Как понималась личность Бога в схоластике?




В схоластике господствовала теория теоцентризма и креационизма. Познать Бога нельзя (супернатурализм), Бога можно описывать только положительно(теофания), Бог вне чувственного восприятия.

 

 

91. Что означает понятие «Креационизм»? Креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом. Последователи креационизма разрабатывают совокупность идей — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически.

 

92. Что является источником Добра и Зла для средневековой схоластики? Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости окружающий мир всецело сотворен Богом, следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром. Зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога, поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей. В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

 

93. Как рассматривалась проблема соотношения свободы воли человека и божественного предопределения в эпоху средневековья? В средневековой философии воля в человеке выступала на первый план, по аналогии с тем что Бог имеет свободную волю. Центр этики становиться в вере, которая переноситься из античного разума в средневековую философию. Без Божественного предопределения человек не может преодолеть греховных влечений. Человеческая воля с помощью божественной благодати приобретает способность хотеть добра и творить его, а потому продвигаться по пути праведности при помощи добрых дел.

94. Каким образом можно было достичь спасения души согласно учению средневековых теологов? Человек, утративший в результате грехопадения Адама возможность творить добро и даже желать этого, не может самостоятельно достичь спасения своей души. Это достигается действие верой в искупительный подвиг Христа, вера - дар Бога. Оправдание верой в Христа означает, что в человеческой душе произошло изменение, человеческая воля с помощью божественной благодати приобрела способность хотеть добра и творить его, а потому продвигаться по пути праведности при помощи добрых дел.

95. как соотноситься «вера» и «разум» в схоластике? Схоластом Фомой Аквинским была пред­принята попытка примирить оба взгляда на проблему связи разума и веры. Выдвинутая им идея их гармонии предполагала, что вера не только не противоречит разуму, но помогает в его познавательной деятельности. Откровение и интеллект, со­гласно утверждению Фомы Аквинского, не должны противо­речить друг другу, ибо исходят из одной и той же основы -Божественного Разума, как первоисточника высших истин.

96. Как понимается проблема Бытия в средневековой философии? Средневековая философия не противопоставляет материю и идею, материализм и идеализм. То, что древнегреческие философы считали единой сущностью — бытием, средневековая философия разделяет на: бытие (существование) – показывает, есть ли вещь вообще и сущность — характеризует вещь. Сущность может иметь место и без бытия. Чтобы стать бытием, сущность должна быть сотворена Богом. Бестелесная сущность витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием. Только в Боге сущность и существование совпадают.

97. Какой смысл был заложен в понятии «град божий» и «град земной» Августином? Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, содержанием которых является противостояние «градов» - божьего и земного. «Божий град» представляет меньшую часть человечества - это те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у бога спасение и милосердие; в «земном граде», напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые забывают о боге. Божий град постепенно усиливается в общественно-историческом развитии, в частности после прихода Иисуса. Главной предпосылкой принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность, как перед богом, так и перед церковью.

98. Каким образом понимали проблему прогрессивного развития общества в эпоху средневековья? Господство религиозного мировоззрения, столь характерное для того времени, было несовместимо с идеей прогресса. Невозможно совместить первородную греховность человека, беспомощность его перед лицом судьбы с такими измерениями прогресса, как историческая самодеятельность людей, творческое выстраивание человеком своей жизненной линии, перспектива пусть медленного, но неуклонного совершенствования человека и человечества. Можно было бы назвать линией прогресса христианско-религиозное движение к спасению, если бы оно вытекало из естественно-исторической эволюции общества, являлось делом рук человеческих, а не было подарком небес. Вера в прогресс утверждалась в борьбе против религиозной веры за духовную эмансипацию человека.

99. Назовите смысл дискуссии между сторонниками «номинализма» и «реализма» в эпоху средневековья? Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах. Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего. Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи, разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного. Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности, мысль и бытие тождественны. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы. Считали, что существует не один, а три Бога.

100. Кто был автором и сторонником теории «двух истин» (истины веры и истины разума) в схоластике? И в чем смысл этой теории? Фома Аквинский, а сторонники Сигера Брабантского, Уильяма Оккама. Он выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Веры, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, познающую истину силой человеческого интеллекта. Выдвинутая им идея их гармонии предполагала, что вера не только не противоречит разуму, но помогает в его познавательной деятельности. Откровение и интеллект, со­гласно утверждению Фомы Аквинского, не должны противо­речить друг другу, ибо исходят из одной и той же основы - Божественного Разума, как первоисточника высших истин.

101. Назовите основные черты учения «томизм»? 1) сосуществование двух порядков бытия - естественного и сверхъестественного, познание которых открыто для высших способностей человека - разума и веры; 2) истина одна и она - от Бога, поэтому нет противоречий между ними; 3) в богопознании: разум способен путем аналогии постичь бытие Бога, но не Его сущность; 4) в теории познания: умеренный реализм и критика номинализма; 5) в метафизике: центральность естественной теологии; различие сущности и существования и первенство последнего над первой; 6) человек - личностное единство тела и души, душа - субстанциальная форма тела; 7) разум человека просвещает волю, действующую независимо и долженствующую овладеть страстями; 8) духовное призвание и спасение не должны приноситься в жертву политическим интересам.

102. Каким образом Ф.Аквинский пытался рационально обосновать бытие Бога? • движение: все, что движется, движимо кем-то другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; • причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог; • случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; • степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

109. Что означает термин «Возрождение», когда и где он появился? Эпоха Возрождения (Ренессанс) возникла в XV-XVIв.в. в Европе, означала кризис феодального строя и зарождение капитализма. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Для философии это время стало своеобразным переходным периодом - от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства.

110. Назовите основные черты философии и мировоззрения эпохи Возрождения? К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания) • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству • широкое распространение идеи социального равенства. Искусство и гуманитарные знания занимают ведущее место в мировоззрении этой эпохи.

111. Назовите основные черты философии и мировоззрения Нового времени? Наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии. Социальные преобразования, связанные с ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Философия уже опирается на науку, общество идёт по пути научно-технического прогресса, проходит своё становление экспериментально-математическое естествознание. Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении причинно-следственных связей между явлениями природы удовлетворяла новая теория познании в философии. Продолжается полемика между двумя направлениями – эмпиризм и рационализм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: