Критерий истины –средство проверки достоверности знания. Гегель в своей философии объективного идеализма, рассматривая деятельность духа, его самоосуществление соотносит понятие «критерий» с действительностью (практика – критерий истинности). Но понятие практики в идеализме выступает как чисто духовная деятельность. Материальная природа является у Гегеля лишь отчуждением саморазвивающегося духа.
В чем состоит сущность понимания Гегелем закона единства и борьбы противоположностей?
Это всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий».
В чем состоит сущность понимания Гегелем закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?
Закон перехода количественных изменений в качественные — всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления , говорящий о том, каким образом происходит процесс развития объектов (предметов, явлений), каков механизм этого процесса. Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. Переход количественных изменений за пределы меры ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. Суть закона - развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству. Гегель утверждал, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. Пример: изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. — где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.
|
В чем состоит сущность понимания Гегелем закона отрицания отрицания?
Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. Примером действия третьего закона диалектики является колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, то есть он как бы отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен. В духовной сфере примером действия закона отрицания отрицания является возврат Гегеля к некоторым положениям Гераклита. Этот возврат есть следствие двойного отрицания /Аристотель отрицал Гераклита, Гегель — Аристотеля/. Как замечал сам Гегель, все это похоже на действие с отрицательными числами /«минус на минус дает плюс» и т. п./.
|
Чем диалектика Гегеля отличается от метафизики Аристотеля?
Гегель считал, что все явления постоянно изменяются и развиваются, то есть постоянно находятся в движении, и взаимосвязаны между собой. Это диалектический подход. В отличие от него Аристотель рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Отрицая диалектический характер развития и внутреннюю противоречивость вещей, он усматривает источник движения в их внешних столкновениях. Гегель, в свою очередь, критиковал метафизику, и даже сформулировал 3 закона диалектики. Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения.