Методические указания по выполнению практических работ
По дисциплине
«Основы теории журналистики»
Направление подготовки | 42.03.02 Журналистика |
Направленность (профиль) | Корпоративные медиа |
Квалификация выпускника | бакалавр ______________ |
Форма обучения | очная ______________________________ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ……………………………………………………4
ВВЕДЕНИЕ
Цель освоения дисциплины «Основы теории журналистики» - способствовать формированию знаний, умений и навыков, направленных на реализацию с помощью сбора данных и программных инструментов журналистских визуальных проектов, у студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 – Журналистика.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- сформировать представление о журналистике как профессии, социальном институте, о ее задачах, функциях и принципах;
- дать ориентацию в современных концептуальных подходах к изучению теории журналистики.
- подготовить бакалавров к компетентному использованию теоретических основ в отечественной журналистской практике.
В результате усвоения тем и разделов дисциплины «Основы теории журналистики», работы на практических занятиях у обучающихся должны сформироваться следующие компетенции:
Индекс | Формулировка: |
ОПК-1 | способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности |
ОПК-14 | способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов |
ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие 1
Тема: Журналистика как сфера массово-информационной деятельности
Цель занятия: сформировать представление о массовой информации как центральной категории теории журналистики, рассмотреть ее виды и типы в зависимости от усвоения текста аудиторией
Формируемые компетенции: ОПК-1, ОПК-14
Актуальность: знание категорий теории журналистики способствует развитию общепрофессиональных компетенций студентов
Вопросы для обсуждения:
1. Массовая информация как ключевое понятие теории коммуникативистики. Виды информации.
2. Информация и аудитория. Типы информации в зависимости от освоения текста аудиторией.
3. Информационная насыщенность и информативность текста (семантическая, синтактическая, прагматическая адекватность текста).
а) семантический аспект массово-информационной деятельности: дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная типы информации.
б) синтактический аспект массово-информационной деятельности: набор, интенсивность, порядок элементов текста.
в) прагматический аспект массово-информационной деятельности: небанальность, декодируемость, релевантность.
4. Проблема дезинформации как одного из типов информации.
Методические рекомендации
1. При подготовке устного ответа на первый – четвертый вопрос воспользуйтесь главой 2. «Журналистика как сфера массово-информационной деятельности» учебника Прохорова Е.П. «Введение в теорию журналистики» и учебником С. Г. Корконосенко «Основы журналистики» параграфом «Журналистика как средство информации».
2. Законспектируйте по учебнику Е.П. Прохорова
а) понятия потенциальной, принятой и реальной информации;
б) понятия семантической, синтактической, прагматической адекватности текста;
в) понятия дескриптивной, прескриптивной, валюативной, нормативной типов информации;
г) понятия информационной насыщенности и информативности текста.
2. Для освоения понятий теории массовой информации студенты играют в ролевую игру. Цель игры − показать разницу в восприятии информации разными людьми, сделать зримой возможность трансформации информации в журналистском материале, показать субъективность восприятия информации и передачи ее. Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации для каждого играющего. Итак, участники семинара делятся на наблюдателей (которые фиксируют в таблицу происходящее), свидетелей (6 человек) и журналиста. Свидетели и журналист выходят из аудитории. Основная нагрузка по анализу ситуации ложится на наблюдателей, они фиксируют изменения в информации, передаваемой свидетелями. Для оставшихся наблюдателей зачитывается текст, содержащий большое количество фактических данных. После этого свидетели приглашаются по очереди и выслушивают пересказ текста от предыдущего участника. Последним заходит журналист, который может задавать вопросы. Он пишет небольшое информационное сообщение, затем зачитывается первоначальный текст. Преподаватель указывает, что произошел переход потенциальной информации в реальную, а наблюдатели- аналитики рассматривают на каких звеньях происходила трансформация информации, какие типы информации были задействованы, пытаются подвести итог, что же послужило причиной данных трансформаций. Преподаватель делает вывод.
Литература
Основная:
1. Коханова, Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 535 с. - (Медиаобразование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01499-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 (25.04.2016).
Дополнительная:
1. Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации: учебное пособие / Ю.В. Клюев. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 100 с. - Библиогр.: с. 90-94. - ISBN 978-5-4475-6023-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884 (25.04.2016).
2. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение: учебное пособие / С.Г. Корконосенко. - М.: Логос, 2010. - 247 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-471-1; То же [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84983 (25.04.2016).
3. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 352 с. - ISBN 978-5-7567-0615-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104059 (25.04.2016).
4. Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики: учебное пособие / В.Т. Третьяков. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 881 с. - ISBN 978-5-4458-3420-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210221(25.04.2016).
Интернет-ресурсы:
1. https://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань».
2. https://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн
3. https://www.mediascope.ru/ - электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
Практическое занятие 2
Тема: Функции журналистики
Цель занятия: сформировать представление о функциях журналистики
Формируемые компетенции: ОПК-1, ОПК-14
Актуальность: знание категорий теории журналистики способствует развитию общепрофессиональных компетенций студентов
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие функции
2. Система функций журналистики.
3. Монофункциональный, полифункциональный, текст с доминирующей функцией.
4. Взаимодействие функций
Методические рекомендации:
1. Проанализируйте журналистский текст с точки зрения реализации в нем системы функций журналистики.
2. Приведите примеры монофункциональных, полифункциональных текстов и текстов с доминирующей функцией. Обоснуйте свой выбор.
Литература
Основная:
1. Коханова, Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 535 с. - (Медиаобразование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01499-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 (25.04.2016).
Дополнительная:
1. Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации: учебное пособие / Ю.В. Клюев. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 100 с. - Библиогр.: с. 90-94. - ISBN 978-5-4475-6023-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884 (25.04.2016).
2. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение: учебное пособие / С.Г. Корконосенко. - М.: Логос, 2010. - 247 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-471-1; То же [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84983 (25.04.2016).
3. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 352 с. - ISBN 978-5-7567-0615-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104059 (25.04.2016).
4. Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики: учебное пособие / В.Т. Третьяков. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 881 с. - ISBN 978-5-4458-3420-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210221(25.04.2016).
Интернет-ресурсы:
1. https://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань».
2. https://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн
3. https://www.mediascope.ru/ - электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
Практическое занятие 3
Тема: Социальная позиция журналиста
Цель занятия: сформировать представление о социальной позиции журналиста
Формируемые компетенции: ОПК-1, ОПК-14
Актуальность: знание категорий теории журналистики способствует развитию общепрофессиональных компетенций студентов
Вопросы для обсуждения:
1. Формирование социальной позиции
2. Социальная позиция и принципы
3. Система принципов
4. Политическая культура журналиста
Литература
Основная:
1. Коханова, Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 535 с. - (Медиаобразование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01499-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 (25.04.2016).
Дополнительная:
1. Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации: учебное пособие / Ю.В. Клюев. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 100 с. - Библиогр.: с. 90-94. - ISBN 978-5-4475-6023-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884 (25.04.2016).
2. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение: учебное пособие / С.Г. Корконосенко. - М.: Логос, 2010. - 247 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-471-1; То же [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84983 (25.04.2016).
3. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 352 с. - ISBN 978-5-7567-0615-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104059 (25.04.2016).
4. Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики: учебное пособие / В.Т. Третьяков. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 881 с. - ISBN 978-5-4458-3420-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210221(25.04.2016).
Интернет-ресурсы:
1. https://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань».
2. https://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн
3. https://www.mediascope.ru/ - электронный научный журнал факультета журналистики
Практическое занятие 4
Тема: Свобода печати и журналистской деятельности
Цель занятия: сформировать представление о свободе печати и журналистской деятельности
Формируемые компетенции: ОПК-1, ОПК-14
Актуальность: знание категорий теории журналистики способствует развитию общепрофессиональных компетенций студентов
Вопросы для обсуждения:
1. Три стороны свободы в журналистике. Социально-творческий аспект свободы журналистики.
2. Юридическая сторона свободы журналистики. Три исторические концепции свободы печати (по Е.П. Прохорову). Виды и типы систем журналистики (по Е.В. Ахмадулину).
3. Идейно-теоретические концепции и модели журналистики (по С.Г. Корконосенко)
4. Экономические условия и факторы свободы СМИ.