Исследование №1
1) употребление слова в несвойственном ему значении-36,6%;
2) неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом-2,4%;
3) неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы-4,9%;
4) неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов-2,4%;
5) нарушение лексической сочетаемости-2,4%;
6) употребление лишних слов; плеоназм-17,1%;
7) употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)-14,6%;
8) неоправданное повторение слова-14,6%;
9) неудачное употребление местоимений-4,9%.
Чтобы убедиться в объективности проведенного нами исследования мы провели вторую серию исследований, заключающуюся в анализе 27 сочинений на тему «Как вы понимаете значение слова «самовоспитание?»». Данные, полученные в ходе проделанной работы, представлены в таблице:
Вид речевой ошибки | Пример | Количество раз совершения ошибки | Процент | |||
1.Употребление слова в несвойственном ему значении | Благодаря (из-за) отсутствию стремления к самовоспитания, герою не удалось добиться цели. | 21,2% | ||||
2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. | положить (вложить) в него качества | 3% | ||||
3. Неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы. | В конечном предложении я доказал свою правоту. | 9% | ||||
4.Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов. | Нет. | 0% | ||||
5.Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. | Каждое утро юноша бодро вставал и сразу шел к знаниям (на занятия). | 3% | ||||
6.Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. | Нет. | 0% | ||||
7.Нарушение лексической сочетаемости. | Всем нужно развивать силу выносливости(силу воли) | 27,3% | ||||
8.Употребление лишних слов; плеоназм. | Молодой парень из всех сил трудился, чтобы достичь цели. | 3% | ||||
9.Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология). | 12,1% | |||||
10.Неоправданное повторение слова. | Он делал это усердно и добросовестно. Это был пример самовспитания. | 12,1% | ||||
11.Бедность и однообразие синтаксических конструкций. | Нет. | 0% | ||||
12.Неудачное употребление местоимений. | Автор показывает нам пример самовоспитания парня, он гордится тем, что имел такого друга. | 9% | ||||
Речевые ошибки
Учащихся 11-А класса МОУ ”СШ №15” г. Макеевки
Исследование №2
1) употребление слова в несвойственном ему значении-21,2%
2) неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом-3%
3) неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы-9%;
4) неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов-3%;
5) нарушение лексической сочетаемости-27,3%;
6) употребление лишних слов; плеоназм-3%;
7) употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)-12,1 %;
8) неоправданное повторение слова-12,1%;
9) неудачное употребление местоимений-9%.
Сопоставление данных, полученных в первой и второй частях исследования:
Исследование №1 | Исследование № 2 | |||
1.Употребление слова в несвойственном ему значении | 36,6% | 21,2% | ||
2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. | 2,4% | 3% | ||
3. Неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы. | 4,9% | 9% | ||
5.Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. | 2,4% | 3% | ||
7.Нарушение лексической сочетаемости | 2,4% | 27,3% | ||
8.Употребление лишних слов; плеоназм | 17,1% | 3% | ||
9.Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология). | 14,6% | 12,1% | ||
10.Неоправданное повторение слова | 14,6% | 12,1% | ||
12.Неудачное употребление местоимений | 4,9% | 9% |
2.2 Памятка для учащихся по работе с речевыми ошибками
Изучив научную литературу о причинах возникновения речевых ошибок в письменной речи учащихся и типичные речевые ошибки учащихся 11 «А» класса МОУ «СШ №15», мы создали «Памятку для учащихся по работе с речевыми ошибками»