, как река, несущая лист кувшинки. Хлопок. Педагог считает до трёх и все, не сходя со своих мест, превращаются в картинку «Бре-ке-ке-кекс»!

3. Начало основой части. Группа детей в возрасте от 6-ти до 10-ти лет по случайному принципу (расчёт, разноцветные карточки и т.д.) делится на столько групп, сколько спектаклей было в обсуждаемом показе. Было 12 спектаклей – 12 групп по 2-3 человека, было 6 спектаклей – 6 групп по 4-5 человек.

4. Прикосновение к жанровой особенности спектакля. Каждая группа получает ватманский лист и вытаскивает из «шляпы» название одного из виденных спектаклей. Теперь ей нужно выбрать, чем рисовать фон и писать название и аргументировать свой выбор. Аргументы шепчут на ухо педагогу, после чего он выдаёт необходимые материалы и инструменты. Предлагаются: карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, уголь, пастель, восковые мелки. Выбрав, группа рисует фон и пишет название спектакля, придумывая шрифт, который кажется наиболее подходящим для характера предложенного спектакля.

5. Актуализация событийного ряда. Группы по кругу меняются ватманскими листами и, соответственно, спектаклями. Теперь нужно доставшуюся историю разбить на какие-то части и обозначить на ватмане какие-то места для каждой части. Может быть, это будет карта с разными местами действия, может домик с этажами, комнатами или окошками для каждой части, может, дерево с веточками для каждого фрагмента истории или лодочки, повозки, или что-то другое – кто как придумает. Главное объяснить, почему хочется сделать именно так. Рисуем рисунок на ватмане и подписываем каждый фрагмент.

6. Негатив и позитив. Снова меняемся листами по кругу. Вспоминаем сначала самые грустные, тревожные, неприятные моменты и рисуем своё ощущение подходящей краской в соответствующем «домике» события. Иллюстрировать вовсе не нужно. Рисуем именно своё ощущение. Оно может быть фантастическим или реальным существом или просто цветовым пятном. Затем вспоминаем самые весёлые или приятные моменты и тоже рисуем свои ощущения в «домиках».

7. Идентификация. Ещё раз меняемся листами ватмана по кругу. Каждый вспоминает героя, за которым ему было интереснее всего наблюдать на протяжении всего спектакля. Каждый рисует в любой точке ватманского листа, которая кажется ему подходящей, этого героя и себя. Важно, чтобы мы поняли, как взаимодействуют герой и автор рисунка. Может быть, они общаются, а, может быть, герой не видит присутствия автора. Может, они вместе участвуют в сюжете, рассказанном в спектакле, а, может быть, они общаются вне его: гуляют по саду, играют в футбол, рассматривают книжку с картинками, дёргают девчонок за косички…

8. Осмысление прожитого. Еще раз меняемся ватманскими листами. Пишем, где хотим, самое-самое главное, что нам хочется сказать про увиденное какому-то совершенно конкретному адресату: героям спектакля, авторам пьесы, актёрам, режиссёру, своим друзьям, родственникам, учителям.

9. Итог. Складываем все картинки на центр класса, рассматриваем внимательно, обмениваемся впечатлениями о том, что в чужих работах показалось нам самым интересным. На хлопок делаем одну живую картину: «Наше впечатление от увиденного».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: