ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине «Организационное поведение»
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров, 080400.62 «Управление персоналом», профиль «Управление персоналом организации» «Управление персоналом организации государственной и муниципальной службы»
очной и очно-заочной подготовки
Новокузнецк
УДК65.9(2)я73 С 50
ББК330(075.8)
Рецензенты
Быстров В.А. Организационное поведение. Учебное пособие. – Изд-во СибГИУ Новокузнецк – 2015. – 120 с.
Представлен теоретический и практический материал, отражающий образовательный стандарт по дисциплине «Организационное поведение». Рассмотрены основные теоретические положения дисциплины, изложены методы, технологии управления поведением персонала в структурах органов государственного и муниципального управления, а также в организациях государственной и смешанной форм собственности. Для студентов высших учебных заведений, изучающих управленческий цикл дисциплин, аспирантов и специалистов, занимающихся вопросами управленческой и организаторской деятельности в органах государственного и муниципального управления и в организациях.
ISBN 978-5-222-15843-2
УДК65.9(2)я73 С 50
ББК330(075.8)
ã Быстров В.А., 2015
ã Оформление СибГИУ., 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |||
1. | Роль и место процесса управления организационным поведением | ||
1.1 | Наука об организационном поведении | ||
1.2 | Теория и практика организационного поведения | ||
1.3 | Основополагающие концепции организационного поведения | ||
Организационная структура | |||
2.1 | Содержание понятия «организация» | ||
2.2 | Понятие и типы организационных структур | ||
2.3 | Влияние организационной структуры на управление организационным поведением | ||
Коммуникации в организациях | |||
3.1 | Основы теории организационных коммуникаций | ||
3.2 | Роль коммуникаций в управлении организаций | ||
3.3 | Типы и эффективность организационных коммуникаций | ||
Власть и деловая политика | |||
4.1 | Определения и свойства власти | ||
4.2 | Необходимость, источники и формы власти при управлении организационным поведением | ||
4.3 | Взаимосвязь власти и деловой политики | ||
Руководство и лидерство в организации | |||
5.1 | Руководство в организации | ||
5.2 | Понятие лидерства | ||
5.3 | Взаимосвязь руководства и лидерства в организации | ||
5.4 | Лидерство на государственной службе | ||
Поведение личности в организации | |||
6.1 | Индивидуальное поведение и личность | ||
6.2 | Современные теории поведения личности | ||
6.3 | Восприятие и процесс восприятия | ||
6.4 | Самоконтроль, установки и самооценка | ||
6.5 | Личность государственного служащего | ||
Групповая динамика | |||
7.1 | Понятие и сущность групповой динамики | ||
7.2 | Цели группы и групповые нормы | ||
7.3 | Структура группы и лидерство в группе | ||
7.4 | Фазы развития и сплоченность группы | ||
7.5 | Поведение группы в критических ситуациях | ||
7.6 | Основные принципы управления группой | ||
Мотивация персонала | |||
8.1 | Управление мотивациями | ||
8.2 | Теории мотивации | ||
8.3 | Мотивация персонала на государственной гражданской службе | ||
Конфликты и стрессы | |||
9.1 | Понятие и типы конфликтов в организации | ||
9.2 | Причины конфликта | ||
9.3 | Модель процесса конфликта | ||
9.4 | Управление конфликтной ситуацией | ||
9.5 | Стресс в организации | ||
Оценка и вознаграждение поведения | |||
10.1 | Общий подход к оценке деятельности персонала организации | ||
10.2 | Стимулирование труда, система поощрений и вознаграждений | ||
10.3 | Оценка деятельности государственных служащих | ||
10.4 | Формы и виды поощрения государственных служащих | ||
Заключение | |||
Литература |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
«Организационное поведение» (ОП) как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины. Поведение индивидов существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.
Несмотря на усложнение проблем на всех уровнях анализа – личностном, групповом и организационном, – сохраняется и будет развиваться в дальнейшем ориентация ОП на его практическое использование в, том числе, в структурах органов государственного и муниципального управления. Это означает необходимость в разработке доступных, понятных и применимых методов, использование которых в управлении людьми позволит организации достигать своих целей с максимальной пользой. Осознание того, что люди – ценнейший ресурс организации, приводит к изменению поведенческих парадигм, к гуманистической ориентации ОП, его социальной направленности. Поведение организации становится все более направленной в сторону социальной справедливости в отношении работников, соблюдения баланса интересов работников и организации, социальной отзывчивости и ответственности перед обществом.
|
Управление поведением людей в организации представляет собой органический сплав науки и искусства. Это свободная теоретическая деятельность, основанная на прочном научном фундаменте. Овладение искусством управления людьми является важным условием развития, повышения качества и эффективности управления в организациях, относящихся к любой сфере общественной жизни.
В связи с этим, целями учебной дисциплины являются:
систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в организации;
объяснение причин поступков человека в определенных условиях;
предсказание поведения работника в будущем.
Конечная цель изучения организационного поведения – овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование.
Основная задача – дать студентам сведения об основных закономерностях поведения человека в организации и способствовать формированию навыков и умений управлять индивидуальной и совместной деятельностью в рамках определенных организационных структур.
Представляемый учебный материал является попыткой изложения комплексного подхода к проблеме управления поведением человека в различных типах организаций и управленческих структур, базирующегося на исследовании широкого круга вопросов включения персонала в процесс функционирования организации.
РОЛЬ И МЕСТО ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ поведением