Неудачное употребление местоимений.




Примеры:1) Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. 2)У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

1.4 Причины речевых ошибок

Одной из задач нашего проекта являлось создание памятки по работе с речевыми ошибками для учащихся 11 «А» класса МОУ”СШ №15”г.Макеевка. Базой для исправления и предупреждения речевых ошибок является исследование причин их возникновения. Для этого мы обратились к изучению научных работ учёных - методистов Рамзаевой Т.Г. и Львова М.Р. В своих работах по методике преподавания русского языка они выявляют следующие причины возникновения речевых ошибок у учащихся:

1) малый объем внимания учащегося: например, при речевой ошибке повтор слова учащийся забывает, что только что употребил слово и выбирает его снова;

2) бедность словаря: у пишущего нет достаточного выбора, он не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями для замены повторяющихся слов;

3) непонимания значения слова или его оттенков по причине невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности;

4) малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса;

5) недостаточное чутье языка, непонимание стилистических характеристик слова;

Общий путь их предупреждения — это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности слова в различных контекстах.

 

Глава 2.Речевые ошибки в письменных работах учащихся 11 «А» класса МОУ ”СШ №15”

2.1 Исследование типичных речевых ошибок в письменных работах учащихся 11 классов МОУ”СШ №15”

 

Проверяя гипотезу о том, что если речевая ошибка по использованию слова в несвойственном ему значении наиболее распространённая, то она является типичной и для письменных работ учащихся 11 «А» класса МОУ”СШ №15”», мы провесли исследование письменных работ учащихся 11 «А» класса МОУ”СШ №15”. Для исследования было взято 23 сочинений-рассуждений учащихся объёмом около 100 слов на тему: «Как вы понимаете значение слова «доброта»?

В результате анализа письменных работ мы узнали, что ученики параллели восьмых классов нашей школы допускали следующие ошибки:

1) употребление слова в несвойственном ему значении: Я была шокирована этим героичным поступком

2) неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом: положить (вложить) в него качества;

3) неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы: В конечном предложении я доказал свою правоту.

4) неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов: Юшка был добрым, но страдал из-за того, что жители деревни выпендривались (зазнавались).

5) нарушение лексической сочетаемости: сделанные (совершенные) поступки; выполнение (достижение) своей цели; показывает (рассказывает) историю; манерам (правильному) произношения;

6) употребление лишних слов; плеоназм: молодой парень; очень замечательный;

7) употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология): ничто так не учит, как игрушки, с которыми мы могли играть; развить и положить в него положительные качества;

8) неоправданное повторение слова: Главный герой произведения был хорошим человеком. Герой был добр к окружающим и жертвовал собственными интересами ради окружающих;

9) неудачное употребление местоимений: подвиг - это героический поступок, совершенный во благо чего-то (кого-то); Игрушка все время лежала на полке, она очень грустила.

В процессе исследования мы выявили, что учащиеся 8 класса не допускают в письменной речи ошибок, связанных с употребление слов иной стилевой окраски; смешением лексики разных эпох; неуместным употреблением устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов, диалектных и просторечных слов. Письменная речь восьмиклассников свободна от однообразия синтаксических конструкций.

 

Вид речевой ошибки Пример Количество раз совершения ошибки Процент
1.Употребление слова в несвойственном ему значении   Я была шокирована этим героичным поступком.   36,6%
2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. положить (вложить) в него качества   2,4%
3. Неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы. В конечном предложении я доказал свою правоту.   4,9%
4.Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов. Нет.   0%
5.Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. Юшка был добрым, но страдал из-за того, что жители деревни выпендривались (зазнавались)   2,4%
6.Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. Нет.   0%
7.Нарушение лексической сочетаемости. Мария пристально слушала его рассказы.   2,4%
8.Употребление лишних слов; плеоназм. Он был совсем молодым юношей   17,1%
9.Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология). развить и положить в него положительные качества     14,6%
10.Неоправданное повторение слова. Главный герой произведения был хорошим человеком. Герой был добр к окружающим и жертвовал собственными интересами ради окружающих.   14,6%
11.Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Нет.   0%
12.Неудачное употребление местоимений. Автор рассказывает нам о подвигах героя, он считает их великими.   4,9%
             

 

 

Речевые ошибки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: