- Опрос работников проводится без предварительной информационной подготовки: люди не понимают целей опроса и того, как будут использованы руководством его результаты.
- Неудачно выбрано время проведения опроса: например, конец рабочего дня, перед обеденным перерывом, когда люди не располагают достаточным временем для качественного заполнения анкеты.
- До коллектива не доводится информация о результатах, полученных в ходе опроса: люди ждут сведений о том, что их мнение, которое они высказали в анкете, было услышано и правильно понято.
- Неполное доведение результатов опроса, стремление скрыть информацию, свидетельствующую о наиболее неблагоприятных тенденциях. Такая "осторожность" понятна, но опасна, так как не только дискредитирует результаты опроса, но и подрывает доверие к руководству. Лучше такую информацию дозировать или сопроводить комментарием, призванным смягчить ее действие на персонал. Но замалчивать негативную информацию опасно.
- Результаты опроса обнародованы слишком поздно, когда интерес к его результатам в коллективе практически пропал.
- Нарушение принципа анонимности, когда от респондентов требуют указания имени и фамилии или делаются попытки выявить автора той или иной анкеты, которая по каким-то причинам вызвала недовольство руководства.
- Отсутствие каких-либо действий по итогам анкетирования. Свое участие в анкетировании работники рассматривают как форму сотрудничества с руководством в решении проблем компании. Если ответных действий администрации не последовало, то это ухудшает климат в организации. Если вы не предполагаете предпринимать какие-либо конкретные меры по итогам опроса работников, то лучше опрос вообще не проводить. Так будет спокойнее для всех.
|
Заключение
Понятно, что руководитель не является профессиональным психологом и оценка мотивации подчиненных ему нужна для принятия верных управленческих решений. Это могут быть решения, связанные с назначениями на вакантную должность, с подбором руководителя проектной группы. Это могут быть решения, связанные с развитием системы стимулирования труда, которая призвана обеспечить более высокий настрой работников на работу с высокой отдачей в интересах компании. Это могут быть решения, связанные с удалением из организационной среды факторов, негативно действующих на мотивацию работников.
Руководитель, желающий овладеть методами управления мотивацией персонала, должен понимать, что ему будет трудно добиться устойчивых успехов без надежного канала обратной связи. Методы оценки мотивации, которые мы рассмотрели в данной главе, призваны обеспечить руководителя такого рода обратной связью. Важно понять, что в работе руководителя невозможно ограничиться использованием лишь какого-то одного из предложенных здесь методов. Использование нескольких методов одновременно повышает надежность полученной информации и повышает качество принимаемых на ее основе решений.
персонал мотивация анкета опрос
Опрос на изучение сложившейся на предприятии системы мотивации персонала
Анкета N 1
Кадровая служба предлагает Вам ответить на несколько вопросов. Ваши ответы помогут улучшить психологический климат нашего предприятия. Анонимность гарантирована.
|
1. Давно ли работаете с нами?
а) не истек испытательный срок;
б) от 3 до 6 месяцев;
в) от 6 месяцев до года;
г) от года до 2 лет;
д) более 2 лет.
2. Ваша работа находится:
а) близко от вашего дома;
б) в пределах одного микрорайона;
в) в пределах одного района;
г) в другом районе;
д) другое.
3. На работу вы идете с чувством:
а) привычки;
б) творческого прорыва;
в) желания общаться;
г) предпочли бы не идти совсем.
4. Работа для вас:
а) средство зарабатывания денег;
б) средство подъема по карьерной лестнице;
в) средство творческого роста;
г) общение с хорошим коллективом;
д) "все должны работать, не важно, где и кем".
5. Круг ваших обязанностей:
а) вас устраивает;
б) вам нравится;
в) вас раздражает;
г) вам все равно.
6. Кем вы себя видите в перспективе на данной работе через 3 года?
а) я не вижу себя в этой фирме;
б) на прежнем рабочем месте;
в) специалистом другого отдела;
г) заместителем руководителя отдела;
д) руководителем отдела;
е) руководителем направления;
ж) генеральным директором;
з) фактическим хозяином с контрольным пакетом акций.
7. В черный ящик вы положили записку для руководителя, там написано:
а) "Прибавьте зарплату, пожалуйста!";
б) "Не мешайте творчески самосовершенствоваться!";
в) "Хочу кресло начальника отдела N...!";
г) "Не надо следить за нами, мы не дети!";
д) "Вы провокатор, шеф!".
8. Если вас уволят, то по причине:
а) хронических опозданий и частых прогулов;
б) лени на рабочем месте;
в) разных взглядов с руководством на рабочий процесс;
г) я не буду ждать - уйду сам(а).
|
9. Вы работаете по специальности?
а) да;
б) нет.
10. Почему вы не работаете по специальности?
(Для тех, кто ответил отрицательно на вопрос N 9.)
а) не хочу;
б) я нашел (нашла) себя в другой области;
в) моя специальность не востребована обществом;
г) по моей специальности трудно устроиться.
11. Укажите свою специальность.
12. На работе вы предпочитаете:
а) четкие инструкции руководителя;
б) самостоятельное принятие решений;
в) синтез того и другого.
13. Вы бы выбрали себе задание:
а) рутинное, но не рискованное;
б) рискованное, но интересное;
в) пусть начальство решает, что я должен (должна) делать.
14. Начальство решило вас поощрить, предложив на выбор 2 варианта (см. ниже). Что вы выберете?
а) повышение оклада;
б) значительное повышение по должности.
15. Правила неформального общения в вашей фирме:
а) вас раздражают;
б) вы к ним привыкли;
в) вам все равно;
г) они греют вам душу.
16. Посещает ли вас мысль о смене работы?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
17. Если вы решитесь сменить работу, то:
а) переведетесь в другой отдел;
б) попроситесь в другое структурное подразделение;
в) пойдете искать счастья в другие края.
18. Назовите 3 основных качества, характеризующих вас как личность:
а)________________________________________________________;
б)________________________________________________________;
в)________________________________________________________.
19. Ваш пол:
а) М;
б) Ж.
20. Ваш возраст:
а) до 18 лет;
б) от 18 до 20 лет;
в) от 20 до 25 лет;
г) от 25 до 35 лет;
д) от 35 до 45 лет;
е) от 45 до 55 лет;
ж) от 55 до 60 лет;
з) от 60 лет.
21. Ваше семейное положение:
а) не женат (не замужем);
б) женат (замужем);
в) состою в гражданском браке.
22. Есть ли у вас дети?
а) да;
б) нет.
Не имеющим детей перейти к вопросу N 24.
23. Сколько у вас детей?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) больше 3.
24. Ваше образование:
а) неполное среднее;
б) среднее;
в) среднее специальное;
г) незаконченное высшее;
д) высшее;
е) имею ученую степень.
25. Ваше хобби.
26. Пожелания авторам анкеты:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Служба персонала благодарит вас за участие!
Анкета N 2
Служба персонала предлагает Вам ответить на вопросы анкеты. Большое спасибо
1. На работу вы идете...
а) в хорошем настроении;
б) если надо, то надо;
в) настроение ниже нуля;
г) мне все равно.
2. В коллективе вы:
а) формальный лидер;
б) неформальный лидер;
в) командный игрок;
г) душа компании;
д) волк-одиночка;
е) привидение.
3. Ваши шансы на карьеру:
а) высоки, как Ниагара;
б) нормальные шансы;
в) надо подумать;
г) полное отсутствие таковых.
4. Корпоративные вечеринки для вас:
а) праздник души;
б) пустая трата времени;
в) опять эти лица рядом;
г) тяжкое наказание;
д) мне до лампочки.
5. Ваши отношения с начальством:
а) отличные;
б) хорошие;
в) нормальные деловые;
г) натянутые;
д) партизанская война;
е) он(а) меня не видит;
ж) а кто начальник?
6. Руководитель оценивает вашу работу как:
а) мировой рекорд;
б) хорошо, но без перца;
в) откровенную халтуру;
г) издевательство над собой;
д) ему(ей) как до Луны.
7. Ваш руководитель:
а) старше вас;
б) моложе вас;
в) примерно одного возраста;
г) даже не знаю.
8. Ваш начальник:
а) мужчина;
б) женщина.
9. Руководитель считает вас:
а) примером для большинства;
б) одним из многих;
в) строптивым индивидуалистом;
г) ни рыбой ни мясом;
д) трудно понять его (ее) отношение.
10. Критикует ли вас начальство?
а) "Хлебом его (ее) не корми, зверюгу...";
б) частенько попадает;
в) влетает, как и всем;
г) иногда;
д) редко;
е) почти никогда;
ж) "Критика? Он(а) с меня пыль сдувает!"
Если вас не критикуют, переходите к вопросу N 12.
11. Что именно является предметом критики?
а) моя работа;
б) моя лень;
в) "бабская логика" ("мужская дурь");
г) мои увлечения;
д) мой стиль поведения;
е) одежда и косметика;
ж) мое образование;
з) "Что с него (нее) старого возьмешь?"
При ответе укажите максимальное количество вариантов.
12. Ваша работа оплачивается...
а) более чем;
б) нормально, по стандартам;
в) не доплачивают;
г) "Грабеж!";
д) "Хорошо там, где нас нет".
13. Вы считаете, что:
а) коллегам платят больше;
б) платят так же;
в) "Не сую нос в чужой карман";
г) вам все равно.
14. Ваша карьера продвигается:
а) быстро, как молния;
б) с крейсерской скоростью;
в) нормально, по заслугам;
г) хотелось бы быстрее;
д) медленно;
е) "Не продвигается!";
ж) "Увольняюсь на днях!"
Если вы считаете свое продвижение быстрым или нормальным, переходите к вопросу N 16.
15. В чем причина медленного продвижения?
а) "Я бледно выгляжу на общем фоне";
б) "Меня не любят, это минус...";
в) "Мне не хватает наглости";
г) "Все такие образованные, а я...";
д) "Я слишком старый (молодой/ая)...";
е) "Я же женщина / мужчина".
При ответе на данный вопрос укажите максимальное количество ответов.
16. На совещаниях ваш руководитель:
а) прислушивается к вам;
б) периодически интересуется вашим мнением;
в) иногда здоровается;
г) не обращает на вас внимания;
е) постоянно критикует.
17. Как давно вы здесь работает?
а) в пределах испытательного срока;
б) более 3 месяцев;
в) больше чем полгода;
г) около года;
д) больше года;
е) 1,5 года;
ж) более 2 лет;
з) около 3 лет;
и) более 3 лет;
к) 5 и более лет.
18. Ваш пол:
а) мужчина;
б) женщина.
19. Ваш возраст
а) 18-20 лет;
б) 20-25 лет;
в) 25-30 лет;
г) 35-40 лет;
д) 40-50 лет;
е) 50-55 лет;
д) старше 55.
20. Ваше образование:
а) неполное среднее;
б) среднее;
в) среднее специальное;
г) незаконченное высшее;
д) высшее;
е) два высших;
ж) имею ученую степень.
Служба персонала благодарит Вас за участие.
Анкета №3
Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в анкетировании.
Вам необходимо внимательно прочитать каждое утверждение опросника и распределить 4 балла между вариантами каждого из утверждений, обозначенными буквами (a), (b), (c), (d). Если вам кажется, что один из вариантов ответа наиболее важен для вас, оцените его в 4 балла; если же вы полагаете его вовсе несущественным, не присуждайте ему ни одного балла; в остальных случаях старайтесь по собственному усмотрению распределить все 4 балла между предложенными в каждом утверждении вариантами.
Утверждения:
1. Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;
имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;
я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;
у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личности.
2. Я не хотел бы работать там, где отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;
практически отсутствует обратная связь и оценка эффективности моей работы;
то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;
плохие условия работы, слишком шумно и грязно.
3. Для меня важно, чтобы моя работа была связана со значительным разнообразием и переменами;
давала мне возможность работать с широким кругом людей;
обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;
позволяла мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю.
4. Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;
едва ли была бы замечены другими людьми;
не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;
была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.
5. Работа мне нравится, если я четко представляю себе, что от меня требуется;
у меня удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;
у меня хорошее вознаграждение и заработная плата;
позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.
6. Полагаю, что мне бы понравилось, если были бы хорошие условия работы и отсутствовало бы давление на меня;
у меня был бы очень хороший оклад;
работа в действительности была бы полезна и приносила бы мне удовлетворение;
мои достижения и работа оценивались по достоинству.
7. Я не считаю, что работа должна быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует делать;
предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;
быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;
оставаться непризнанной, или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.
8. Работа, приносящая удовлетворение, связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;
дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;
является полезной и значимой для общества;
позволяет мне быть креативными (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.
9. Важно, чтобы работа признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;
давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;
была сопряжена с большим разнообразием и переменами;
позволяла бы работнику оказывать влияние на других.
10. Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;
оклад и вознаграждение не очень хорошие;
я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;
у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.
11. Самой хорошей является такая работа, которая обеспечивает хорошие рабочие условия;
дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;
предполагает выполнение интересных и полезных зданий;
позволяет получить признание личных достижений и качества работы.
12. Вероятно, я не буду хорошо работать, если имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;
я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;
тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;
на рабочем месте пыльно, грязно и шумно.
13. При определении служебных обязанностей важно дать людям возможность лучше узнать друг друга;
предоставлять работнику возможность ставить цели и достигать их;
обеспечить условия для проявления работниками творческого начала;
обеспечить комфортность и чистоту места работы.
14. Вероятно, я не захочу работать там, где у меня будет мало самостоятельности и возможности для совершенствования своей личности;
не поощряются исследования и проявления научного любопытства;
очень мало контактов с широким кругом людей;
отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.
15. Я был бы удовлетворен, если была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;
работа предоставляла бы широкое разнообразии и перемены;
мои достижения были бы оценены другими людьми;
я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.
16. Работа меньше удовлетворяла бы меня, если не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей;
четко не знал бы правил и процедур выполнения работы;
уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы;
я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.
17. Я полагаю, что должность должная предоставлять четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется;
возможность лучше узнать своих коллег по работе;
возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил;
разнообразие, перемены и поощрения.
18. Работа приносила бы меньше удовлетворения, если не допуска бы возможности хотя бы небольшого творческого вклад;
осуществлялась бы изолированно, т.е. работник должен был бы работать в одиночестве;
отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором работник мог бы профессионально расти;
не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений.
19. Я хотел бы работать там, где другие люди признают и ценят выполняемую мной работу;
у меня будет возможность оказывать влияние на то, что делают другие;
имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот;
можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность.
20. Вряд ли я захотел бы работать там, где не существует разнообразия или перемен в работе;
у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;
заработная плата не слишком высока;
условия работы недостаточно хорошие.
21. Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предусматривать наличие четких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется;
возможность проявлять креативность;
возможность встречаться с интересными людьми;
чувство удовлетворения и действительно интересные задания.
22. Работа не будет доставлять удовольствие, если предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы;
условия работы некомфортны или в помещении очень шумно;
работник не имеет возможности сравнивать свою работу с работой других;
не поощряются исследования, творческий подход и новые идеи.
23. Я считаю важным, чтобы работа обеспечивала мне множество контактов с широким кругом интересных людей;
возможность установления и достижения целей;
возможность влиять на принятие решений;
высокий уровень заработной платы.
24. Я не думаю, чтобы мне нравилась работа, если условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно;
мало шансов влиять на других людей;
мало возможностей для достижения поставленных целей;
я не мог бы проявлять креативность и предлагать новые идеи.
25. В процессе организации работы важно обеспечивать чистоту и комфортность рабочего места;
создать условия для проявления работником самостоятельности;
предусмотреть возможность разнообразия и перемен;
обеспечивать человеку широкие возможности контактов с другими людьми.
26. Скорее всего я не хотел бы работать там, где условия работа некомфортны, т.е. шумно или грязно и т.д.;
мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми;
работа не является интересной или полезной;
работа рутинная и задания редко меняются.
27. Работа приносит удовлетворение, вероятно, когда люди признают и ценят хорошо выполненную работу;
существуют широкие возможности для маневра и проявления гибкости;
можно ставить перед собой сложные и смелые цели;
существует возможность лучше узнать своих коллег.
28. Мне бы не понравилась работа, которая не была бы полезной и не приносила бы удовлетворения;
не содержала бы в себе стимула к переменам;
не позволяла бы мне устанавливать дружеские отношения с другими;
была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач.
29. Я бы проявил стремление работать там, где работа интересная и полезная;
люди могут устанавливать длительные дружеские взаимоотношения;
меня окружали бы интересные люди;
я мог бы оказывать влияние на принятие решений.
30. Я не считаю, что работа должна предусматривать, чтобы человек большую часть времени работал в одиночку;
давал мало шансов на признание личных достижений работника;
препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами;
состоять в основном из рутинных обязанностей.
31. Хорошо спланированная работа обязательно предусматривает достаточный набор льгот и множество надбавок;
имеет четкие рекомендации по выполнению и должностные обязанности;
предусматривает возможность ставить цели и достигать их;
стимулирует и поощряет выдвижение новых идей.
32. Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если не мог бы выполнять сложную перспективную работу;
было бы мало возможностей для проявлений креативности;
допускалась бы слишком малая доля самостоятельности;
сама суть работы не предоставлялась бы полезной или нужной.
33. Наиболее важными характеристиками должности являются возможность для творческого подхода и оригинального нестандартного мышления;
важные обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение;
возможность устанавливать хорошие взаимоотношения с коллегами;
наличие значимых целей, которых призван достичь работник.
Большое спасибо за участие!!!
Список используемой литературы
1. Д. Майстер «Делай то, что проповедуешь. Что руководители должны делать для создания корпоративной культуры, нацеленной на высокие достижения» изд-во «Альпина Бизнес Букс» г.Москва, 2006 г.
2. Журнал "Кадровик. Кадровый менеджмент" N 8 2008 г.
3. Журнал "Управление персоналом" N 13-14 2007 г.
4. Коноваленко «Мотивировать или заставлять» журнал «Управление персоналом» № 12 2003 г.
5. Пугачев В.П. «Руководство персоналом организации», изд-во Аспект-Пресс,
г.Москва, 2002 г.
6. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы», изд-во Питер, г.С.Петербург, 2000 г.
Размещено на