Реальность сознания - важнейшая проблема философии и науки. Первейшая сложность состоит в том, что сам процесс не наблюдаем, само явление нельзя измерить…Я считаю, что реальность сознания допустима, придерживаясь материалистической точки зрения: 1)сознание реально, это продукт исторического развития..2)сознание – высшее свойство мозга, 3) сущность сознания состоит в идеальном и активном преобразования этого мира.
Что такое «идеальное» и «духовное»? И чем они отличаются от «материального»?
Идеальное – субъективный образ объективного мира (не материальное, вне пространства и времени, не имеет массы, …),т.е находится в сильной зависимости от субъекта (мысли, эмоции, смысл текста)
Духовное – особая нематериальная энергия жизни. Сюда относят понятия: красота, добро, гармония, благо, зло, дисгармония.
Материальное – всё, что принадлежит действительности и отображается ощущениями субъекта. Состояние материальных объектов обусловлено действием физических сил (гравитационных, электромагнитных…)
Материальное отличается от идеального и духовного тем, что оно имеет форму, оно конечно, он не вечно…Идеальное и духовное не имеют объективных характеристик(массы, высоты, ширины…)
В чем состоит отличие материалистического и идеалистического понимания сущности сознания?
Материалистическую концепцию можно представить в виде пяти тезисов:
1.тез. –концепция абиогенеза – жизнь возникла самостоятельно, без Бога.
2тез. – т. Дарвина. – живой организм самоусложняется
3тез. – теория отражения – лежит способность отражения (отпечаток на глине)
4тез. – человек - биосоциальное существо
5 тез. – антропосоциогенез – человек мутантная ветвь обезьяны
|
Вывод:1)сознание - это продукт исторического развития..2)сознание – высшее свойство мозга, 3) сущность сознания состоит в идеальном и активном преобразования этого мира.
Идеалистические взгляды на природу сознания сводятся к следующему: объективный идеализм наделяет сознание сверхматериальным, сверхъестественным характером. Оно существует независимо от мира, где – то вне человека, не имеет отношения к мозгу. Дух не рождается и не возникает, он живет всей собственной жизнью, порождает явления природы, истории.
Представителем идеалистической стороны был Платон, который утверждал, что душа бессмертна, а тело смертно. Он считал его клеткой. Платон полагал, что существует одна мировая идея (общая), которая генерирует начало мира.
Каким образом Демокрит понимал сущность сознания и его связь с физическим телом человека?
С точки зрения Демокрита существенной является Душа – индивидуальность, а душа – сознание не имеет значение, поскольку после разрушения материального тела в сознании не сохраняется память об индивидуальности, которая рассеялась и перестала существовать. Демокрит отрицал бессмертие индивидуальной души и считал несущественным бессмертие осознанной души. Можно заключить, что философия Демокрита заключалась в стремлении к безмятежности души – индивидуальности в продолжении времени, пока атомы индивидуальности не рассеялись в пространстве…Сознание носило для него больше материалистический характер.
Каким образом Сократ доказывал бессмертие человеческой души?
|
Разумеется, ни один из аргументов не является бесспорным доказательством бессмертия именно души конкретного человека, напротив, душа становится бессмертной, благодаря отделению от тела, да и вообще утрачивая индивидуальные характеристики. На то, что речь идет не о бессмертии личной души, указывает и теория Диотимы, которую излагает Сократ в "Пире". Согласно ей, человек стремится ни к чему иному, как к обладанию благом, причем обладанием вечным, однако смертное может быть бессмертным не в полном смысле этого слова, а непрерывно обновляясь, порождая свое подобие - такова доля вечности, отпущенная смертному, и другого способа нет (ведь даже эту жизнь мы сохраняем только непрерывно физически и духовно изменяясь). Способами такого сохранения являются честолюбие - для людей, которым довольно сохранить потомкам свое имя, для людей "беременных телесно" это соитие, зачатие и рождение потомства, люди же "беременные духовно" - разумением и прочими добродетелями стремятся путем воспитания передать эти добродетели тем, кто способен к их восприятию. Это рассуждение, ведущееся в совершенно другом ключе, чем вышеприведенные 8 аргументов, тем не менее вызывает горячее одобрение со стороны Сократа.