Упокой, Господи, души мучеников за веру и Отечество жизнь положивших.




Сто лет тому назад 1920 г.

Сто лет тому назад 7 ноября 1920г. Красная армия прорвала первую линию Перекопских оборонительных укреплений белых и лавиной устремилась вглубь полуострова. В ночь на 10 ноября Главнокомандующий Русской Белой армией Юга России генерал-лейтенант Пётр Николаевич Врангель (1878—1928 гг.) объявил приказ об эвакуации своих войск из Крыма, разрешая присоединить к ним всех желающих.

Население Крыма раскололось на тех, кто решился уехать и тех, которые не могли или не хотели расставаться с Родиной. Отплытие кораблей из Ялты происходило по-военному организованно при огромном скоплении народа в течение двух дней. 14 ноября 1920 года последний пароход с эвакуируемыми (из 126) под Андреевским флагом вышел из Ялты и через несколько часов встретился в море с кораблями, вывозящими войска и беженцев из других городов Крыма (Керчи, Феодосии и Севастополя), и они вместе взяли курс на Константинополь.

 

Уже 17 ноября 1920 года войска Красной армии под командованием М.В. Фрунзе вступили в Ялту. А с 7 декабря 1920 года в Ялте начались расстрелы в порядке проведения «красного террора». Председатель ялтинской Чрезвычайной «тройки» Удрис на дела арестованных из одной странички накладывал резолюцию за резолюцией – «Расстрелять ». Расстреливали больных, раненых, врачей и сестер милосердия, земских деятелей, священников и журналистов, стариков и старух, беременных женщин и детей.

Официально известно, что по разнарядке в Ялте должно было быть расстреляно 6000 человек. Всё судопроизводство было сведено до минимума. Приговоры выносили в нескольких местах. Одно из них — это загородный дом Эмира Бухарского в Ялте (ныне санаторий «Узбекистан»). После чего вели на расстрел в горы над Ялтой, на дачу Фролова-Багреева, в месте, которое сегодня печально известно как «Багреевка». Всё держалось в строжайшей тайне. Благодаря усилиям исследователя Леонида Михайловича Абраменко, выявлены конкретные расстрельные «дела» более 800 жертв.

С захватом Крыма большевиками начинаются черные дни для всех храмов Ялты. Закрывающиеся храмы, как и культовые здания других конфессий, разбирались на строительные материалы, либо им находили другое применение: чаще всего в них размещались клубы, склады, мастерские и т. д. Новые хозяева жизни бессовестно грабили и оскверняли святыни, наиболее ценные священные реликвии были изъяты и пропали бесследно. Было дано указание срочно уничтожить все культовые признаки имеющихся на здании. Были сбиты бесценные мозаики, кресты, фрески…Общее количество храмов только по Ялтинскому горному амфитеатру насчитывало более 30.

 

До революции в маленькой, но богатой на состоятельных людей Алупке, действовало ряд общественных благотворительных организаций, на средства которых строились и содержались большая церковь, больница, амбулатория и нескольких санаториев. Вторым по значимости и величине после детского костнотуберкулезного санатория имени профессора А.А. Боброва, считалась построенная и освященная в 1913 году в присутствии царственных мучеников климатическая колония для учителей церковно-приходских школ России. Она создавалась по инициативе Училищного совета Святейшего Синода Русской православной церкви во ознаменование 25-летия основания таких школ.

Мученик прот. Константин Аггеев (1868–1921)

Последний директор превращенной в лазарет колонии, он же настоятель ее домового храма во имя Святого Благоверного князя Александра Невского протоиерей Константин Маркович Аггеев (по свидетельству другого Алупкинского священника отца Николая Царенко) был арестован 20 декабря и «больше не вернулся».

Только сейчас из заполненной им 31 декабря 1920 года анкеты и других материалов этого дела выясняется, кем был этот мученик: «Аггеев Константин Маркович, 52 лет, родился в крестьянской семье Тульской губернии. Закончил магистрат Киевской духовной академии и носил звание профессора. Был женат и имел детей. До октября 1917 года состоял Председателем учебного комитета и членом Всероссийского церковного собора. В августе 1918 года был послан на Украину для ревизии духовных учреждений. В Крыму возглавлял Союз православных верующих и состоял профессором в Севастопольском высшем социально-юридическом институте».

На анкете резолюция: «протоиерей, бежал от красных, расстрелять ». Рядом с датой вынесения приговора «2.01.21 » — подпись: «Удрис ».

В деле сохранилась фотография пастыря. Строгое взыскующее лицо провидца. В своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский) называет его своим другом с семинарских лет и характеризует как «популярного законоучителя» в Петербурге. Преподавал в Смольном институте, в Ларинской гимназии и в других учебных заведениях города.

…Помню яркий летний день. Медленно спускался по аллее вдоль прекрасно ухоженных цветников, кустарников и деревьев. Под ногами хрустела галька аккуратных дорожек. Воздух был плотно напоен благоуханием многочисленных растений. Море сверкало в лучах яркого крымского солнца.

Анна Абрамовна Галиченко

Было жарко. Невольно хотелось оказаться в тени. В узкой улочке Воронцовского Дворца увидел табличку, извещавшую, что за дверью находится научный отдел заповедника. (К тому времени мне удалось собрать много исторических материалов о мученической судьбе моего двоюродного дедушки–священника, погибшего в Крыму в начале ХХ века. Хотелось бы уточнить некоторые сведения и найти его последнее пристанище).

Получив молчаливое разрешение войти, я оказался в просторной светлой комнате, вдоль стен которой были расположены рабочие столы. Взгляды всех сотрудников вопросительно обратились на меня.

– Простите, я хотел бы, если возможно, узнать подробнее о трагической судьбе моего дедушки протоиерея Константина Аггеева.

– Ну, наконец-то!, послышался негромкий возглас. Так я познакомился с Анной Абрамовной Галиченко, старшим научным сотрудником заповедника, автором глубоких и многочисленных исторических исследований и публикаций о событиях периода «красного террора». Она мне объяснила, что до сих пор ни один из многочисленных потомков отца Константина не обращался к ним с подобной просьбой.

 
    Надпись на обороте фотографии: На фото отсутствует старшая дочь Елена Константиновна мученик Аггеев Иван Константинович, (1898–1921), уроженец г. Мариамполь (Литва), студент Киевского политехнического института и Петроградской сельскохозяйственной академии, солдат, деловод Алупкинского лазарета №5

А в семье о. Константина и матушки Марии Ивановны на 1913г. было 11 детей. Вот их имена: Иван, Петр, Марк, Анатолий, Аркадий, Наталья, Мария, Анна, Екатерина.

 

Анна Абрамовна указала мне как отыскать братскую могилу в местечке Караголь, в которой нашли упокоение многие из репрессированных людей. Теперь усилиями зарубежных родственников казненных жертв здесь сооружена и освящена часовня во имя Курской Коренной Иконы Божией Матери.

Часовня в Багреевке Крест на братской могиле о. Владислав Шмидт. Освящение часовни (2005)
       

 

В настоящее время усилиями проф. Балакшиной Ю.В. подготавливаются материалы к канонизации прот. Константина Агеева Русской Православной Церковью.

 

Упокой, Господи, души мучеников за веру и Отечество жизнь положивших.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: