Глава 1. Речевая ошибка в письменной речи




Исследовательская работа

 

Тема

«Тринадцать самых популярных ошибок в русском языке»

Автор:

Шишкин Илья
учащийся “11-A” класса

Руководитель:

Дышлевая Светлана Владимировна

 

2020-2021
учебный год

 

Содержание

 

Введение…..………………………………………………........................3

 

Глава 1. Речевая ошибка в письменной речи

1.1 Письменной речь как одна из основных форм речи…………………………………………………………..……………..5

1.2 Понятие речевой ошибки……………………….…………………..5

1.3 Виды речевых ошибок………………………………………………...7

1.4 Причины речевых ошибок……………………………………………9

Глава 2.Речевые ошибки в письменных работах учащихся

класса 11-А МОУ”СШ №15”……………………………………9

2.1 Исследование типичных речевых ошибок в письменных работах

учащихся 11-А МОУ”СШ №15”………………………………10

2.2 Памятка по работе с речевыми ошибками……………..…………13

Заключение……………………………………………………………….14

 

Список литературы…………………………………………………….15


 

Введение

...Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем?! Вот кому служить
Должны мы все…
Еврипид

В повседневной жизни мы практически на каждом шагу можем столкнуться с косноязычием. Это беда современного общества. А ведь именно речь является важнейшим показателем интеллекта, мышления, культуры человека. Через речь люди познают все связи мира вокруг себя (природы, вещей, общества). Общаясь, мы обмениваемся полученной информацией.

Универсальная формой об­щения образованных людей является письменная речь. Она дает им возможность выражать свои мысли и чувства средствами письменности, а также понимать то, что написано другими. Вла­дение грамотной письменной речью очень важно для жизни в обществе.

Письменная речь - объект нашего исследования.

Предмет исследования - речевые ошибки в письменной речи.

Аналитическим материалом проекта послужили различные информационные источники: разнообразная теоретическая литература, Интернет-ресурсы,

письменные работ учащихся 11 «А» класса МОУ «СОШ №15».

Актуальность работы очевидна: исследование необходимо для выявления типичных речевых ошибок в письменных работах моих одноклассников с целью дальнейшего совершенствования их письменной речи.

Исследовательская новизна проекта видится в результатах проведенной работы и сделанных на этом основании выводах.

Цель проекта: создание памятки по работе с речевыми ошибками в письменной речи для учащихся 11 «А» класса МОУ «СОШ №15 г. Макеевки».

Учёные - лингвисты считают, что наиболее типичной речевой ошибкой является использование слова вне его семантики.

В процессе работы мы проверяем гипотезу о том, что если речевая ошибка по использованию слова в несвойственном ему значении наиболее распространённая, то она является типичной и для письменных работ учащихся 11 «А» класса МОУ «СОШ №15 г. Макеевки».

Проверка истинности гипотезы нацелила нас на выполнение следующих задач:

1.Изучить материалы о видах речевых ошибок, используя книжные ресурсы и Интернет – ресурсы.

2.Провести исследование письменных работ учащихся 11 «А» класса МОУ «СОШ №15»

3.Создать памятку по работе с речевыми ошибками для учащихся 11«А» класса.

Поставленные в работе цель и задачи определяют выбор методов и приемов исследования.

В проекте мы используем теоретические методы: анализ, синтез, сопоставление; эмпирический метод: исследование письменных работ учащихся.

Проект реализуется в рамках учебного предмета русский язык. Проект может быть квалифицирован как исследовательский.

Практическая значимость заключается в том, что материалы проекта могут использоваться впоследствии на занятиях по русскому языку, в организации занятий внеурочной деятельности.

 

Глава 1. Речевая ошибка в письменной речи

1.1 Письменной речь как одна из основных форм речи

Одной из форм существования языка, противопоставленной устной речи является письменная речь. Эта языковая форма считается вторичной, более поздней по времени возникновения.

Основная единица письменной речи - предложение. Оно выражает логико-смысловые связи посредством синтаксиса. В письменной речи могут присутствовать сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, вставные конструкции и т.п. Если предложения объединены в абзацы, то каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения – так как ориентирована на восприятие органами зрения.

Данная форма речи обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано.

1.2 Понятие речевой ошибки

Лингвисты отмечают, что последние десятилетия происходит заметное расшатывание литературной нормы на всех ее уровнях. Ошибки наблюдаются в устной и письменной речи носителей языка независимо от возраста, образования, социального положения, и т.д. Возможно, поэтому к вопросу изучения речевой ошибки обращались многие учёные.

Известно, что первые исследования речевых ошибок начинаются в 20-е гг. прошлого века, когда появляются работы А. Н. Гвоздева (1927), К. И. Чуковского (1928) Л. В. Щербы (1930) и др. Лингвист А. Н. Гвоздев на протяжении семи лет вел наблюдения за речевым развитием своего сына. Эти наблюдения легли в основу его научной работы [1]. Писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский собрал коллекцию интересных фактов из речи детей и высказал ряд серьезных лингвистических идей [2].Лингвист и педагог Л. В. Щерба составил подробную классификацию синтаксических ошибок и объяснил причины возникновения конкретных ошибок при написании сочинений [3].

Что же включает в себя понятие «речевая ошибка» в понимании современных учёных лингвистов и методистов? Мы проанализируем в своём исследовании точки зрения современных методистов В. И. Капинос (1973) [4], М. Р. Львова (1978–1979) [5], С. Н. Цейтлин (1989) [6].Учёные в зависимости от отношения к двум основным формам речи – устной и письменной – выделяются ошибки: свойственные исключительно устной форме речи; свойственные исключительно письменной форме речи и не зависящие от формы речи. В своих научных работах В. И. Капинос, М. Р. Львов, С. Н. Цейтлин исследуют ошибки последнего типа.

В. И. Капинос делит такие ошибки на грамматические и речевые [7].

Грамматическая ошибка – это отклонение от различных грамматических норм (словообразовательных, морфологических, синтаксических).

Речевая ошибка – это неправильное (ошибка) или неудачное (недочет) употреб-ление языковых средств в речи (ошибки в словоупотреблении (семантические и стилистические) и в построении текста).

М. Р. Львов к числу речевых ошибок относит не только лексические (словарные), но и морфологические и синтаксические ошибки. К морфологическим ошибкам примыкают случаи ненормативного словотворчества (словообразовательные ошибки), к синтаксическим ошибкам – недочеты в структуре текста. Особую группу составляют стилистические ошибки (морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические и лексико-стилистические) [8].

С. Н. Цейтлин термин «речевая ошибка» определяет как нарушение любых языковых норм (в том числе орфоэпических, акцентологических, орфографических и пунктуационных), поэтому ошибки, связанные с нарушением лексических, морфологических и синтаксических норм, предлагает условно называть «собственно речевыми». «Собственно речевые» ошибки в свою очередь подразделяются на словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические. [9].

В нашей исследовательской работе в качестве базового определения речевой ошибки мы близки к узкому определению В.И. Капинос, т.к. именно оно взято за основу при оценивании сочинений и изложений учащихся в рамках ГИА.

Речевые ошибкиэто ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.[10]

1.3 Виды речевых ошибок

Важным при изучении речевых ошибок является вопрос их типологии, потому что классификация является инструментом, с помощью которого объективно оценивается речь носителя языка и выбираются наиболее эффективные методы работы над конкретными ошибками.

В нашем проекте мы опираемся на классификацию, предложенную в исследованиях В.И. Капинос, потому что её используют в работе школьные учителя для классификации речевых и грамматических ошибок учащихся и эксперты ГИА при оценивании экзаменационных работ выпускников.

Какие же ошибки данная классификация предлагает считать речевыми?(12 примеров)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: