В газете “Русское слово" в статье “Памяти М.С. Щепкина" (11 августа 1913 г) Сергей Яблоновский писал о М.С. Щепкине:
“Крепостной, просто, с чувством настоящего человеческого достоинства водивший настоящую дружбу, как равный с равным, со всеми выдающимися людьми своего времени, прекрасными, но в значительной степени несвободными от сословных предрассудков".
Щепкин писал, что русскую жизнь он знает “от дворца до лакейской" Пребывание в гуще народа развило его наблюдательность, умение передать характер того или иного персонажа. Годы крепостной неволи пропитали сознание демократизмом.
Изображая своих героев на сцене, великий актер использовал прием “портретирования”, одновременно добиваясь, чтобы в сценическом образе были индивидуальные черты и обобщенность.
В письме к актеру Шумскому Щепкин рекомендовал изучать человека в массе. Это позволит изображать его на сцене таким, каким он является в жизни.
Щепкин не смотрел на театр как на развлечение. Для него сцена была учителем жизни, он говорил, что “искусство настолько высоко, насколько близко к природе”.
Щепкин понимал, что убедительность актерского образа зависит не только от таланта данного актера, но и от общего ансамбля, от того, как игра этого актера способствует развитию главного действия драмы, ее смыслу.
Писатель С.Т. Аксаков заметил в статье “Несколько слов о Щепкине”, что “М.С. Щепкин никогда не приносил истину игры в жертву эффекту; никогда не выставлял своей роли напоказ, ко вреду играющих с ним актеров, ко вреду ансамблю и цельности всей пьесы; напротив, великий актер часто сдерживал свой жар и силу его выражения, если другие лица не могли отвечать ему с такою же силой; что б не подавить других актеров в пиесе, он подавлял себя и охотно жертвовал самолюбием, если характер играемого персонажа не искажался от таких пожертвований".
|
Щепкин требовал, чтобы актер при исполнении своей роли стремился воплотить идею автора, если нужно - уничтожить свою личность и сделаться тем лицом, которое дал автор. Для этого нельзя полагаться на свое “вдохновение”, нужно изучать образ и средства его выражения. Вместе с этим Щепкин самостоятельно творил сценический образ, был актером-художником, полновластным хозяином сцены. Часто он создавал новый образ, используя для этого, казалось бы, малозаметные намеки автора пьесы.
Главные роли
В комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума" Щепкин создал образ Фамусова - типического представителя чиновной бюрократии, исполненного чванливости и барской спеси перед людьми, стоящими ниже его на общественной лестнице, угодливого и раболепного перед представителями придворной знати.
В комедии Гоголя “Ревизор” Щепкин исполнял роль Городничего Он создал обобщенный сатирический образ всей николаевской России с ее крепостным правом, корыстолюбивым чиновничеством и вырождающимся классом помещиков.
Н.П. Огарев писал по поводу этого спектакля, то вся правительственная пошлость и своекорыстие вышли в нем наружу уважение к правительству в общественном сознании было подточено. Император Николай I не понял этого и, сидя в театре, смеялся. Белинский видел значение этой комедии в том, что она стала “художественным представлением нашей общественной жизни". Критик особенно отметил игру Щепкина, принципы которой наиболее полно соответствуют драматургии Гоголя.
|
Щепкин создал яркие сатирические образы дворян в комедиях Гоголя “Женитьба”, “Игроки”.
В комедии-водевиле Загоскина “Благородный театр" Щепкин сыграл роль владельца крепостного театра, вздорного, тщеславного самодура помещика Любского. Несмотря на бестолковость Любского, все препятствия и неудачи, его фанатическая страсть приводит к появлению серьезного дела, потому что театр - это чрезвычайно важное и необходимое обществу учреждение.
В то время реалистические образы простых людей только начали появляться на подмостках сцены Щепкин создал на сцене обаятельные образы представителей простого народа. Таковы, например, сыгранные им роли в пьесах И.И. Котляревского “Москаль чаровник", Г Ф Квитки-Основьяненко “Шельменко-денщик", Скриба и Мельвиля “Секретарь и повар", старый матрос Мартын Симон в водевиле Т Саважа и Г Делурье “Матрос”. Образы простых людей в истолковании Щепкина становились все серьезнее, их страдания вызывали у зрителей не только сочувствие, но и восхищение их замечательной душевной силой, которая приводит к нравственной победе. Особенно ярко это проявилось в образе матроса Симона Белинский писал по поводу этой роли, сыгранной Щепкиным, в статье “Александрийский театр”:
“Кто видал Щепкина в маленькой роли матроса в пьесе того же имени тот легко может составить себе идею о настоящем амплуа Щепкина. Это роли по преимуществу мещанские, роли простых людей, но которые требуют не одного комического, но и глубокого патетического элемента в таланте артиста..."
|
Белинский писал, что Щепкин умеет “в одно и то же время возбуждать и смех и слезы, умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать..."
К числу недостатков М.С. Щепкина великий критик отнес излишество чувства и страсти. Мы знаем, что эта особенность была присуща многим питомцам крепостной сцены. Страсть преобладала у Щепкина не только в патетических, но и комических ролях.
13 сентября 1826 г на сцене Большого театра была поставлена комедия Шаховского “Полубарские затеи". Роль владельца крепостного театра, помещика Транжирина, исполнял Щепкин. В рецензии на этот спектакль С Т Аксаков писал, что Щепкин может играть в любой обстановке и быть понятным простому человеку Щепкину приходилось исполнять и роль античного раба - гениального баснописца Эзопа.5 декабря 1826 г была поставлена комедия водевиль Шаховского “Притчи, или Эзоп у Ксанфа” С Т Аксаков высоко оценил умение артиста глубоко передать ненависть порабощенного человека к своему господину. Раб не может высказать свои чувства открыто, он вынужден использовать для этого иносказательную форму. “Зритель видел и слышал в нем, - писал С Т Аксаков, - несмотря на покорную наружность хитрого, тонкого раба, кипящего внутренним негодованием". Исполнение этой роли Щепкиным давало много и для понимания психологии русского крепостного интеллигента. Комедия-водевиль Шаховского - произведение, весьма посредственное по своим художественным достоинствам, благодаря Щепкину, его глубокому знанию жизни и таланту, пользовалось большим успехом у зрителя.
Щепкин был несравненным мастером импровизатором коротких рассказов. Многие из них носили ярко выраженный обличительный характер. Рассказы Щепкина сослужили важную роль для русской литературы. Как уже отмечалось, Герцен со слов Щепкина написал рассказ “Сорока воровка”. Этот рассказ Щепкина о трагической судьбе крепостной актрисы слышал и А Н Плещеев. В письме к Ф М Достоевскому от 14 марта 1849 г. он писал о том, как Щепкин рассказывал ему “анекдот” о “Сороке-воровке": “У него слезы блистали на глазах, когда он говорил о свидании своем с этой актрисой, которой он мне и имя назвал, также, как и имена прочих лиц этой повести".
Гоголь использовал некоторые подробности рассказа великого русского актера в повести “Старосветские помещики".
Известен талантливо исполненный рассказ Щепкина о помещике-любителе псовой охоты - Горлопанове, персонаже комедии Ф Ф. Иванова “Женихи”. Используя интонацию, мимику и другие художественные средства, Щепкин усилил сатирическую, обличительную направленность рассказа.
Щепкин выступал перед публикой со стихотворениями Шевченко. В 1846 г Шевченко посвятил Щепкину стихотворение “Пустка".
Заключение
Цензура не позволяла актерам читать широкой публике сочинения с сатирической и революционной направленностью, однако Щепкин находил способы обойти эти запреты.
Щепкин дружил с революционными демократами Белинским, Герценом, Шевченко. Он был не только верным и надежным товарищем, но и их единомышленником. В 1840 г в театре Петербурга состоялась премьера водевиля П А. Каратыгина “Авось, или Сцена в книжной лавке". В ней высмеивался критик Крапивин. Это был замаскированный пасквиль на Белинского Щепкин отказался прочитать его со сцены.
Гоголь в период душевного надлома написал “Развязку" “Ревизора", в которой давал своей комедии новое, абстрактно-аллегорическое истолкование, что притупляло ее социальную остроту. В ноябре 1846 г он предложил “Ревизора" вместе с “Развязкой” Щепкину для бенефиса. Актер-демократ с возмущением отказался от этого предложения:
“Прочтя Ваше окончание “Ревизора”, я взбесился на самого себя, - писал Щепкин Гоголю, - за свой близорукий взгляд, потому что до сих пор я изучал всех героев “Ревизора”, как живых людей я так видел много знакомого, так родного, я так свыкся с Городничим, Добчинским и Бобчинским в течение десяти лет нашего сближения, что отнять их у меня всех вообще - это было бы действие бессовестное. Не давайте мне никаких намеков, что это де не чиновники, а наши страсти, нет, я не хочу этой переделки: это люди, настоящие, живые люди, между которыми я вырос и почти состарился… Нет, я их вам не дам, пока существую. После меня переделайте хоть в козлов, а до тех пор я не уступлю Вам Держиморды, потому что и он мне дорог".
За свои свободолюбивые идеи Щепкин был взят на подозрение жандармов. К шефу III Отделения князю Долгорукому 28 августа 1858 г поступило дело от графа Закревского. В списке “неблагонадежных людей", принадлежавших к тайному политическому обществу славянофилов, среди других были Михаил Семенович Щепкин и его сын - Николай Михайлович Против их фамилии написано “желает переворотов и на все готовый".
Список использованной литературы
1. Абалкин Н. "Рассказы о Театре" М., 1981.
2. Кагарлицкий Ю.И. "Театр на века" М., 2007.
3. Немирович-Данченко Вл.И. "Рождение Театра" М., 1989.
4. Отрошенко Вл. "Русский театр". - М., 2004.
5. Сорочкин Б.Ю. "Театр между прошлым и будущим" - М., 1989.