Примеры:1) Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. 2)У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
1.4 Причины речевых ошибок
Одной из задач нашего проекта являлось создание памятки по работе с речевыми ошибками для учащихся 11 «А» класса МОУ”СШ №15”г.Макеевка. Базой для исправления и предупреждения речевых ошибок является исследование причин их возникновения. Для этого мы обратились к изучению научных работ учёных - методистов Рамзаевой Т.Г. и Львова М.Р. В своих работах по методике преподавания русского языка они выявляют следующие причины возникновения речевых ошибок у учащихся:
1) малый объем внимания учащегося: например, при речевой ошибке повтор слова учащийся забывает, что только что употребил слово и выбирает его снова;
2) бедность словаря: у пишущего нет достаточного выбора, он не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями для замены повторяющихся слов;
3) непонимания значения слова или его оттенков по причине невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности;
4) малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса;
5) недостаточное чутье языка, непонимание стилистических характеристик слова;
Общий путь их предупреждения — это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности слова в различных контекстах.
Глава 2.Речевые ошибки в письменных работах учащихся 11 «А» класса МОУ ”СШ №15”
2.1 Исследование типичных речевых ошибок в письменных работах учащихся 11 классов МОУ”СШ №15”
Проверяя гипотезу о том, что если речевая ошибка по использованию слова в несвойственном ему значении наиболее распространённая, то она является типичной и для письменных работ учащихся 11 «А» класса МОУ”СШ №15”», мы провесли исследование письменных работ учащихся 11 «А» класса МОУ”СШ №15”. Для исследования было взято 23 сочинений-рассуждений учащихся объёмом около 100 слов на тему: «Как вы понимаете значение слова «доброта»?
|
В результате анализа письменных работ мы узнали, что ученики параллели восьмых классов нашей школы допускали следующие ошибки:
1) употребление слова в несвойственном ему значении: Я была шокирована этим героичным поступком
2) неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом: положить (вложить) в него качества;
3) неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы: В конечном предложении я доказал свою правоту.
4) неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов: Юшка был добрым, но страдал из-за того, что жители деревни выпендривались (зазнавались).
5) нарушение лексической сочетаемости: сделанные (совершенные) поступки; выполнение (достижение) своей цели; показывает (рассказывает) историю; манерам (правильному) произношения;
6) употребление лишних слов; плеоназм: молодой парень; очень замечательный;
7) употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология): ничто так не учит, как игрушки, с которыми мы могли играть; развить и положить в него положительные качества;
8) неоправданное повторение слова: Главный герой произведения был хорошим человеком. Герой был добр к окружающим и жертвовал собственными интересами ради окружающих;
|
9) неудачное употребление местоимений: подвиг - это героический поступок, совершенный во благо чего-то (кого-то); Игрушка все время лежала на полке, она очень грустила.
В процессе исследования мы выявили, что учащиеся 8 класса не допускают в письменной речи ошибок, связанных с употребление слов иной стилевой окраски; смешением лексики разных эпох; неуместным употреблением устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов, диалектных и просторечных слов. Письменная речь восьмиклассников свободна от однообразия синтаксических конструкций.
Вид речевой ошибки | Пример | Количество раз совершения ошибки | Процент | |||
1.Употребление слова в несвойственном ему значении | Я была шокирована этим героичным поступком. | 36,6% | ||||
2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. | положить (вложить) в него качества | 2,4% | ||||
3. Неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы. | В конечном предложении я доказал свою правоту. | 4,9% | ||||
4.Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов. | Нет. | 0% | ||||
5.Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. | Юшка был добрым, но страдал из-за того, что жители деревни выпендривались (зазнавались) | 2,4% | ||||
6.Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. | Нет. | 0% | ||||
7.Нарушение лексической сочетаемости. | Мария пристально слушала его рассказы. | 2,4% | ||||
8.Употребление лишних слов; плеоназм. | Он был совсем молодым юношей | 17,1% | ||||
9.Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология). | развить и положить в него положительные качества | 14,6% | ||||
10.Неоправданное повторение слова. | Главный герой произведения был хорошим человеком. Герой был добр к окружающим и жертвовал собственными интересами ради окружающих. | 14,6% | ||||
11.Бедность и однообразие синтаксических конструкций. | Нет. | 0% | ||||
12.Неудачное употребление местоимений. | Автор рассказывает нам о подвигах героя, он считает их великими. | 4,9% | ||||
|
Речевые ошибки